О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Победила дружба

Россия и Белоруссия документально оформили единую систему ПВО

3 февраля Россия и Белоруссия заключили соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Документ был подписан в Кремле по итогам заседания Высшего Госсовета Союзного государства в присутствии президентов двух стран. В состав единой системы ПВО войдут пять авиационных, десять зенитно-ракетных и пять радиотехнических частей, а также одна часть радиоэлектронной борьбы.

Долгий путь друг к другу

Планы создания системы ПВО политики и военные чиновники двух стран вынашивали давно. Но несмотря на многочисленные заверения о скором подписании соглашения, звучавшие как с российской, так и с белорусской стороны, событие произошло гораздо позже, чем того ожидали. Документ планировалось подписать еще в 2001 году, однако в то время он так и не был окончательно согласован. Хотя, по некоторым данным, первые шаги в этом направлении были сделаны еще в середине 1990-х годов.

В октябре 2006 года, как отмечала газета "Красная Звезда", главнокомандующий ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов сообщил, что Объединенная система будет оформлена в ближайшее время, а документы о ее создании уже согласованы со всеми министерствами, одобрены и находятся на подписи у председателя правительства. Министр обороны Белоруссии Леонид Мальцев тогда сказал, что в Белоруссии пакет документов тоже проходит завершающую стадию согласования.

Но обещанного подписания договора до конца года так и не произошло. Не оформили соглашение и в последующие годы, поскольку заседания Госсовета Союзного государства постоянно переносились по тем или иным причинам. Официально - не связанным с вопросом совместной ПВО.

Что именно препятствовало подписанию договора, сказать трудно. Можно предположить, что виноваты в этом, скорее, не военные, а политики. Ведь отношения между союзниками в последние годы складывались не совсем гладко. Дружбе мешали и споры по поводу цен на нефть и газ, и проблемное формирование Союзного государства Белоруссии и России, и затянувшееся введение единой валюты, и щепетильный вопрос о признании Минском Южной Осетии и Абхазии. Все это в определенной мере сказалось на партнерских отношениях в военной сфере.

Но все же, несмотря на финансовые разногласия и нежелание идти на уступки с обеих сторон, было очевидно - оборонное сотрудничество пусть и забуксует, но пойдет своим путем. Тем более, что альтернатива Объединенной системе ПВО СНГ, целесообразность существования которой сегодня под большим вопросом, нужна была давно.

Новая форма отношений весьма выгодна обеим сторонам. Россия получает стратегически важную территорию на западном направлении, а Белоруссия, которой большая и хорошо оснащенная армия сейчас явно не по карману, влиятельного и сильного союзника в военной сфере. А заодно - перспективы дармового обновления парка вооружения и техники.

Москва, к слову, уже оказала своему партнеру помощь в перевооружении армии. Белорусский министр обороны Леонид Мальцев еще в 2004 году утверждал, что в стране якобы создана "непреодолимая система противовоздушной обороны". Несмотря на это, военную помощь в Минске приняли с благодарностью. Хотя изначально было понятно, что на такой шаг Москва идет, скорее, не из братских побуждений, а исходя из собственных стратегических интересов.

Скандальный комплекс

В сентябре 2005 года в Минске было подписано соглашение о передаче Белоруссии зенитных ракетных комплексов С-300. В 2006 году поставки завершились, а комплексы поступили на вооружение воинских частей, дислоцирующихся на западных границах республики - недалеко от городов Гродно и Бреста. Таким образом, по оценкам российских военных, зона поражения ПВО стран СНГ отодвинулась на 150 километров в западном направлении, а зона обнаружения - на 400 километров.

События сопровождались не только громкими заявлениями о повышении боеспособности белорусской армии и региональной группировки ПВО в целом, но и скандалами. Белорусский президент Александр Лукашенко, как отмечало НВО, незадолго до подписания соглашения о передаче комплексов заявил, что начал просить у Владимира Путина "бесхозные" С-300 еще в 2002 году. Но шел год за годом, а ракеты из-под того самого забора никто подбирать не спешил. Это заставило Лукашенко предположить, что они, "наверное, уже сгнили".

Кроме этого, Лукашенко напомнил, что "Белоруссия защищает не только себя, но и Россию, и что западнее Москвы у нее "нет ни одного солдата, кроме белорусских".

Последнее заявление белорусского правителя не так уж и безосновательно. Ведь система ПВО СССР создавалась с учетом границ того времени, а в постсоветский период Кремль также во многом делал ставку на сотрудничество с уже суверенными соседями.

Однако, как отмечает издание, Батька, скорее, торговался и даже после подписания документа продолжал утверждать, что Москва взяла с него "немалые деньги за свои ржавые ракеты". По данным НВО, Минску пришлось оплатить только работы по приведению систем в боеготовое состояние, которые проводились на российских предприятиях, а также транспортировку в места дислокации. "Ржавыми ракетами" на деле оказались новые ЗРК С-300ПС, которые находились на консервации на складах Минобороны.

На протяжении 2008 года в некоторых белорусских и западных средствах массовой информации упорно муссировались слухи, что параллельно с перевооружением своей армии на С-300 Минск поставляет эти же комплексы Ирану и Турции. Так, в августе 2008 года сайт Хартия"97 заявил, что С-300, возможно, уже поступают в Иран из Белоруссии. По информации издания, С-300 нужны Тегерану для прикрытия объектов, где, предположительно, организовано производство материалов для ядерного оружия. Официальный Минск эти заявления опроверг.

В октябре 2008 года этот же ресурс заявил о покупке Турцией белорусских зенитно-ракетных комплексов С-300. ЗРК якобы предназначались для испытаний нового вооружения турецкого производства, однако доступ к ним должны были получить и армии других стран. Причиной решения Анкары закупить комплексы якобы стало их наличие на вооружении греческой армии.

Сомнительно, что у Белоруссии есть существенные излишки С-300, которые можно распродавать направо и налево. Да и без разрешения Москвы Минск вряд ли решился бы на такой шаг. Зато в контексте развертывания американской ПРО в Европе и приближавшегося на тот момент подписания соглашения о создании единой ПВО России и Белоруссии, нагнетание нервозности вокруг поставок С-300 было выгодно многим.

А шпионы не дремали

Еще одна странная история, связанная с совместными планами по созданию системы противовоздушной обороны, так и вовсе напоминает голливудский боевик. Но она, скорее, придала значимости планирующемуся соглашению.

В 2007 году, как сообщило BBC News, Комитет государственной безопасности Белоруссии заявил о разоблачении польской агентурной сети в стране. В "измене государству в форме шпионажа" были обвинены четверо офицеров белорусской и майор российской армии.

Эти события поначалу не комментировались, однако позже заместитель председателя КГБ Белоруссии Виктор Вегера заявил, что военнослужащие собирали секретную информацию об объединенной системе противовоздушной обороны Белоруссии и России для разведки Польши. Белорусский офицер Владимир Рускин, по данным КГБ, был задержан при пересечении белорусско-польской границы в пункте пропуска "Варшавский мост" 5 января 2007 года "при наличии неопровержимых доказательств". При нем, по данным КГБ, были обнаружены электронные носители со сведениями о системе ПВО.

Правду об этой шпионской истории, скорее всего, знают только лишь в белорусских "компетентных органах" и других заинтересованных структурах. Хотя, как прокомментировал в интервью BBC News факт задержания изменников родины бывший белорусский контрразведчик Сергей Анисько, "нужно было продемонстрировать всему миру, что против России и Белоруссии, имеющих фактически одну систему ПВО, уже давно ведется усиленная разведывательная работа. И что белорусам и россиянам нужно срочно усиливать свою безопасность от новых серьезных внешних угроз".

Кулаками после драки

Свершившийся факт подписания договора о создании единой ПВО двух стран уже вызвал резкую реакцию белорусских оппозиционных политиков. Так, бывший заместитель министра иностранных дел Белоруссии, лидер гражданской кампании "Европейская Беларусь" Андрей Санников заявил Хартии"97, что "совместная с Россией система ПВО еще больше отдаляет Белоруссию от Европы, позволяет России использовать вооруженные силы Белоруссии в своих военных планах, которые подразумевают противостояние Западу".

По мнению политика, "Лукашенко в очередной раз подтвердил, что все его слова об улучшении отношений с Европой не имеют под собой реальной почвы, что он заинтересован в сохранении своего режима и готов ради этого втягивать страну в опасные сценарии", поскольку "единой системой ПВО будут управлять не из Минска, а из Кремля, что наносит очередной удар по независимости Белоруссии".

Позицию представителя оппозиционных сил можно понять - подписание договора фактически стало еще одним, пускай и не столь существенным, как "Искандеры" и "Тополя", аргументом России в противостоянии с США вокруг развертывания ПРО в Европе. Хотя могут ли представлять какую-то угрозу для американских систем противоракетной обороны совместные белорусские и российские ПВО - уже совсем иной вопрос.

Между тем, неясно, какой позиции придерживается господин Санников по поводу размещения ПРО на территории Чехии и Польши. Ведь управлять ими, в случае реализации этих планов, будут точно не правительства этих стран.

Прогресс или формальность?

Российско-белорусскую ПВО, согласно подписанному документу, возглавит командующий объединением ВВС и ПВО одной из сторон, который будет назначаться на должность президентами двух государств. Кто именно займет этот пост, пока неизвестно.

Также пока неясно, произойдут ли какие-то существенные изменения в связи с созданием объединенной оборонной структуры. Ведь Объединенная система ПВО СНГ, пускай в значительной степени символически, но существует уже почти 15 лет, а самыми активными ее участниками как были, так и остаются две страны - Россия и Белоруссия.

Грузия и Туркмения фактически уже давно свернули свое участие в системе ПВО СНГ. Многостороннее сотрудничество России, Белоруссии, Казахстана, Украины и Узбекистана в основном ограничивается автоматизированным обменом информацией о воздушной обстановке между командными пунктами ВВС и ПВО. Обмен информацией с ПВО остальных стран происходит время от времени из-за отсутствия современных АСУ. Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан также осуществляют совместное боевое дежурство сил ПВО.

Источник РИА "Новости" в российском руководстве охарактеризовал договоренность как "значительный шаг в развитии российско-белорусского военного и военно-технического сотрудничества", который "заметно повысит обороноспособность двух стран". Но каких именно позитивных изменений следует ожидать после подписания соглашения, источник не уточнил.

Если исключить факторы технические и организационные, психологический эффект это событие точно имело. Во-первых, союзники сумели завершить затянувшийся процесс, а во-вторых, обе стороны вовремя продемонстрировали готовность "дружить вместе" против общих врагов. Теперь очередь за конкретными шагами, которые, быть может, скоро и последуют....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка