Источник: информационное агентство «РИА "Новости"»
Опубликовано: 31.12.2008, 12:44

Предшественник "Конкорда": история сверхзвукового Ту-144


Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца раньше сверхзвукового пассажирского "Конкорда". Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров.

Следующий символический рубеж самолет преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16 300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолет сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полета переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке.

Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как Конкорду, чья взлетно-посадочная скорость была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. По словам некоторых специалистов, если бы двигатели Конкорда размещались так же, как у Ту-144, то аварии 25 июля 2000 года не произошло бы.

По словам специалистов, конструкция планера Ту-144 была идеальной, недоработки же касались двигателей и различных систем.

Однако история самолета кончилась довольно быстро. Всего в СССР было построено 16 Ту-144, однако, пилоты, летавшие на этих самолетах, говорят, что они были слишком "сырыми" и ненадежными.

Падение Ту-144 на французском авиашоу в Ле Бурже 3 июня 1973 года породило первые сомнения в необходимости доработки советского сверхзвукового пассажирского лайнера.

Модифицированный вариант лайнера - Ту-144Д - в течение непродолжительного времени курсировал на регулярной основе между Москвой и Алма-Атой, однако после второй катастрофы, случившейся в 1977 году, проект был полностью похоронен.

Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском.

В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 - пассажирских.

Позже эти самолеты совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов.

С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д под названием Ту-144ЛЛ использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полетов с целью разработать план для создания нового, современного сверхзвукового пассажирского самолета.

В 2001 году последний российский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 продан через интернет с аукциона анонимному жителю Техаса за 11 миллионов долларов.

Технические характеристики

  • Производитель: ОКБ А.Н.Туполева
  • Размеры: Размах крыла (м): 27.65
  • Длина самолета (м): 59.4
  • Высота самолета (м): 10.5
  • Площадь крыла (м2): 438
  • Нагрузка на крыло (кг/м2): 411
  • Число мест: Экипаж: 3
  • Пассажиров: от 98 до 150 в зависимости от модификации.
  • Массы и нагрузки: Взлетная (т): 150.00
  • Пустого снаряженного (т): 91.8
  • Вес топлива (т): 92.00
  • Летные данные: Крейсерская скорость (км/ч): 2300
  • Дальность полета (сверхзвуковая, км): 2920
  • Практическая дальность (км): 6500
  • Эксплуатационный потолок (м): 20000
  • Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м): 1500.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 31 декабря 2008 года | Дайджест публикаций за 31 декабря 2008 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.