О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Соло для "Гармони"

В войсковой ПВО будет усовершенствована подсистема управления и разведки

Опыт последних локальных войн и конфликтов показывает, что исход сражений на земле зачастую решается в воздухе. Сегодня уже проблематично рассчитывать на победу без наличия развитых средств воздушной разведки и нападения. А значит, обороняющаяся сторона должна в таком случае подумать о наличии у нее сил и средств противовоздушной обороны. В том числе тех, которые находятся непосредственно в боевых порядках. Насколько наши войска отвечают требованиям времени в этом отношении? Какой техникой и вооружением располагают? На эти и другие вопросы в канун профессионального праздника - Дня войсковой ПВО отвечает начальник войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск генерал-майор Михаил Круш.

Личное дело

Михаил Кондратьевич Круш

Родился 6 января 1953 года в селе Орел Мамлютского района Северо-Казахстанской области. Окончил Полтавское высшее зенитное артиллерийское командное училище (1974 г.), Военную академию войск противовоздушной обороны Сухопутных войск (1986 г.), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1997 г.). С 1974 по 1979 г. службу проходил на должностях командира взвода и командира батареи в Группе советских войск в Германии. С 1979 по 1983 г. - заместитель начальника штаба зенитного ракетного полка в Дальневосточном военном округе. С 1986 по 1991 г. - на должностях заместителя командира и командира полка в Московском военном округе. С 1991 по 1995 г. - заместитель начальника войск ПВО МВО. С 1997 г. - начальник штаба - первый заместитель начальника войск противовоздушной обороны Забайкальского военного округа. С 1999 по 2001 г. - начальник войск ПВО Сибирского военного округа. С 2001 г. - начальник войск противовоздушной обороны Московского военного округа. Указом президента Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. назначен на должность начальника войсковой ПВО ВС РФ. Награжден орденами Красной Звезды, "За личное мужество". Женат, имеет двоих детей.


- Михаил Кондратьевич, 1 декабря в Вооруженных Силах начался новый учебный год. С какими результатами в боевой подготовке подошли к нему ваши войска?

- В ходе учений в 2008 году проверено и оценено около 90 соединений, воинских частей и подразделений ПВО, из них 76 процентов оценены на "хорошо" и "отлично".

По результатам учений с боевой стрельбой лучше подготовлены войска ПВО Московского и Приволжско-Уральского военных округов.

- Принимали ли участие ваши подразделения в боевых действиях в Южной Осетии? Как они себя показали?

- В проведении операции по принуждению к миру в зоне грузино-югоосетинского конфликта принимали участие части и подразделения войсковой ПВО, на вооружении которых находились ЗРК "Бук-М1", "Оса", "Тунгуска", "Стрела-10", "Шилка", ПЗРК "Игла".

Своевременное приведение воинских частей и подразделений ПВО Объединения СКВО, предназначенных для усиления миротворческих сил ВС РФ, позволило уже к 20.00 первых суток ведения боевых действий создать группировку противовоздушной обороны первоочередного усиления.

Наиболее эффективно применялись подразделения ЗРК "Оса-АК", способные вести борьбу с малоразмерными и малоскоростными воздушными целями в ночное время.

- Что еще можно сказать о действиях противника? Как учитывается в учебе опыт боевой работы наших войск в Южной Осетии?

- Авиация противника активно использовалась только на начальном этапе операции, в процессе создания группировки войск. Вместе с тем части и подразделения войсковой ПВО столкнулись с воздушным противником, использующим современные средства воздушного нападения и разработанные западными специалистами тактические приемы, предусматривающие все возможные меры противодействия в зоне действия сил и средств ПВО.

Показательно и то, что авиация наносила удары преимущественно в темное время суток с использованием сложного рельефа местности, что значительно затруднило применение ПЗРК "Игла", ЗРК "Стрела-10" и зенитных установок ЗУ-23.

Как уже отметил, активно использовались беспилотные летательные аппараты (БЛА), обладающие высокой маневренностью, значительно большей, чем у пилотируемых самолетов, низкой радиолокационной заметностью, малым уровнем инфракрасного излучения и акустического шума.

Несмотря на то что в ходе организации и ведения боевых действий части и подразделения столкнулись с рядом проблем, войсковая ПВО со своими задачами в целом справилась. В результате противовоздушных боев средствами нашей войсковой ПВО были сбиты штурмовик Су-25КМ и три БЛА "Гермес" израильского производства. При этом наибольшую эффективность показали мобильные ЗРК ближнего действия, что обусловлено их высокой маневренностью, внезапностью действия, малым временем реакции и циклом стрельбы, а также высокой вероятностью поражения малоразмерных высокоманевренных целей.

Результаты боевых действий подразделений войсковой ПВО, как положительные, так и отрицательные, проанализированы в управлении войсковой ПВО Сухопутных войск. На основе анализа выработаны рекомендации по совершенствованию и оптимизации организационно-штатных структур соединений и воинских частей войсковой ПВО, технической оснащенности войск за счет модернизации существующих и поставок на вооружение новых образцов ВВТ, а также повышению уровня боевой подготовки.

Все эти рекомендации уже в ближайшее время пройдут практическую проверку в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки войсковой противовоздушной обороны, и в первую очередь в ходе проведения тактических учений с боевой стрельбой на государственных полигонах.

- Вы отметили высокую боевую эффективность наших средств ПВО. А насколько оснащена войсковая ПВО эффективными средствами разведки, связи, РЭБ? Как известно, Южная Осетия показала, что это наше слабое место.

- Действительно, опыт боевых действий в Южной Осетии показал, что одним из проблемных вопросов организации противовоздушной обороны является ведение разведки воздушного противника в сложных условиях горной местности при радиоэлектронном противодействии со стороны противника.

В настоящий момент значительная часть соединений, частей и подразделений войсковой ПВО укомплектована средствами автоматизированного управления, разведки и связи, разработанными и поставленными в войска еще в Советском Союзе.

В условиях реформирования Вооруженных Сил для максимальной реализации боевых возможностей огневых средств войсковой ПВО необходимо кардинальное совершенствование подсистемы управления и разведки - процесса сбора, обработки и распределения информации о воздушной обстановке.

Построение перспективной подсистемы управления и разведки воздушного противника планируется проводить, развивая и совершенствуя действующее радиолокационное поле, создаваемое силами и средствами разведки воздушного противника войсковой ПВО, объединив с этой целью их единой информационной сетью и приняв на вооружение новые и современные средства разведки и автоматизированного управления. Это обеспечит КП (ПУ) ПВО всех уровней боевой радиолокационной информацией требуемой точности, позволит проводить автоматизированный анализ обстановки и решать задачи целераспределения и постановки огневых задач в реальном масштабе времени.

Кроме того, целесообразно развивать многопозиционную радиолокацию, которая позволит решить имеющие место проблемы с обеспечением живучести сил и средств РВП, устойчивости и непрерывности ведения разведки и, что очень важно, обеспечить обнаружение СВН, действующих на малых и предельно малых высотах на требуемых рубежах. Учитывая жесткие ограничения в финансировании проектов, связанных с перевооружением рода войск, необходимо интенсивно использовать совместное применение РЛС, комплексов пассивной локации и радиотехнической разведки как стоящих на вооружении войск (после соответствующей доработки), так и перспективных.

- Насколько эффективно применялись, на ваш взгляд, техника и вооружение ПВО со стороны противника?

- Особенностью прошедшего конфликта является применение противоборствующими сторонами однотипной техники - как авиации, так и средств противовоздушной обороны. Вся техника производства СССР, 80-х годов выпуска. В ходе этого конфликта впервые со дня принятия на вооружение ЗРК "Бук-М1" реализовал свои боевые возможности в реальном противовоздушном бою, правда, к нашему великому сожалению, со стороны противника. Фактически большинство сбитых российских самолетов - это работа ЗРК "Бук-М1". С нашей стороны наиболее эффективно применялись по противнику, повторю, ПЗРК "Игла" и ЗРК "Стрела-10", "Оса".

- На поступление каких новых ВВТ можно рассчитывать в перспективе?

- Необходимо отметить, что разработка новых образцов (комплексов) ВВТ идет в ранее намеченном порядке. В соответствии с действующими планами в ближайшие год-два ожидаем принятия на вооружение ЗРС "Тор-М2У", ЗРК ближнего действия на замену ЗРК "Стрела-10", ПЗРК, единого комплекса автоматизированного управления подразделениями (частями) войсковой ПВО тактического звена, переносной малогабаритной РЛС "Гармонь" для батарейных командирских пунктов ЗРС (ЗРК) малой дальности и ближнего действия. В это же время ожидается завершение работ и поставка в войска модернизированных ЗРК "Оса-АКМ", "Стрела-10" и ЗПРК "Тунгуска".

- После войны в Южной Осетии в Вооруженных Силах начались масштабные преобразования, связанные с созданием нового облика армии и флота. А на какой стадии находится процесс объединения войсковой и объектовой ПВО, о котором говорилось в СМИ? Что получится в итоге и насколько это продуктивно?

- В последние годы войсковая ПВО в ходе реформ, проводимых в Вооруженных Силах, претерпела существенные изменения, в первую очередь связанные с сокращением их боевого и численного состава.

В то же время соединения, части и подразделения войсковой ПВО стали неотъемлемой составной частью общевойсковых формирований - от батальона до фронтового объединения. На их основе строится единая система ПВО военного округа (фронта). Такой принцип построения позволяет в любых условиях боевой обстановки создавать динамичную, эшелонированную систему противовоздушной обороны войск, которая обеспечивает прикрытие группировок войск (сил) и военных объектов, различных по своей значимости, размерам, подвижности и уязвимости от ударов с воздуха.

Начатые в 2005 году преобразования имели целью создание на стратегическом направлении единого органа, осуществляющего организацию боевого применения авиации и войск ПВО на стратегическом направлении, а также управление этими войсками в ходе операций и передачу части комплектов войск ПВО СВ в состав ВВС.

Функционирование и строительство войск противовоздушной обороны Сухопутных войск, исходя из решаемых ими задач, думается, должно и в дальнейшем осуществляться в неразрывной связи с развитием объединений и соединений Сухопутных войск, форм, способов их боевого применения и всестороннего обеспечения.

- Сегодня все большее внимание уделяется контрактникам. Как идет процесс перевода частей и подразделений войсковой ПВО на контракт? Как повлиял на это переход с 2008 года на 1 год службы по призыву?

- В соответствии с мероприятиями Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" и планом-графиком перевода соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ на контрактный способ комплектования войскам ПВО Сухопутных войск поставлена задача по переводу на контрактный способ комплектования отдельных зенитных ракетных дивизионов зенитных ракетных бригад, а также частей и подразделений противовоздушной обороны мотострелковых (танковых) соединений военных округов.

Поэтому в рамках реализации Федеральной целевой программы по переводу соединений и воинских частей на контрактный способ комплектования мы решаем одну из важных задач, позволяющих нам сократить потребность в призывных ресурсах за счет увеличения количества контрактников, что является обязательным условием обеспечения возможности сокращения срока военной службы по призыву

На сегодняшний день практически все воинские части и подразделения постоянной готовности - как зенитных ракетных, так и мотострелковых (танковых) соединений - переведены на контрактный способ комплектования.

И все же вопрос комплектования по контракту остается пока наболевшим, так как войска противовоздушной обороны (с учетом нашей специфики) просто так не укомплектуешь или, образно говоря, "с улицы не наберешь". Нужны высококвалифицированные кадры. В настоящее время мы стараемся доукомплектовать воинские части и подразделения за счет военнослужащих по призыву, которые изъявили желание заключить контракт и продолжить службу в тех или иных подразделениях.

Для более полного и своевременного комплектования частей войсковой противовоздушной обороны Сухопутных войск, а также соединений и воинских частей постоянной готовности мотострелковых (танковых) войск военнослужащими по контракту задачу по комплектованию, на наш взгляд, нужно возлагать не только на краевые и областные военные комиссариаты, но и на комиссариаты районов (районных центров). Для чего необходимо увеличить денежное довольствие военнослужащих по контракту, выполнить все планы по строительству и реконструкции жилищного фонда для размещения военнослужащих по контракту.

В целях качественной подготовки военнослужащих по контракту разработаны новые программы их подготовки с учетом специфики каждой воинской части.

В преддверии этого, чтобы военнослужащие по контракту могли заниматься полноценной боевой подготовкой, не отвлекаясь на выполнение хозяйственных задач, в штаты ОЗРДН дополнительно включены должности гражданского персонала (поваров, официанток, хлеборезов, мойщиков посуды и другого обслуживающего персонала).

В настоящее время, как вы правильно заметили, руководство Вооруженных Сил Российской Федерации, главное командование Сухопутных войск, войсковой противовоздушной обороны стремятся поднять престиж военной службы по контракту.

Что касается второй части вопроса, то емкость учебных центров и учебных подразделений по подготовке младших специалистов войсковой ПВО была заранее увеличена. С учетом содержания переменного состава за счет численности войск, а также оптимизации боевого состава войсковой ПВО и перехода на один год службы количество штатных воинских должностей, подлежащих подготовке в учебных центрах войск ПВО СВ, составляет 1282. Это покрывает общую потребность в специалистах войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ.

- Какую роль, на ваш взгляд, будет играть войсковая ПВО в системе воздушно-космической обороны (ВКО), которая сейчас создается?

- Целесообразность сосредоточения под единым органом управления всех сил и средств, непосредственно ведущих борьбу с воздушным и космическим противником, не вызывает сомнений, тем более сегодня, когда только количественное соотношение сил и средств ПВО и СВКН вероятного противника на всех стратегических направлениях в разы выше в пользу последних.

Система воздушно-космической обороны Российской Федерации предназначена для обеспечения стратегического сдерживания и решения комплекса задач по обеспечению защиты государства от вооруженного нападения с воздуха и из космоса. Структура системы ВКО определяется решаемыми задачами, предъявляемыми требованиями и основными принципами ее построения и представляет собой сложную систему открытого типа с высоким уровнем интеграции систем и подсистем, ее составляющих.

Войсковая ПВО принимает активное участие в реализации Концепции воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу. Мы непосредственно участвуем в подготовке предложений по уточнению структуры, распределению задач и функций центральных органов военного управления в области воздушно-космической обороны, уточнении (разработке) проектов нормативных правовых актов в области обороны и безопасности Российской Федерации. А также в подготовке предложений в проект комплексной целевой программы создания системы ВКО и проведении исследований по обеспечению интеграции систем, средств (комплексов), привлекаемых к решению задач ВКО.

Исходя из структурного состава системы ВКО и решаемых ею задач, соединения, части и подразделения войсковой ПВО совместно с объединениями ВВС и ПВО должны будут составить основу создаваемой системы ПВО ВКО и решать задачи противовоздушной и нестратегической противоракетной обороны важнейших объектов инфраструктуры государства, группировок войск и объектов Вооруженных Сил.

При этом подсистема противовоздушной обороны войск должна по-прежнему оставаться важной составной частью системы ПВО государства в целом и Вооруженных Сил в частности. В основном только за счет соединений, воинских частей и подразделений войсковой ПВО, учитывая мобильность стоящих на их вооружении ЗРС (ЗРК), возможен быстрый перенос усилий с одного тактического (операционного) направления на другое, что на сегодняшний день является очень важным.

Учитывая опыт военных конфликтов последних десятилетий, к основным направлениям развития войсковой противовоздушной обороны и интеграции ее в систему ВКО можно отнести оптимизацию организационно-штатных структур соединений и воинских частей ПВО Сухопутных войск; совершенствование технической оснащенности войск за счет восстановления исправности ВВТ, модернизации существующих и поставок новых образцов вооружения; повышение уровня боевой подготовки войск и совершенствование системы подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, а также младших командиров и специалистов войсковой ПВО.

- Насколько плодотворны контакты и взаимодействие войсковой ПВО с Головным системным конструкторским бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей" имени академика А.А. Расплетина?

- Тесное взаимодействие с ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей" дает возможность претворять идеи по совершенствованию систем вооружения войсковой ПВО, возникающих в управлении войсковой ПВО, путем их реализации в проводимых опытно-конструкторских работах и НИР. Эти работы направлены на модернизацию ВВТ войсковой ПВО....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка