Источник: газета «Красная звезда»
Автор: Олег Вершинин
Опубликовано: 22.12.2008, 15:06

Летчик рождается в небе


На вопросы "Красной звезды" отвечает командующий Краснознаменным Дальневосточным объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Иванов.

Визитная карточка

Валерий Михайлович Иванов родился 21 декабря 1960 года в городе Опочка (Псковская область). В 1982 году окончил Днепропетровское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО, в 1994 году - Военную академию ПВО, в 2002 году - Военную академию Генерального штаба ВС РФ. С 2007 года - командующий Дальневосточным объединением ВВС и ПВО. Награжден двумя орденами и шестью медалями.


- Валерий Михайлович, какие мероприятия в текущем году стали наиболее ответственными для Дальневосточного объединения ВВС и ПВО?

- Прежде всего стоит остановиться на специфических особенностях Азиатско-Тихоокеанского региона. На востоке Россия граничит с наиболее мощными в военном плане государствами мира - КНР, США, Кореей и Японией. Дальневосточное объединение ВВС и ПВО решает задачи по прикрытию городов, наиболее важных объектов государственного и военного значения. Соответственно мы стремимся поддерживать боеготовность на достаточном уровне - изучаем передовой опыт различных стран, стараемся идти на один шаг впереди соседей.

В течение 2008 года объединение дважды отчитывалось перед военной инспекцией Министерства обороны России. Так, в конце марта держал экзамен личный состав полка постоянной готовности в Черниговке. Командир части получил пакет с соответствующими указаниями, через пять часов все подразделения были готовы к боевому применению, в небо поднялись двадцать два самолета Су-25. Пилоты применили управляемое и неуправляемое вооружение, в целом достойно отработали боевые задачи на Новосельском полигоне.

Еще более ответственной стала осенняя инспекция Минобороны РФ. Проверялось объединение в целом, и соответственно по тревоге во время командно-штабного учения поднимали уже несколько воинских частей. Особенно большая нагрузка выпала на зенитный ракетный полк на С-300ПС (Золотая долина) и авиаполк на МиГ-31 (Соколовка). В отличие от весеннего экзамена личный состав формирований выполнял задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации. В район сосредоточения расчеты полков были переброшены на самолетах Ил-76, а летчики осуществили самостоятельный перелет воздушным эшелоном в направлении Читы.

В общем, в течение года в Дальневосточном объединении ВВС и ПВО прошло около двухсот различных учений. Высокая интенсивность боевой подготовки привела к существенному росту нагрузки на командиров, летный и технический состав. Военнослужащие, как говорится, практически не выходили из "боя". Но, с другой стороны, такая школа позволила поднять профессионализм личного состава на новый уровень.

- Расскажите о ходе и результатах стратегического командно-штабного учения "Стабильность-2008", в котором объединение приняло активное участие.

- Цель учений отражала геополитические реалии региона и была направлена на устранение возможных террористических угроз как на суше, так и в море. В этой связи отрабатывались практические вопросы по созданию, развертыванию и боевому применению объединенной группировки войск по защите инфраструктуры и обеспечению безопасности морского судоходства на Дальнем Востоке. В ходе СКШУ особое внимание уделялось деятельности регионального командования для создания в конечном счете нового облика армии в рамках перспективного плана развития Вооруженных сил России до 2020 года.

В СКШУ были задействованы авиаполки из Черниговки и Галенки, практически все воинские части соединения ПВО на Приморском направлении. Для меня, как для командующего, основной проблемой стало создание четкой автоматизированной системы управления. Были определенные сомнения в оперативном развертывании элементов АСУ, но самоотверженность и профессионализм личного состава позволили выполнить задачу без срывов. Трижды менял свое местоположение совмещенный командный пункт авиации и противовоздушной обороны, но подразделения получали информацию о противнике в реальном масштабе времени, действовали на опережение - быстро и четко.

Во время первого этапа СКШУ мы участвовали в совместной операции с Приморским общевойсковым объединением на Сергеевском полигоне. В ходе учения нами был учтен опыт военного конфликта с Грузией. Помимо системы управления, например, большое внимание обращали на преодоление системы ПВО вероятного противника. Во время второго этапа мы взаимодействовали с подразделениями Тихоокеанского флота на полигоне морской пехоты в районе мыса Клерка. Впервые была детально изучена противодесантная операция, проведены расчеты совместных возможностей по прикрытию побережья Сахалина и Приморья. Общая оценка деятельности армии - "хорошо". Но главное, такое масштабное взаимодействие значительно обогатило опыт командования Дальневосточного объединения ВВС и ПВО.

- А как показали себя зенитные ракетные полки во время стрельб на государственном полигоне Телемба?

- В 2008 году зенитные ракетные соединения Дальневосточного объединения ВВС и ПВО выполняли учебно-боевые пуски несколько раз. Еще в феврале ответственный экзамен держала бригада из Биробиджана. Личный состав соединения в течение двух суток добирался эшелоном до Читы, затем прошел сложный марш на технике в район государственного полигона Телемба. Здесь все прошло по графику - разбили лагерь, развернулись в боевой порядок, планово отстрелялись. Военнослужащие работали по нескольким мишеням типа "Стриж". Все цели были поражены успешно. Естественно, успех подчиненных порадовал.

Но еще более сложными оказались пуски для военнослужащих зенитного ракетного полка из Золотой долины во время инспекции Минобороны РФ. В свое время мне довелось командовать корпусом в Москве, стреляло по пять полков в год, но такой сложной мишенной обстановки видеть еще не доводилось. Ночью в зону поражения одновременно зашли сразу четыре учебные цели. В такой момент решение необходимо принимать мгновенно. И здесь сыграли свою роль подготовка расчета и профессионализм командира воинской части полковника Алексея Самохвалова. Впрочем, из-за перерасхода одной ракеты поставили только "хорошо".

- Планируются ли поставки новой и модернизированной техники на Дальний Восток?

- Воинские части осуществляют перевооружение согласно плану. Конечно, летчики мечтают о самолетах пятого поколения. Но, с другой стороны, с учетом продления календарных ресурсов, которое может осуществляться заводом-изготовителем в процессе проведения капитального ремонта, сроки списания самолетов могут значительно отодвигаться. Конструкторы вложили в свои изобретения большие возможности. Боевые машины после модернизации полностью соответствуют требованиям времени и могут оставаться на вооружении российских ВВС еще долгие годы.

Сейчас, например, проходит модернизация авиационного парка техники в бомбардировочном формировании под командованием полковника Геннадия Багнюка. В течение года в авиаполк поступило 14 самолетов Су-24М2. Поставка остальных будет осуществлена в 2009 году. На очереди находятся и другие бомбардировочные полки Дальневосточного объединения ВВС и ПВО. Летный и технический составы формирований активно проходят соответствующую подготовку в Липецком центре боевого применения и переучивания летного состава (ВВС).

Кроме того, на модернизированные самолеты Су-27СМ полностью перешел авиаполк в Дземги. Заканчивает перевооружение воинская часть в Центральной Угловой. Новая машина предназначена для завоевания господства в воздухе. Она может поражать наземные и надводные цели в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, при применении активных и пассивных помех. Кстати, по возможностям поражения наземных объектов Су-27СМ практически соответствует, а по тактическому радиусу, дальности и продолжительности полета даже превосходит фронтовые бомбардировщики Су-24М.

- Одним из главных критериев деятельности военных летчиков остается безопасность полетов...

- Общее количество авиаинцидентов в объединении снизилось. Но, к сожалению, в 2008 году мы не выполнили главную задачу по безопасности полетов. Одна трагедия произошла в марте в Черниговском полку. В результате ошибки пилотирования погиб старший офицер. Он попал под ракету ведомого летчика. Второе происшествие случилось в сентябре в Воздвиженке. Офицеры принимали самолет с завода и должны были совершить контрольный полет. В небе произошел отказ системы управления. Летчику просто не хватило времени и высоты для катапультирования.

В авиации любая незначительная ошибка или маленькая поломка может привести к трагедии. Или, например, авария Су-24 на Хурбе, произошедшая в прошлом году. Из-за отказа техники возник пожар в самолете. В результате расследования выяснилось - перетерлась оплетка одного из жгутов. В таких случаях происходит приостановка полетов до полной проверки и устранения неисправностей во всех машинах схожей серии и даты выпуска. Причины авиапроисшествия разбираются и разъясняются всему личному составу всех воинских частей объединения.

Со своей стороны мы обращаем особое внимание на более качественную работу групп объективного контроля, проверяющих и разбирающих полеты. Постоянно повышается качество обучения пилотов в специальном центре выживания летного состава объединения ВВС и ПВО. Не забываем и о поисково-спасательном обеспечении. На всех направлениях эти команды готовы оказать помощь, на круглосуточном дежурстве находятся экипажи самолетов и вертолетов. Так, в прошлом году экипаж Су-24 на Хурбе был обнаружен и эвакуирован в безопасное место буквально в течение получаса.

- Каким образом в объединении ведется работа с молодыми офицерами?

- Возможности для планомерного повышения профессионализма сегодня довольно хорошие. По сравнению с предыдущим годом налет вырос на 15 проц. Мы недавно провели анализ - с 2005 года в объединение пришли более ста молодых офицеров, из которых прикованы к земле только трое, да и то по состоянию здоровья. Согласно распоряжению главкома ВВС выпускники 2007 года провели в небе не менее 50 часов и получили 3-й класс. Другими словами, они состоялись как летчики. Сегодня мы подходим к выучке по налету к показателям советского времени. А это соответственно поднимает на новый уровень и качество боевого применения, и мастерство пилотирования, и в том числе безопасность полетов.

Здесь другая проблема, в общем-то довольно характерная для армии. Лейтенант начнет стремиться к профессиональному росту, лишь избавившись от бытовой неустроенности. Между тем в объединении довольно сложная обстановка с жильем - на данный момент в очереди на получение квартир стоят около двух тысяч человек. К этому числу прибавьте желающих расширить жилплощадь. Мы вынуждены распределять выпускников училищ в гарнизоны с пустующими домами, оставшимися после сокращения воинских частей. Но такая практика не может длиться бесконечно, в итоге такая ситуация приведет к определенным кадровым сложностям.

- Недавно по вашему требованию лейтенанты прошли курсы русского языка и сдали зачеты. Неужели все настолько сложно?

- Мое мнение - современный офицер должен быть всесторонне развит и образован. К величайшему сожалению, правила русского языка стали забываться не только лейтенантами, но и старшими офицерами. Поэтому мы организовали и провели небольшую акцию по изучению правил стилистики и грамматики. После такой вынужденной встряски рапорты и сводки стали заметно грамотнее в отношении грамматики и пунктуации. Не успели подтянуть офицеров по русскому языку, всплыла еще одна проблема -многие командиры не умеют работать на персональном компьютере. Теперь готовимся к командно-штабным играм на ЭВМ.

- Какие еще проблемы волнуют вас, как командующего объединением?

- В большей части грядущие перемены. В следующем году в запас будут уволены более 2,5 тысячи человек - преимущественно старшие офицеры. Реформы коснутся прежде всего органов управления. В условиях сокращения главными задачами станут сохранение устойчивой системы управления войсками, поддержание на высоком уровне боевой и мобилизационной готовности объединения. Не менее значимо и выполнение социальных гарантий военнослужащих. Реформирование - всегда сложный процесс, но хотелось бы, чтобы он прошел по возможности безболезненно для объединения в целом и для каждого человека в отдельности.

 

Дайджест прессы за 22 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 22 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-24, Су-25, МиГ-31, Ил-76 МД, Безопасность полетов, Ил-76, Т-501, Т-420 (в процессе тестирования)