Источник: газета «Независимая газета»
Опубликовано: 30.12.2008, 13:04

Человеческий фактор риска

Причину пермской авиакатастрофы ищут в кабине пилотов


14 сентября при заходе на посадку в пермский аэропорт "Большое Савино" потерпел катастрофу пассажирский лайнер Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот-Норд". Все 88 человек, находившихся на борту, погибли. Трагедия в Перми стала крупнейшей авиакатастрофой в России с августа 2006 года, когда Ту-154 авиакомпании "Пулково" разбился в 45 км от Донецка при попытке обойти грозовой фронт. Тогда погибли 160 пассажиров и 10 членов экипажа.

Рейс СУ-822 Москва - Пермь вылетел из аэропорта "Шереметьево-1" в 01.12 по московскому времени. В 3.00 лайнер зашел на посадку, но, отклонившись от курса на 5-6 км, в 3.10 рухнул на железнодорожный переезд в Индустриальном районе Перми, недалеко от жилых многоэтажек.

В тот же день стало известно, что среди пассажиров был Герой России генерал Геннадий Трошев - бывший командующий Северо-Кавказским военным округом, советник президента РФ. Вместе с первым вице-президентом Федерации самбо РФ Владимиром Погодиным он летел в Пермь для участия в турнире по самбо. Идентифицировать всех погибших удалось спустя месяц при помощи генетической экспертизы.

В ходе расследования версия теракта была исключена практически сразу, так как на месте крушения не нашли следов взрывчатых веществ. В первые дни после катастрофы специалисты говорили о возможных технических неисправностях: пожар и отказ одного из двигателей. Однако, изучив данные бортовых самописцев и фрагменты двигателей, техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) не нашла подтверждения этой версии. Оба двигателя работали вплоть до столкновения самолета с землей. Из технических проблем разбившегося Boeing отмечена лишь небольшая разница в тяге правого и левого двигателей, но причиной катастрофы, по мнению специалистов, это стать не могло. После таких заявлений на первый план вышла версия ошибки пилотов.

Диспетчер пермского аэропорта утверждал, что пилот Boeing вел себя неадекватно. После того как самолет благополучно выполнил четыре разворота и взял курс на посадку, он вдруг начал резко набирать высоту. О том, что машина идет вверх, судя по расшифровке переговоров, летчики узнали от диспетчера, который предложил пилотам развернуться и повторить заход. Однако его команду летчики не выполнили. Отклонившись от посадочной траектории, лайнер пошел на жилые кварталы Перми, сильно накренился на левое крыло и сорвался в пикирование.

Глава Росавиации Геннадий Курзенков заявил, что в авиакомпании "Аэрофлот-Норд" в ходе проверки были выявлены серьезные нарушения. Подготовка экипажа, по словам Курзенкова, проводилась с отступлением от программы, а сами пилоты представили фальсифицированные документы о прохождении летной подготовки.

В конце сентября МАК полностью расшифровал записи бортового параметрического регистратора, составил выписки переговоров экипажа и идентифицировал голоса летчиков на записи. Специалисты синхронизировали полученные данные с данными наземных служб и передали все материалы в комиссию по расследованию аварии. В начале декабря комиссия приступила к подготовке окончательного отчета. Ожидается, что документ будет представлен в январе 2009 года.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 30 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Нордавиа - региональные авиалинии, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Курзенков Геннадий, Ту-154, Ту-154М (в процессе тестирования)