Ведомости
30 декабря 2008, 12:47
Жесткая посадка
Авиационную отрасль в 2009 г. ждет консолидация на фоне падения перевозок, первого за шесть лет
С началом кризиса денег перестало хватать всем. Банки боятся кредитовать перевозчиков, летать уже прекратили "Интеравиа" и "Дальавиа". Плохо даже "Аэрофлоту". Его чистая прибыль по МСФО сократилась за девять месяцев 2008 г. на 57% до $152 млн, выручка - на 28% до $3,6 млрд. Четвертый квартал может быть убыточным. Аналитик "ВТБ капитала" Елена Сахнова прогнозирует чистую прибыль "Аэрофлота" на весь год в районе $100 млн. В 2006-2007 гг. рентабельность "Аэрофлота" по чистой прибыли была 9%. В 2008 г. она сократится до 3%, а в 2009 г. - до 2%, говорится в отчете "Ренессанс капитала". Хорошая новость для "Аэрофлота", по мнению аналитиков Альфа-банка, в том, что затраты на керосин при цене нефти в $40 в общей доле расходов в 2009 г. могут упасть до 24% с 40% в 2008 г.
Перевозки уже начали сокращаться, но в целом в 2008 г. ожидается прирост в 15%. А вот в 2009 г. будет спад на 5-10%, в 2010 г. - еще на 3-5%, думает Сахнова. Только к 2011 г. возможен рост. 2009 год будет первым с отрицательной динамикой за последние шесть лет, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Он ожидает спад на уровне 20%. Гендиректор "Ютэйр" Андрей Мартиросов называет цифру 30%.
К следующему лету в России могут появиться новые банкротства, полагает Сахнова. Также стоит говорить о слияниях или поглощениях, в том числе с участием государства, добавляет она. Число авиакомпаний в России может сократиться как минимум вдвое, полагает Сахнова. Самыми уязвимыми она называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. К этой категории не относятся только 11 первых из примерно 150 российских перевозчиков (данные Транспортной клиринговой палаты). Зато пассажирам хорошо: Сахнова прогнозирует 15%-ное снижение цен на билеты в 2009 г.
Процесс консолидации, впрочем, начался еще в этом году. "Ростехнологии" и правительство Москвы летом объявили о создании авиакомпании (рабочее название "Росавиа") - конкурента "Аэрофлота" (пассажиропоток через 4-5 лет - 16-20 млн человек). В нее войдут 11 перевозчиков, в том числе компании альянса "Эйрюнион" и "Атлант союз". Не ясна и судьба "Сибири" (второй по величине перевозчик, ее кредиты и займы составляют 11,5 млрд руб.). Сначала к ней присматривался "Аэрофлот", потом владелец НРК Александр Лебедев по согласованию с семьей Филевых (контролируют "Сибирь") предложил государству выкупить 25,5% "Сибири", продав при этом часть своего пакета в "Аэрофлоте". Правда, гендиректор компании Владислав Филев потом сам предложил Лебедеву притормозить переговоры.
Но на развитие укрупненных активов также нужны деньги. "Росавиа" подсчитала, что ей потребуется 15-20 млрд руб. Причем общая кредиторская задолженность компаний, которые войдут в "Росавиа", на конец 2007 г. составляла 19,6 млрд руб. Государство пообещало авиаотрасли льготные кредиты на сумму 30 млрд руб., но деньги до адресатов пока не дошли.
В следующем году отрасль ждут и другие перемены. Будущие владельцы "Росавиа" обратились в правительство с просьбой пересмотреть механизм распределения так называемого "транссибирского роялти", которое сейчас получает "Аэрофлот". Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов обозначал сумму платежей в $300 млн, эксперты считают, что речь идет примерно о $500 млн. Сахнова думает, что у "Аэрофлота" в 2007 г. из суммы платежей осталось около $100 млн при консолидированной чистой прибыли $313 млн. В середине декабря ФАС завершила проверку, направив в Минтранс предложения, согласно которым роялти должны быть переведены в аэронавигационные платежи, за счет которых Росаэронавигация получит возможность модернизировать свое устаревшее оборудование. Предложения должны быть одобрены правительством. Минтранс и Росавиация также хотят усилить госконтроль за финансовой деятельностью перевозчиков и приостанавливать деятельность авиакомпаний с неустойчивым финансовым положением....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 8, 2024
Аэрофлот поставит новый рекорд по количеству рейсов между Москвой и Казанью
Май 8, 2024
Как правильно оценивать состояние композитных элементов самолета
Май 8, 2024
В МАИ отметили 79-ю годовщину Великой Победы
Май 8, 2024
Госдума выполнит задачи, обозначенные в указе по развитию авиационных путей