О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государство заправит авиакомпании деньгами

Правительство утвердило правила предоставления банкам субсидий на кредитование авиакомпаний. Бюджет зарезервирует 30 млрд руб. под кредиты по ставке не выше 16,8%. В список авиакомпаний, которые получат льготные кредиты, попали только семь перевозчиков

Правительство утвердило правила предоставления банкам субсидий на кредитование авиакомпаний. Бюджет зарезервирует 30 млрд руб. под кредиты по ставке не выше 16,8%. В список авиакомпаний, которые получат льготные кредиты, попали только семь перевозчиков. Среди них нет компаний, которые должны в ближайшее время войти в создаваемую "Ростехнологиями" новую национальную авиакомпанию "Росавиа".

Премьер-министр Владимир Путин 20 декабря подписал постановление, утверждающее правила предоставления банкам субсидий на возмещение затрат на кредитование авиакомпаний. Постановление пока не опубликовано на сайте правительства, но в Минтрансе и Росавиации "Ъ" подтвердили факт его выхода. К постановлению приложены правила предоставления субсидий, утвержденные правительством (оба документа есть у "Ъ"). Согласно документу, в бюджете на 2009 год будут зарезервированы 30 млрд руб. Эти деньги являются гарантией по кредитам, которые госбанки выдадут авиакомпаниям в течение 2009 года (в целом не более 30 млрд руб.). Если авиакомпания вернет кредит банку, деньги будут перечислены обратно в бюджет. Если нет - они пойдут на компенсацию банку потерь от невозвращенного кредита. При получении субсидии банки должны кредитовать авиакомпании под ставку последнего на момент заключения кредитного договора шестимесячного беззалогового аукциона ЦБ, увеличенную не более чем на четыре процентных пункта. Последний такой аукцион ЦБ прошел 15 декабря, ставка составила 12,8%, а значит, максимальная ставка кредитов для авиакомпаний составит 16,8%.

Как пояснил "Ъ" источник в Росавиации, сумма кредита не будет ограничена стоимостью имущества, которое компания может отдать в залог: банку будет достаточно заключения Росавиации о финансовом состоянии перевозчика. Собеседник "Ъ" отмечает, что рассмотрением документов и запросов авиакомпаний наряду с госбанками будет заниматься Росавиация. Она будет представлять гарантии по обязательствам авиакомпаний, даже если им не хватает имущества для залога. Ведомство будет также контролировать финансовое положение авиакомпаний.

В правилах указаны и критерии отбора авиакомпаний, при кредитовании которых банки получат субсидии. Льготные кредиты будут выдаваться перевозчикам, которые за 11 месяцев 2008 года перевезли не менее 1 млн пассажиров, причем не менее половины - регулярными рейсами. По данным Транспортной клиринговой палаты, под оба критерия одновременно подходят только семь авиакомпаний. Источник в Росавиации пояснил "Ъ", что в "правилах" установлены исчерпывающие критерии и перечень документов для того, чтобы господдержка дошла до "системообразующих" авиакомпаний.

Вне списка оказались сразу три авиакомпании, перевозящие более 1 млн пассажиров, у "ВИМ-авиа", "Атлант-союза" и "Оренбургских авиалиний" доля чартеров существенно превышает 50%. Совсем немного до барьера не дотянул первый российский бюджетный перевозчик Sky Express, который за январь-ноябрь перевез 969 тыс. пассажиров. Кроме того, в число получателей госпомощи не вошла ни одна из авиакомпаний, которые в ближайшее время могут войти в состав новой авиакомпании "Росавиа" ("Атлант-союз", "Оренбургские авиалинии", "Владивосток-авиа" "Кавминводыавиа"). ГТК "Россия", которая господдержку получит, может войти в "Росавиа" только после выделения спецавиаотряда и акционирования, на которые потребуется не меньше года. Глава "Росавиа" Виталий Ванцев и представители "Ростехнологий" ситуацию не комментирует. Источник "Ъ" в Росавиации говорит, что вопрос по "Росавиа" "будет обсуждаться отдельно".

В Sky Express сожалеют, что не попадают в формальные критерии "системообразующих" авиакомпаний. "Нет сомнений, что по итогам 12 месяцев мы преодолеем барьер в 1 млн пассажиров",- говорит пресс-секретарь Sky Express Виталий Коренюгин, добавляя, что подавляющее число рейсов авиакомпании - регулярные. В то же время, по его словам, бизнес-план компании на 2009 год не предусматривает господдержки. "Как и любая частная компания, мы вынуждены рассчитывать только на собственные силы",- отметил господин Коренюгин.

Глава консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак отмечает, что предложенные ставки по кредитам больше, чем ожидались, однако в нынешней ситуации любые деньги и льготы для авиакомпаний "лучше, чем ничего". С ним согласен глава "Ютэйра" Андрей Мартиросов. "Господдержка в таком виде поможет только стабильным авиакомпаниям с положительным cash-flow, а говорить о том, что она спасет всю отрасль, я бы не стал",- считает гендиректор "Ютэйра". По мнению главы аналитической службы Олега Пантелеева, общая сумма гарантий государства может не быть полностью выбрана, и у авиакомпаний, не попавших в список, появится шанс. Но небольшим компаниям путь к кредитам все равно будет закрыт. Курс на укрупнение авиаперевозчиков никто не отменял, отмечает эксперт.

Российские авиакомпании, которые перевезли более 1 млн пассажиров за 11 месяцев 2008 года
КомпанияОбъем перевозок за январь-ноябрьДоля регулярных рейсов, %
"Аэрофлот"8,605 млн99.4
"Сибирь"*5,252 млн90.3
"Трансаэро"4,587 млн54.1
ГТК "Россия"3,294 млн79
"ЮТэйр"3,014 млн91.9
"ВИМ-Авиа"*1,44 млн31.5
" Уральские авиалинии"1,372 млн61.4
"Атлант-Союз"*1,371 млн2
"КД авиа"1,3 млн97.5
"Аэрофлот-Дон"1,26 млн64.5
"Оренбургские авиалинии"*959 тыс. 34.6

Источник: данные авиакомпаний.

*"Сибирь", "ВИМ-Авиа", "Атлант-Союз" и "Оренбургские авиалинии" не раскрывают данные за ноябрь. Статистика по ним дана за десять месяцев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка