Источник: газета «Гудок»
Автор: Альбина Булатова
Опубликовано: 23.12.2008, 12:05

Симбиоз крыла и рельса

Железнодорожники займутся авиацией


"Литовские железные дороги" (Lietuvos GeleZinkeliai) готовы приобрести убыточную национальную авиакомпанию flyLAL - Lithuanian Airlines.

Долги компании, не покрытые имуществом, составляют 89 млн литов (26 млн евро). По словам генерального директора авиакомпании Витаутаса Кайкариса, национальную компанию нужно спасать, иначе стране грозит статус "провинции Европы".

Акционеры и основные кредиторы flyLAL - литовские компании ZIA valda, Sanitex и Indeco - предложили компанию национализировать, продав государству 51% акций за символическую плату в 1 лит. Сама авиакомпания предлагает план реструктуризации, согласно которому уже в 2011 году перевозчик сможет получить прибыль. Но на его реализацию потребуется 30 - 35 млн литов.

Министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис заявил о возможном банкротстве flyLAL. Согласно прогнозам, убытки в этом году составят 100 млн литов. При этом он подчеркнул, что "речи о национализации flyLAL не идет", и не исключил, что flyLAL придется самостоятельно привлекать средства для спасения, например привлекая частный капитал.

В этой ситуации полной неожиданностью стало заявление гендиректора Lietuvos GeleZinkeliai Стасиса Дайлидка. Он не исключил возможность приобретения авиаперевозчика, если Lietuvos GeleZinkeliai останутся в нынешнем состоянии (бизнес по предоставлению услуг и инфраструктура не будут отделены от компании). "Тогда мы могли бы стать сильными акционерами, с прочным тылом", - отметил он. На данный момент официального предложения о покупке акций flyLAL железнодорожная компания пока не получила.

По мнению начальника отдела оценки рисков ЗАО "Рейтинговое агентство AK&M" Сергея Яркоева, "пока сложно утверждать, зачем литовской железнодорожной компании такой актив. В условиях кризиса тратить свободные деньги на погашение долгов авиакомпании достаточно рискованно. Здесь все очень сильно зависит от финансового благополучия Lietuvos GeleZinkeliai. Необходимо тщательно проанализировать параметры сделки - долг компании в 89 млн литов может оказаться не столь существенным, если активы авиакомпании достаточно привлекательны, а план реструктуризации реален", - считает эксперт. "Тем не менее в условиях кризиса очень высок уровень неопределенности, а вместе с ним и риск купить кота в мешке, - заявил Сергей Яркоев. - К тому же этот актив не профильный, а им необходимо управлять. Возможно, государство, спасая авиакомпанию, предпочитает передать ее железнодорожной компании, рассчитывая на ее качественный менеджмент, который эффективно выведет авиакомпанию из кризиса".

Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев не смог вспомнить прецедент, чтобы железнодорожная компания владела авиационными активами. По мнению эксперта, данное решение выглядит довольно экстравагантно, но, с другой стороны, в нем есть определенная логика - предложить клиенту весь спектр перевозок. Однако традиционно в континентальной Европе железнодорожные перевозчики жестко конкурируют с авиакомпаниями. В случае же приобретения авиакомпании железнодорожниками обе структуры будут бороться за одного клиента.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 23 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пантелеев Олег (в процессе тестирования)