О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" останется в пролете

Минэкономразвития подтвердило, что в 2009 году система сбора роялти за пролет над территорией России иностранных авиакомпаний пересматриваться не будет. "Аэрофлот" останется получателем порядка $500 млн дополнительных доходов

Минэкономразвития подтвердило, что в 2009 году система сбора роялти за пролет над территорией России иностранных авиакомпаний пересматриваться не будет. Переговоры могут быть возобновлены только после вступления России в ВТО. Это значит, что "Аэрофлот" вопреки требованию ФАС останется получателем порядка $500 млн дополнительных доходов.

Россия не будет вести переговоры по модернизации системы сбора платежей иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты до момента присоединения к ВТО. Об этом вчера сообщил "Интерфакс" со ссылкой на директора департамента торговых переговоров Минэкономики Максима Медведкова. Как пояснили "Ъ" в Минэкономики в 2004 году, Еврокомиссия, подписывая протокол о завершении двусторонних переговоров по ВТО, поставила в качестве условия модернизацию платежей за транссибирские перелеты авиакомпаний стран-членов ЕС. Такое обещание было дано. После этого российские авиационные власти провели переговоры с Еврокомиссией и согласовали общие параметры модернизации платежей, но подписаны Россией они не были. Еще раз в 2007 году ЕС был уведомлен о том, что российское правительство готово к такой модернизации только после присоединения к ВТО.

В Минэкономики также пояснили "Ъ", что такая позиция означает сохранение существующей системы платежей за транссибирские перелеты в неизменном виде: как минимум весь 2009 год "Аэрофлот" будет по-прежнему взимать эти деньги. Официально общая сумма получаемых "Аэрофлотом" роялти не называется, по данным "Ъ", сейчас она составляет порядка $500 млн, из которых около $300 млн остается на балансе "Аэрофлота". Остальное перечисляется в бюджет в виде налогов, а также на нужды Росаэронавигации и Росавиации.

Ранее о взаимосвязи изменения системы "пролетных" роялти с иностранных перевозчиков с переговорами о вступлении России в ВТО чиновники говорили лишь неофициально. Собеседник "Ъ" в Минтрансе не раз отмечал, что изменить оставшуюся с советских времен систему сбора компенсационных платежей нельзя одномоментно и даже за год. Однако в ноябре глава госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков (возглавляют совет директоров проекта создания новой авиакомпании "Росавиа") обратились с письмом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), требуя отобрать у "Аэрофлота" возможность получения роялти. ФАС поддержала эту инициативу.

В "Аэрофлоте" сказали "Ъ", что не были удивлены сообщением Максима Медведкова. "Важно, что подтверждение нашей позиции и сохранение существующего status quo прозвучало из уст человека, обладающего высокой компетенцией в этих вопросах"- сказал "Ъ" замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" добавляет, что с вопросом "пролетных" тесно увязан целый ряд важных международных политических процессов.

Отраслевые эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные последствия решения о сохранении системы сбора роялти. "Если отнять компенсационные платежи у "Аэрофлота", то Россия может вообще лишиться этих денег"- полагает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его словам, получателем платежей не может быть госорган, поскольку они являются предметом коммерческих соглашений между авиакомпаниями, а разработка какого-либо иного механизма сопряжена с новыми претензиями со стороны участников рынка. В то же время глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что неурегулированный вопрос о роялти, с одной стороны, предоставляет необоснованные конкурентные преимущества "Аэрофлоту" на российском рынке, а с другой - очень мешает российской политике. "В связи с отсутствием внятного решения по "пролетным" Еврокомиссия фактически заблокировала все важнейшие переговоры с российскими авиавластями"- говорит господин Рыбак, поясняя, что речь, например, идет о содействии в сертификации самолета SSJ-100, либерализации международного рынка авиаперевозок....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка