О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Падение не станет драматическим

Пока эксперты расходятся во мнениях, как долго продолжится кризис и каких масштабов он достигнет. По оптимистичным прогнозам, ближе к весне падение достигнет "дна", и дальше начнётся медленное улучшение экономической ситуации

Пока эксперты расходятся во мнениях, как долго продолжится кризис и каких масштабов он достигнет. По самым оптимистичным прогнозам, ближе к весне падение достигнет "дна", и дальше начнётся медленное, плавное, но неуклонное улучшение экономической ситуации. По другим прогнозам, пик кризиса придётся на 2010 год, и только после этого начнётся плавный подъём экономики.

На мой взгляд, влияние кризиса на пассажирские городские и пригородные перевозки будет не очень существенным. Объём пассажирских перевозок если и изменится, то не слишком сильно.

Один из факторов, на который кризис может теоретически повлиять, - это процесс деурбанизации населения. В нашей стране население на сегодняшний день все больше и больше выезжает в пригороды, что, естественно, увеличивает нагрузку на пассажирское пригородное сообщение.

Единственным исключением могут стать отдельные направления междугородних пассажирских перевозок: Москва - Нижний Новгород, Москва - Санкт-Петербург, на которых возможно некоторое уменьшение объёма перевозок, связанное со снижением деловой активности населения. Опять же это падение не будет драматическим, всего в пределах 10%. Причём выявить это изменение на фоне сезонных колебаний интенсивности перевозок будет достаточно трудно.

На внутренних авиационных пассажирских перевозках кризис скажется достаточно заметно. В России в отличие от развитых стран Запада данный вид перевозок во многом завязан на бизнес. То есть падение объёмов перевозок, в случае если кризис начнёт развиваться по наиболее неблагоприятному сценарию, будет достаточно заметным и существенным для того, чтобы авиакомпании на себе это почувствовали. Возможными последствиями могут стать сокращения количества рейсов или даже отмена каких-то отдельных направлений, перелёты по которым будут для авиакомпаний нерентабельными.

С международными авиационными пассажирскими перевозками, пожалуй, возникнет одна из самых сложных ситуаций.

По бизнес-перевозкам ситуация будет очень похожа на ситуацию с внутренними авиационными перевозками. То есть будет наблюдаться достаточно сильное снижение, которое в свете самых пессимистичных прогнозов развития бизнеса повлечёт за собой существенное сокращение, по крайней мере, частоты рейсов.

Количество перелётов к популярным местам отдыха, вероятно, должно сократиться. Но на сегодняшний день катастрофического падения спроса на туристические услуги не наблюдается. Я думаю, что падение спроса на перелёты к местам отдыха, безусловно, будет, поскольку именно средний класс в наибольшей степени почувствует "тяжёлую поступь кризиса", а именно эти люди как раз и являются основными потребителями туристических услуг. Падение спроса однозначно произойдёт, но здесь может проявиться довольно странная ситуация. Дело в том, что падение спроса может быть компенсировано падением предложений. Мы уже сейчас видим, что некоторые туристические фирмы испытывают очень серьёзные проблемы, часть из них вынуждена закрываться. Таким образом, падение спроса на перелёты на курорты может быть отчасти компенсировано уменьшением игроков на этом рынке. В итоге можно предположить, что баланс спроса и предложения сохранится при общем падении спроса. Возможна даже ситуация, при которой предложение будет сокращаться даже быстрее, чем спрос. В такой ситуации билеты на популярные направления будет достать весьма проблематично.

В отношении внутренних пассажирских перевозок на пригородном и городском железнодорожном и автомобильном транспорте падения тарифов не произойдёт. Даже напротив - увеличение тарифов продолжится. В условиях инфляции, темпы которой в нашей стране, безусловно, будут расти и окончательные параметры составят по итогам года порядка 13%, можно говорить о том, что тарифы будут повышаться. С одной стороны, будет наблюдаться некоторое снижение стоимости топлива, а с другой стороны, я думаю, уже произошло достаточно серьёзное увеличение стоимости заёмных средств и части других расходов. Поэтому динамика изменения тарифов останется прежней.

С тарифами на авиационные пассажирские перевозки ситуация несколько сложнее. При снижении спроса произойдёт снижение количества рейсов, но при этом поддерживать инфраструктуру всё равно будет нужно. Соответственно расходы на поддержку инфраструктуры и все косвенные расходы распределятся по меньшему количеству рейсов, что неизбежно повлечёт за собой увеличение их стоимости. Поэтому тарифы на авиационное сообщение, как внутрироссийское, так и международное, будут расти, опережая инфляцию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка