Красная звезда
3 февраля 2009, 10:31
Без права на ошибку
Поднимая машину в воздух, летчик авиации ПВО несет огромную ответственность за каждое решение и действие при выполнении боевой задачи
Счет - на минуты
Окончив Армавирское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков противовоздушной обороны, лейтенант Сенцов сразу попал в 10-ю отдельную армию ПВО. В зоне ответственности армии находилась практически вся северная территория Советского Союза. Тогда самолеты вероятного противника постоянно находились вдоль госграницы. Проверяли готовность и действия наших летчиков противовоздушной обороны, нередко предпринимая попытки нарушения границ воздушного пространства.
- Чтобы не допустить нарушения, в воздух поднимали самолеты из дежурного звена. Напряженность была такая, что за одно дежурство мы выполняли по два-три вылета, - вспоминает полковник Сенцов.
Налет опытного летчика в ходе боевого дежурства иной раз превышал налет в ходе плановых учебных полетов. В дежурное звено чаще всего назначали летчиков из числа наиболее подготовленных, поэтому реагировали моментально. За счет подготовки самолета и слаженности работы экипажа время вылета дежурного звена сокращалось вдвое.
- У нас была единая команда. Благодаря совместным действиям с инженерно-техническим составом, 5-6 минут - и мы уже были в воздухе, - заметил полковник Сенцов. - Поэтому нас и боялись. Только по сопровождению самолетов у меня было более 16 вылетов.
В один из таких "рядовых" вылетов в составе дежурного звена произошло событие, за которое летчик-истребитель Владимир Сенцов был награжден медалью "За боевые заслуги".
Маршрут самолета-разведчика SP-71 в то время проходил на границах ответственности армии ПВО. Он взлетал из Норвегии или Великобритании, проходил по нейтральным водам, доходил до Новой Земли, делал петлю и возвращался с посадкой в Норвегии. Самолеты МиГ-25 из дежурного звена выводили в район вероятного прохождения этой цели - в готовности в любой момент перехватить разведчика в случае нарушения.
- Объект слишком близко подошел к границе, - вспоминает полковник Владимир Сенцов. - Поэтому мы экстренно были подняты в воздух и вынудили его не нарушать воздушную границу.
Спасительный МиГ
Первые командные должности по руководящей линии пришлись на начало 1990-х - нелегкое для всей военной авиации время. Окончив Военно-командную академию ПВО в Калинине (Тверь), подполковник Сенцов был назначен командиром эскадрильи в Маршанский истребительный авиационный полк, тогда Московского округа ПВО, на МиГ-31. В то время шло значительное сокращение авиационных частей.
- Зона ответственности увеличивалась, а задач не становилось меньше, - рассказывает заслуженный военный летчик Владимир Сенцов. - И тут, я считаю, конкретно нашему полку повезло.
Как раз на тот период пришлось переучивание экипажей истребительного полка. Поставки новой авиатехники были уже спланированы. И в 1991-1992 годах полк получил новые МиГ-31.
- Поэтому проблем с ресурсом техники не было - налет на экипаж составлял по 100-150 часов, - вспоминает летчик.
В ходе одной из проверок тогда еще Главной военной инспекцией эскадрилья под командованием подполковника Сенцова подтвердила высокий уровень боевой подготовки. Отряд во главе с ведущим МиГ-31 комэска Сенцова выполнил вылет на полигон. Отработали успешно - цель была поражена с первой атаки. Тогда командир эскадрильи подполковник Владимир Сенцов был награжден второй наградой - медалью Нестерова.
Связанные одной целью
Уже на протяжении пяти лет летчик-истребитель полковник Владимир Сенцов возглавляет службу безопасности полетов Командования специального назначения. По его словам, за это время летная работа получила новый импульс развития. Благодаря действиям командования войск КСпН и главного командования ВВС за последние два года значительно увеличилось количество полетов летчиков, в том числе и тренировочных, поскольку керосин идет по количеству запрашиваемого. Но и учеба не может быть без ошибок.
- При возросшем налете нельзя избежать и относительного роста динамики нарушений, и нештатных ситуаций в воздухе, - заметил начальник службы безопасности полетов КСпН. - Благо, что техника, стоящая на вооружении, и уровень подготовки летного состава сегодня позволяют решать поставленные задачи.
По его словам, охранять воздушное пространство над Москвой - это не только честь и гордость для каждого летчика, но и колоссальная ответственность. И несмотря на то, что уже существуют самолеты пятого поколения, МиГ-31, МиГ-29 и Су-27 на вооружении авиации ПВО вкупе с мастерством летного состава отвечают современным угрозам и требованиям.
- Интенсивность воздушного движения в Центральном промышленном районе серьезно возросла в основном за счет коммерческих пассажирских перевозок, - объясняет полковник Сенцов. - Соответственно и число различного рода нарушений за последние три года увеличилось в разы, и тенденция при этом не меняется.
В таких ситуациях в системе противовоздушной обороны задействуется, в том числе, и авиация ПВО. Приводятся в готовность и поднимаются в воздух самолеты на случай нарушения в зоне ответственности КСпН. И не имеет значения - малая ли авиация допускает нарушения или пассажирские самолеты, летящие без опознавания.
- Система противовоздушной обороны - это единое целое, где каждый выполняет свою задачу, - говорит полковник Сенцов. - Для авиации ПВО - это прежде всего не допустить нарушения воздушной границы и при необходимости отразить воздушное нападение на передовых рубежах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Чемезов заявил о планах Ростеха строить дальнемагистральные самолеты
Май 3, 2024
Аэропорт Элисты готов к приему и выпуску воздушных судов
Май 3, 2024
Мишустин отметил прогресс Ростеха в разработке беспилотников и цифровых решений