Время новостей
18 декабря 2008, 12:01
Не везет
Доходы грузовой авиации мира упадут в 2009 году на 5,4 млрд долларов
На этот раз поступательное развитие отрасли прервал мировой экономический и финансовый кризис. Согласно расчетам IATA, в целом по итогам 2008 года общие доходы авиакомпаний мира от перевозки грузов будут все же больше, чем годом раньше (59,3 млрд долл. и 57,6 млрд долл. соответственно). Этот результат будет обеспечен ростом бизнеса в первую половину 2008 года. Однако уже в 2009 году IATA прогнозирует уменьшение отраслевых доходов до 53,9 млрд долл. Рецессия в грузовой авиации, по мнению экспертов, продлится год, а возможно, и два. В некоторых отношениях, отмечается в отчете IATA, условия для бизнеса в 2009 году будут даже хуже, чем в 2001-м. Ассоциация ожидает одновременного снижения тарифов на провоз грузов и средних показателей коммерческой загрузки самолетов. Правда, также будет снижаться стоимость топлива, которое в последнюю пару лет стало главной статьей для всех авиакомпаний мира.
В разные регионы мира отраслевой спад пришел не одновременно. IATA отмечет, что уже по итогам трех первых кварталов 2008 года объемы международных воздушных перевозок грузов снизились в Африке (на 1,3%) и Северной Америке (на 3,6%). В Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке этот показатель в тот период вырос (примерно на 3%), а на Ближнем Востоке даже дал 11% роста. Однако этот региональный рекорд (опирающийся на солидные доходы от экспорта нефти, отмечают эксперты IATA) не смог серьезно изменить общемировую картину. В среднем по миру рост грузовых авиаперевозок в январе-сентябре 2008 года оказался скромным: 2,3%, а концу года может стать еще незаметнее. Следующим регионом, где эксперты ожидают спад объемов перевозок, должна стать Европа. Снижение объемов торговли в этом районе мира, очевидно, сократит спрос и на услуги грузовых авиаперевозчиков.
Кстати, отмечает IATA, поскольку по воздуху перемещаются товары с самой высокой удельной стоимостью, авиатранспорт обеспечивает очень значительную долю мировой торговли в денежном выражении. По стоимости 35% товаров в мире перевозят авиакомпании. Если считать то же самое по весу, получается лишь 0,5%.
Замедление оборотов авиатранспортного бизнеса уже заставляет авиакомпании корректировать свои планы по приобретению новых самолетов. За сентябрь-ноябрь 2008 года авиакомпании распорядились отменить или отложить поставку 34 грузовых широкофюзеляжных самолетов, или 15% воздушных судов этого класса, запланированных к поставке в эти месяцы. Из графиков 2009 года уже исключены 24 лайнера (поставка многих из них отложена на 2010 или 2011 год).
В сентябре и октябре 2008 года резко рванул показатель выведенных их активной эксплуатации грузовых самолетов. На стоянках оставались примерно по 200 лайнеров всех классов (широко- и узкофюзеляжных реактивных, а также региональных турбовинтовых). В предыдущие месяцы 2008 года этот показатель по миру редко достигал 80, а в 2006-2007 годах колебался на уровне меньше десяти.
IATA не анализирует отдельно ситуацию в России или с российскими авиакомпаниями. Однако известно, что для отечественных авиаперевозчиков главным рынком служит направление Западная Европа - Северо-Восточная Азия. Еще в мае 2008 года IATA отмечала на этом рынке рост объемов перевозок на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Но уже в сентябре (последнем месяце, данные за который публикуются) падение этого показателя достигло 9,9%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2024
Аэрофлот успешно поддерживает непрерывность автоматизированных бизнес-процессов совместно с российской ИТ-компанией IBS
Март 28, 2024
Итоги голосования за проект нового аэропорта "Омск-Федоровка" подведут 29 марта
Март 28, 2024
Авиакомпания "Якутия" наградила победителей и призеров III открытых межрегиональных юношеских научных чтений имени Сергея Павловича Королева
Март 28, 2024
"Небо на ладони". Авиакомпания "Якутия" проводит конкурс детских рисунков