О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сейчас лидер не тот, кто больше перевозит, а тот, кто может сохранить бизнес"

О том, как Шереметьево собирается существовать и развиваться в условиях кризиса, рассказывает гендиректор Международного аэропорта Шереметьево М.Василенко

Из-за обвала на фондовых рынках Шереметьево пришлось пока забыть о планах проведения IPO, однако существенного влияния на текущую деятельность аэропорта кризис пока не оказал, утверждает его руководство. О том, как Шереметьево собирается существовать и развиваться в условиях кризиса, корреспонденту РБК daily Сергею Старикову рассказывает гендиректор Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) Михаил Василенко.

- Знаю, какой будет первый вопрос и сразу на него отвечу. Мы влияние кризиса не почувствовали. В 2008 году Международный аэропорт Шереметьево установил очередной рекорд и обслужил 15,25 млн пассажиров, что на 8,4% выше по сравнению с 2007 годом. Выручка за 2008 год, по предварительным оценкам, составит 7 млрд руб., при этом операционная прибыль достигнет 1 млрд руб. Доходы по сравнению с 2007 годом выросли на 6%. В ноябре мы показали снижение темпов роста с 10-15% до 2%. Но мы единственный аэропорт, который его показывает. Рост выручки от реализации услуг МАШ вырос на 35% по отношению к 2007 году. Неавиационные доходы выросли в 2 раза. Персонал мы сохранили, при этом заработную плату недавно увеличили еще на 30%. Мы работаем, создавая благоприятные условия тем, кто летает, обеспечивая этим прирост пассажиропотока.

- Михаил Михайлович, но, судя по сокращению темпов роста, кризис может повлиять и на вашу деятельность в будущем…

- У нас действует система управления рисками, включая финансово-экономическую сторону вопроса. С начала 2008 года в Шереметьево результативно работает программа по сокращению издержек. Прямые расходы по сравнению с 2007 годом снизились до 94,5%. Мы прогнозируем, что кризис продлится еще не менее года, а наибольшие сложности экономику ждут впереди. Мы к этому готовимся.

На рынке у Шереметьево устойчивое положение. Мы с нашими деловыми партнерами - авиакомпаниями и концессионерами установили конструктивные отношения и понятные правила совместной деятельности задолго до осени прошлого года. Мы принципиально не практиковали привлечение новых перевозчиков псевдольготными расценками на обслуживание и товарными кредитами, а затем не выставляли уже иной прайс и не создавали условий для банкротства партнеров. Многие аэропорты почувствовали кризис из-за такой финансовой и хозяйственной деятельности. А другим пришлось разруливать кризис с AiRUnion, "Дальавиа" и впоследствии с "Интеравиа". Это существенные расходы, которые понесли в том числе и мы.

- А сколько это в денежном эквиваленте? Есть ли механизм по возврату этих средств?

- Не скажу точно, но речь идет о десятках миллионов рублей. Несколько вариантов механизма возврата денег сейчас рассматриваются, но ни на одном еще не остановились. Взыскать с трех авиакомпаний-банкротов деньги будет трудно. Но есть механизмы, в том числе и государственные.

- Каковы планы по развитию вашего присутствия в регионах? Что будет с аэропортами Владивосток и Иркутск? Почему не состоялась сделка с калининградским аэропортом Храброво?

- У нас есть технологии и подход, который позволяет создавать успешные аэропорты даже в случае сложной ситуации с их финансированием. Государство, передавая нам акции, не теряет контроля в региональном аэропорту. При этом у МАШ растет капитализация. Мы можем получить финансовый ресурс на строительство регионального терминала. Например, в феврале будет открыт иркутский аэровокзал. У нас там нет доли. Фактически банк дал нам деньги, и мы их направили на строительство аэровокзального комплекса в Иркутске, а действующий менеджмент аэропорта Иркутск успешно реализовывает проект. Если ФГУП "Аэропорт "Иркутск" будет акционирован, то мы будем претендовать на его акции. Акции аэропорта Владивосток нам были переданы с условием строительства терминала в чистом поле на 5 млн пассажиров. Основной стимул в этом проекте для МАШ заключается в том, что аэропорт Владивосток обладает отличным узловым авиатранспортным потенциалом. Сейчас он пропускает всего 1 млн пассажиров. В среднесрочной перспективе государство реконструирует аэродром с двумя ВПП. Мы построим современный пассажирский и грузовой терминалы, создадим условия для формирования хаба, привлечем новые авиакомпании и увеличим пассажиропоток до 3-4 млн пассажиров. В этом случае проект окупится. С точки зрения бизнеса это серьезная нагрузка. МАШ будет привлекать деньги для проекта на рынке по коммерческим условиям, а это 100-150 млн долл. Мы недавно презентовали этот проект японским инвесторам, и многие из них проявили интерес.

Что касается Храброво, то мы не проявляли инициативы по отношению к этому региону. Объединенная авиакомпания "КД авиа" сообщила, что находится в преддверии технического дефолта. Они с этим пришли в банки и получили отказ. Отправились за бюджетной поддержкой, но государство направило их в банки. Получился замкнутый круг. Возник вопрос, кто может помочь. Получилось, что могут помочь государственные компании - "Аэрофлот" и "Шереметьево". Банки могли дать деньги только устойчиво функционирующей компании, с понятной репутацией. "Шереметьево" готово было взять на себя управление аэропортом, но только при условии отделения его от авиакомпании. Более того, у нас никогда не было желания взять терминал со стоимостью квадратного метра в 10 тыс. долл. У нас затраты в строящемся Терминале Е со всем оборудованием 2600-2700 долл. за метр.

- Вы сказали, что хотите создать комфортные условия для пассажиров, почему же многие из них должны пользоваться Шереметьево-1?

- Закрыть Шереметьево-1 мы планировали в 2008 году, когда другие терминальные комплексы вступят в строй. В Шереметьево-1 мы делаем некоторые улучшения, но они не дают нужного результата с точки зрения качества обслуживания пассажиров. Тот "совок", который есть, достался нам по наследству, и мы обязательно освободим пассажиров от тех условий, в которых они там находятся. Что мы и планируем сделать в этом году, когда вступят в строй альтернативные терминалы. Шереметьево-3 будет запущен в середине 2009 года, большая доля перевозок федеральных пассажиров перейдет туда. В дополнение к этому в конце 2009 года начнет функционировать Терминал 2А или Е. С запуском всех новых терминалов и закрытием Шереметьево-1 мы введем единую систему наименований - по европейскому принципу - буквенными обозначениями. Например, в Терминал F превратится Шереметьево-2. Терминал-3 станет D, между ними расположится Терминал Е.

- Не боитесь, что пассажиры запутаются?

- Будет четкая и понятная система обозначения терминалов. Для того чтобы все правильно сориентировались в новых названиях, мы проведем широкую информационную кампанию.

- Будете ли вы претендовать на акции третьего терминала?

- Приобретение акций третьего терминала не является приоритетной задачей в нашей бизнес-стратегии. Мы отказались от покупки доли в нем. Сейчас идут процессы, связанные с технологической интеграцией третьего терминала в единую систему аэропорта. Работает совместная с "Аэрофлотом" комиссия, которая обсуждает все вопросы относительно его запуска. Наша общая задача - как можно быстрее ввести в эксплуатацию данный терминал. При этом время пересадки транзитного пассажира должно составлять не более 60 мин.

- Будут ли соединены основные площадки Шереметьево-1 и Шереметьево-2?

- Будут обязательно. Пока основной вариант - это подземная транспортная система. Но в ближайшие два года основная задача - это создание объединенного комплекса в районе Шереметьево-2, включающего в себя три пассажирских терминала, железнодорожный вокзал и современный паркинг.

- Что вы будете делать с автостоянками у Шереметьево-2?

- Мы обсуждаем с нашими партнерами строительство многоэтажного паркинга с внешней стороны железнодорожного комплекса сразу за "Новотелем". Из паркинга будет прямой выход в пассажирский терминал. Эскизный проект уже готов и предварительно оценивается в 25-30 млн долл. Проект, в котором мы участвуем как организаторы, находится на рассмотрении инвестиционной группы. При этом хочу особо отметить, бесплатная альтернативная стоянка для пассажиров останется.

- Будет ли построена третья взлетно-посадочная полоса? Что с компанией "Шереметьево-4", которая ранее была создана для этого проекта?

- "Шереметьево-4" готовит процедуры по передаче земли и документацию на проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Они подготовят проект, потом, возможно, продадут, так как само предприятие создано как проектное. Мы планировали, что это будет государственно-частное партнерство. Скорее всего основные средства выделит государство.

- Чем вы планируете привлекать новых перевозчиков?

- Зачем? Мы планомерно двигаемся по увеличению пассажироперевозок. Создаем комфортные условия для авиакомпаний: вводим новые пассажирские терминалы международного уровня, поддерживаем высокое качество обслуживания пассажиров, проводим гибкую политику, ориентированную на клиентов. Сейчас лидер не тот, кто больше перевозит, а тот, кто может сохранить бизнес и принести деньги собственнику.

- Расскажите, как строятся отношения с кубинскими и югославскими аэропортами, в которых анонсировалось ваше участие.

- Это далекие перспективы. В Сербии сейчас высокие политические и экономические риски. В отношении нашего участия в проекте на Кубе необходимо совместное решение и поручение правительств наших стран.

- Из-за кризиса вы отложили IPO?

- В октябре-ноябре мы были полностью к этому готовы. Была проведена оценка компании рядом ведущих банков и разработаны соответствующие документы для инвестиционного сообщества. Эксперты оценивали Шереметьево в 3-4 млрд долл. Но учитывая ситуацию на финансовых рынках, проводить в настоящее время IPO смысла не имеет. Стоит подождать, когда рынок стабилизируется и сможет предложить адекватную цену за акции. Мы планировали организовать размещение на Лондонской фондовой бирже пакета акций в 20-25% и получить 500-600 млн долл. США. Эти деньги нам нужны на перспективу и долгосрочное развитие. С финансированием текущей операционной деятельности у аэропорта Шереметьево стабильное положение, что в условиях мирового экономического кризиса многое говорит инвесторам и потенциальным акционерам.

- Как в итоге аэропорт Шереметьево будет пересекаться с платной автомагистралью Санкт-Петербург - Москва?

- Трасса будет проходить недалеко от Шереметьево-2, поэтому к терминалам аэропорта будет организован удобный подъезд. Проекты строительства дороги и развития Шереметьево будут дополнять и благоприятно влиять друг на друга.

- Как развивается проект по строительству независимых баз хранения топлива?

- Мы хотим, чтобы большинство авиакомпаний получило возможность самостоятельного хранения и выбора поставщика топлива. Поэтому мы уже подписали договор о строительстве базы хранения с "Газпромнефтью", также планируем заключить подобный меморандум о сотрудничестве и с "Роснефтью". ТЗК мы переводим на функцию обслуживания топливозаправочной инфраструктуры, заправки самолетов и ответственности за качество топлива. Это приоритетное направление. Например, "Аэрофлот" давно имеет свои запасы топлива в наших емкостях. Хранение ГСМ - это не наш профильный бизнес.

- Кстати, тогда о вашем бизнесе: как будете заполнять коммерческие площади в открывающихся терминалах и здании "Аэроэкспресса"?

- "Аэроэкспресс" изначально был нашим инвестиционным проектом, который мы запустили и успешно продали. В перспективе, когда станция соединится с Терминалом Е, она станет еще более прибыльным коммерческим объектом. Что касается площадей в новых терминалах, то мы уже провели конкурсы на право аренды. Основной объем уже выкуплен. Есть отдельные лоты (5-7% площадей), которые еще не проданы, так как это дорогие предложения. Кризис не продолжается десятилетиями, мы подождем благоприятной конъюнктуры. Сейчас главная задача - как можно эффективнее использовать эти площади в плане арендной выручки и концессионных соглашений.

- Вы продолжаете избавляться от непрофильных активов?

- Да, поскольку это повышает нашу экономическую эффективность и расширяет наши возможности в привлечении самых лучших операторов и игроков на рынке. Сейчас заканчивается сделка по продаже акций компании "Аэроферст", которая является крупнейшим оператором беспошлинной торговли в аэропорту....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка