О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Спасти капрала Райта"

Вот уже несколько месяцев европейские специалисты-вертолетчики бурно обсуждают одно событие, которое, правда, произошло... более двух лет тому назад

Вот уже несколько месяцев европейские специалисты-вертолетчики бурно обсуждают одно событие, которое, правда, произошло... более двух лет тому назад. Однако дело в том, что в результате проведенного расследования стали известны некоторые подробности гибели в Афганистане британского капрала Марка Райта (Mark Wright). Они и взволновали экспертную общественность.

Череда непростительных ошибок

Марк Уильям Райт родился 22 апреля 1979 года. Жил в Эдинбурге. В январе 1999 года завербовался в армию Соединенного Королевства. После прохождения курсов в октябре 1999 года был зачислен в 3-й батальон парашютного полка. За первые три года службы трижды направлялся в командировки в Северную Ирландию. В мае 2003 года его подразделение (одно из первых в части) было переброшено в Ирак. Там он стал наводчиком. Вернувшись из Ирака, получил звание капрала. Именно в качестве наводчика Райт в мае 2006 года и поехал в Афганистан.

Нужно сказать, что наводчик в Афгане - это очень тяжелая и опасная работа. Он всегда "на острие", поскольку должен в непосредственном контакте с противником (в условиях прямой видимости) корректировать огонь так, чтобы нанести максимальный урон врагам и не попасть по своим. Это был профессиональный солдат, перед поступком которого (а Райт спасал боевых товарищей) не стыдно склонить голову.

Гибель капрала - итог череды непростительных ошибок и отсутствия должного вертолетного обеспечения. Военнослужащие были ранены на минном поле. Из-за отсутствия батарей (зарядных устройств) связь между постами в XXI веке велась по 1-2 минуты в час, солдаты были вынуждены передавать сигналы выстрелами из стрелкового оружия. Из-за того, что свои вертолеты не были приспособлены для подъема раненых из опасной зоны, британцы ждали помощь почти четыре часа, пока их не вытащили американские винтокрылы. По закрученности сюжета трагические события 6 сентября 2006 года заслуживают своего фильма "Спасти капрала Райта".

Капрал Райт был одним из трех десятков британских военных, которые выполняли задачу по охране и обороне дамбы гидроузла в Каджаки на севере провинции Гельменд. Гидроэлектростанция, построенная американцами в 1975 году, имеет особое значение для Афганистана. Сегодня одна из турбин выдает 16 МВт, второй требуется ремонт, третью, мощностью 18,9 МВт, недавно доставили из КНР. Специалисты надеются в 2009 году запустить в работу все три турбины.

6 сентября небольшая группа (патруль) под командованием капрала Стюарта Хейла (Stuart Hale) выдвинулась в направлении кишлака для наблюдения за боевиками-талибами. Когда капрал перепрыгивал через ручей, слева сработала противопехотная мина. В результате подрыва Хейли потерял ногу. Он оказался в центре минного поля, несмотря на то что карта была совершенно "чистая" (информация о "забытом" минном поле была передана несколько месяцев назад, но ее так и не довели до подразделений и не зафиксировали на картах).

Спасательную команду возглавил капрал Райт. Это он сообщил командованию о необходимости присылки вертолета со спасательной лебедкой. А в ответ услышал, что такой машины нет. Командир батальона полковник Стюарт Туутал (Stuart Tootal), который координировал действия спасателей с КП, попытался запросить нужный для подобного случая американский винтокрыл. Но оказалось, что союзники смогут оказать помощь лишь через несколько часов. Полковник объяснил, что раненый военнослужащий истекает кровью на минном поле, а в ответ получил кучу вопросов о необходимости использования вертолетов Black Hawk. Туутала послали на уровень командования НАТО.

Полковнику ничего не оставалось, как направить на место происшествия британский вертолет Chinook без необходимого оборудования. В это же время спасательная команда попыталась перенести капрала Хейли в безопасное место. В ходе этой попытки другой капрал - Стюарт Пирсон (Stuart Person) наступил на мину и ему тоже оторвало ногу.

Когда спасатели заметили заходящий на посадку геликоптер, они закричали, принялись знаками показывать экипажу, что ему надо уходить: ведь мины способны сдетонировать под машиной. К сожалению, пилоты предупреждения не услышали, и вертолет сел, коснувшись задними колесами земли.

Летчики видят кричащих, жестикулирующих солдат, но к вертолету никто их них не подходит. Тогда, поняв, что творится что-то неладное, командир экипажа принимает решение взлетать. Во время отрыва машины от земли Райт своим телом закрыл раненых товарищей. И тут рванула еще одна мина! Основная доля заряда шрапнели досталась Марку...

Представители Минобороны Великобритании предположили, что Райт сам подорвался. Однако те, кто находился рядом, утверждают: когда вертолет взлетел, им показалось, что все уже позади, они огляделись, и в этот момент прогремел взрыв. Потом долгие часы они лежали на минном поле, а раненый Марк до последней минуты пытался шутить, чтобы приободрить боевых друзей. Спасение пришло, как уже говорилось, лишь через четыре часа в виде двух вертолетов армии США Black Hawk, которые подобрали раненых. К сожалению, Райт умер в полете по пути в госпиталь от шока.

Нужно отметить действия американских пилотов, которые проявили высочайшее профессиональное мастерство и истинное мужество, подняв раненых с минного поля. Они заслуживают всяческого уважения.

Уроки не только для британцев

Однако итог той боевой операции был печальным. В результате преступной халатности британские десантники оказались в "капкане", где без единого выстрела потеряли шесть человек ранеными и одного убитым, только чудом не пострадал вертолет, совершивший посадку на минное поле. Как и везде, исправляя чье-то головотяпство, рядовые рабочие войны проявили настоящий героизм, а чиновники бросились защищать честь мундира.

В официальном заявлении Минобороны Великобритании было сказано, что все британские вертолеты оборудованы спасательными лебедками, однако использование их для подъема пострадавших с минных полей не предполагалось из-за смертельного риска. Высшее командование заявляло, что британские войска располагают всеми необходимыми ресурсами для выполнения задач, с которыми они сталкиваются.

Подобные громкие заявления мы, российские ветераны горячих точек, тоже не раз слышали… А потом вывозили раненых "навалом" на полу Ми-8.

По итогам расследования были названы три основные причины гибели Марка Райта: недостаток в Афганистане соответствующих британских вертолетов, оборудованных лебедкой; нисходящий воздушный поток несущих винтов вертолета Chinook при посадке на минное поле; административные проволочки для отправки подходящего вертолета с лебедкой. Британская корона потеряла настоящего солдата по глупости, из-за недостатка снаряжения. Это слишком высокая плата за слабое вертолетное обеспечение.

Провал "9/6/6" (на американский манер 9 сентября - 9/11, 6 сентября 2006 - 9/6/6), в котором нельзя винить солдат-десантников и вертолетчиков, - это еще несколько серьезных уроков для военачальников и руководителей компаний ОПК. Кстати, не только зарубежных, но и отечественных.

Урок первый, наиболее очевидный - вертолет CH-47 Chinook не подходит для выполнения задач поисково-спасательного обеспечения боевых действий из-за слишком мощного воздушного потока несущих винтов. Именно воздушный поток НВ вертолета, который попытался выполнить посадку, привел к смещению боеприпасов и детонации мин, одна из которых смертельно ранила капрала Райта.

Второй урок. Экипаж вынужден был выполнить посадку из-за того, что вертолет не был оборудован спасательной лебедкой, поэтому не мог поднять раненого с висения.

Третий урок. У Великобритании не оказалось вертолета со спасательной лебедкой (что хорошо на бумаге, на деле - никак).

Четвертый урок - отсутствие планирования медицинской эвакуации британских военнослужащих с помощью вертолетов. Понадеялись, что есть другие подходящие винтокрылы международных сил безопасности в Афганистане, которыми можно воспользоваться по вызову.

Пятый урок заключается в том, что, работая в составе коалиционный войск в совместных операциях, каждая из сторон-участниц должна иметь свои собственные средства спасения. В боевых действиях всегда есть риски, которые должны просчитываться в мирное время.

Однако главный урок заключается в том, что тяжелые вертолеты создают мощный нисходящий воздушный поток и не подходят для выполнения спасательных задач. Нужны средние геликоптеры, оснащенные полным комплексом спасательных средств, в том числе лебедками.

Парадокс: капрала Райта убил Chinook, а мог спасти Black Hawk. На этом фоне американские ВВС собираются менять свои старенькие HH-60 Pave Hawk на новые HH-47 Chinook. Согласитесь, не лучший выбор (с их-то военным бюджетом), когда есть более подходящие машины.

Гибель Райта - урок для всех заказчиков вертолетов. "Первая скрипка" в будущих боевых действиях принадлежит не боевым и ударным, а поисково-спасательным винтокрылам, способным быстро найти и спасти, машинам, которые не погубят, а выручат из беды!

Капрала Марка Райта посмертно наградили "Георгиевским крестом" (George Cross). Семья, по некоторым данным, получит 20 тыс. фунтов стерлингов, в интернете организован сбор средств в помощь… А я смотрю на фотографию молодого улыбающегося британца, и мне кажется, что знаю Марка. Солдаты и руководители всех армий удивительно похожи друг на друга: одни спешат на помощь и гибнут, другие творят ошибки и оправдываются.

Немного статистики: по данным DASA (Defence Analytical Services Agency), тогда, в 2006 году, Великобритания потеряла 190 военнослужащих, в том числе 109 - сухопутные войска. Показатель смертности (число погибших на 100 тыс. человек) вырос по сравнению с 2005 годом с 81 до 93 (в основном за счет боевых действий в Ираке и Афганистане, соответственно с 14 до 44), из них 32% (каждый третий!) - это подрывы. С тех пор, к сожалению, реальных изменений так и не произошло, только в ноябре месяце этого года и только в Афганистане Соединенное Королевство лишилось еще 14 своих вооруженных защитников.

Вы спросите, а какое отношение к нам имеет гибель британского капрала в далеком Афганистане? Разве вам это ничего не напоминает: "забытое" минное поле - подрыв - отсутствие батарей для радиостанций - неподготовленный вертолет - бесконечное ожидание - смерть, когда помощь пришла, - циничные оправдания…

Боевые действия в Южной Осетии в очередной раз подтвердили возросшее значение поисково-спасательных винтокрылых машин. В условиях мощного огневого противодействия российские вертолетчики ПСО сумели найти и спасти командира штурмового полка, который катапультировался из сбитого Су-25 на грузинской территории. Вот наши национальные герои!

А для тех, кто громче всех постоянно шумит о превосходстве "Аллигаторов" и "Ночных охотников" над "Апачами", предлагаю задуматься на тему, как "Спасти рядового Иванова"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка