Источник: газета «Коммерсантъ - Украина»
Автор: Елена Синицына
Опубликовано: 26.12.2008, 18:12

У авиакомпаний все падает

На Украине снижаются объемы авиаперевозок


Госавиаадминистрация подвела предварительные итоги работы авиакомпаний в ноябре-декабре этого года, которые зафиксировали рост пассажироперевозок всего лишь на 1,3% по сравнению с 2007 годом. Масштабы кризиса в отрасли будут заметны в начале следующего года, но уже сейчас ясно, что традиционно низкий сезон для авиаперевозчиков - I квартал года - принесет финансовые убытки украинским компаниям: в ноябре-декабре объем бронирования билетов упал на 30%.

Согласно предварительным данным Государственной авиационной администрации, в ноябре-декабре 2008 года украинские авиакомпании увеличили объемы перевозок лишь на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Объем международных регулярных перевозок упал на 10%, а внутренних - вырос на 7%, не исключено, что в связи с появлением на рынке low-cost перевозчика Wizz Air. Более всего в ноябре-декабре упали международные чартерные перевозки - на 40%, говорят в Госавиаадминистрации. Также по итогам ноября на треть упали грузоперевозки (прогноз по итогам года - 103-104 тыс. т). Как сообщил глава ведомства Александр Давыдов, по итогам года количество перевезенных пассажиров составит примерно 6,17 млн человек (+25% к 2007 году). Пассажиропоток в украинских аэропортах за 2008 год вырос до 10,7 млн человек (рост на 16-17%), объем перевалки грузов и почты - до 53 тыс. т (на 16-17%).

IV квартал года для авиакомпаний традиционно лучший по объему перевозок, но в этом году значительно сократилось количество командировок и поездок на отдых за границу. "Все меньше людей едут на праздники за пределы Украины. Также наши граждане стали меньше пользоваться услугами авиакомпаний",- сказал Александр Давыдов. По его словам, существенно сократились авиаперевозки по традиционным направлениям: Египет, ОАЭ и Турция.

Реальный масштаб проблем в мировой авиаотрасли станет понятен в начале следующего года, но уже сейчас прогнозы для перевозчиков неутешительны. Так, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне $2,5 млрд и снижение пассажироперевозок на 3%. Уже в 2008 году чистый убыток мировых авиаперевозчиков составит $5,1 млрд, прогнозируют эксперты IATA. Генеральный менеджер Amadeus (оператор рынка автоматизированного бронирования авиабилетов) Алексей Муровцев говорит, что украинский рынок перевозок в следующем году просядет на 20%. "Только по итогам ноября-декабря объем бронировок билетов упал на 30%",- объясняет он. По словам господина Муровцева, и так традиционно низкий сезон для авиаперевозчиков - I квартал - принесет финансовые убытки украинским компаниям.

В Госавиаадминистрации сообщили, что крупнейшие авиакомпании страны - "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ) - в ноябре снизили перевозки по сравнению с октябрем на 13% и 7,3% соответственно. Впрочем, в пресс-службе МАУ сообщили, что за 11 месяцев количество пассажиров компании выросло до 1,561 млн человек (+17%). В ноябре объем перевозок снизился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 3,6% - до 108 тыс. пассажиров, коэффициент занятости снизился на 10% (средняя загрузка на борту в ноябре составила 56%). В "Аэросвите" вчера подтвердить данные Госавиаадминистрации не удалось.

Для того, чтобы менее болезненно пережить период спада пассажироперевозок, авиакомпании снижают расходы. "Снижать цены на авиабилеты - путь в никуда, который приведет к падению рентабельности компании. Вместо этого мы снижаем наши удельные расходы: ведем переговоры с лизинговыми компаниями о снижении расценок за аренду самолетов, снижаем количество частот. Например, мы сократили частоты по Лондону",- рассказала Евгения Сацкая из МАУ. Из-за падения цен на авиатопливо, МАУ также снизили топливный сбор: например, на рейсе Киев-Тбилиси сбор сократился на $28 (до $38) за билет, на рейсе Симферополь-Львов - до $2 за билет.

В "Аэросвите" Ъ рассказали, что также провели оптимизацию частот: "К примеру, мы сократили частоты по направлению Будапешт-Варшава, обращали внимание на те, которые дублируются нашими партнерами,- LOT и Malev. Также мы увеличили количество доступных билетов и акционных тарифов из-за снижения пассажиропотока".

Средняя заполняемость на борту украинских перевозчиков и так не превышает 60%, тогда как у международных авиакомпаний этот показатель составляет более 70%, говорят эксперты. Поэтому компании вынуждены проводить оптимизацию маршрутов, уменьшать количество частот и снижать цены на билеты, хотя из-за этих мер самолеты могут простаивать. "Самолет приносит прибыль, только когда летает. Лизинговая плата за Boeing 737 в зависимости от возраста составляет около $150 тыс. в месяц, то есть $5 тыс. в день, не считая плату за обслуживание самолета и стоянку",- отмечает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. По его словам, по этой причине "Аэросвит" может отказаться от одного из своих дальнемагистральных Boeing 767 и вернуть его лизингодателю. Источник Ъ в "Аэросвите" подтвердил эту информацию.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 26 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международный аэропорт "Уфа", Международная ассоциация воздушного транспорта, Амадеус - информационные технологии, Аэросвит (AeroSvit), International Air Transport Association (IATA), Международные авиалинии Украины (в процессе тестирования)