О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Круглый стол Государственной думы в Московском авиационном институте

29 января в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) прошел Круглый стол на тему "Подготовка кадров для аэрокосмической отрасли России"

29 января в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) прошел Круглый стол на тему "Подготовка кадров для аэрокосмической отрасли России". Заседание было организовано фракцией партии "Единая Россия".

Депутатам продемонстрировали самолеты, вертолеты, ракеты, которые являются объектами лабораторных и практических работ студентов МАИ.

МАИ имеет несколько филиалов, причем два из них удалены от Москвы. Это филиалы на Байконуре, где расположен космодром, и в Ахтубинске, где находится испытательная база ВВС. Оба филиала играют очень важную социальную роль, позволяя получить высшее образование детям работающих там специалистов и служащих офицеров. В связи с необходимостью поддержания качества учебного процесса на филиалах в МАИ закуплено оборудование, используемое для профориентационной работы и для организации обучения в режиме телеконференций. Депутатам были продемонстрированы занятия, организованные в таком режиме.

Далее делегация посетила музей МАИ, где была развернута выставка достижений института "МАИ - сегодня". После знакомства с университетом прошел круглый стол, организованный в конференц - зале музея МАИ. В нем приняли участие более 20 депутатов Государственной Думы, в том числе заместитель председателя Государственной Думы Надежда Васильевна Герасимова и заместитель руководителя фракции партии "Единая Россия", выпускник МАИ Валерий Владимирович Рязанский.

Открыл заседание В.В. Рязанский. Он подчеркнул, что развитие аэрокосмической отрасли является одним из важнейших приоритетов современной России. В 2006 г. партия "Единая Россия" приняла партийный проект "Авиапром". Задача партии — подъем проекта на общественный уровень как знаковой, важнейшей проблемы. Именно во многом благодаря "Авиапрому" финансирование авиационной промышленности за последнее время было увеличено в 4 раза.

Затем слово было предоставлено ректору МАИ доктору технических наук, профессору Анатолию Николаевичу Геращенко.

А.Н. Геращенко кратко рассказал об истории и традициях Московского авиационного института, которому в следующем году исполнится 80 лет. Выпускники МАИ занимают ведущие позиции в своей отрасли в настоящее время 200 человек являются руководителями своих предприятий, в том числе генеральными директорами - 45 выпускников, генеральными и главными конструкторами - 50 выпускников, а также занимают другие руководящие посты в научно-производственных и научно-исследовательских организациях Роскосмоса, Роспрома, Минобороны и др. Выпускниками вуза являются 20 космонавтов. В настоящее время в МАИ работает 16 академиков и членов-корреспондентов РАН. В рамках научно-исследовательских работ разрабатывается сложная аэрокосмическая техника.

Однако ректор сосредоточился не столько на достижениях, сколько на путях развития университета и аэрокосмического образования в целом. При МАИ создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), которое объединяет 35 вузов. На заседаниях УМО были выработаны предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы образования в аэрокосмической сфере.

Ректор наметил основные направления развития университета и выразил уверенность в том, что МАИ имеет все основания претендовать на статус Национального исследовательского аэрокосмического университета. Это предложение было поддержано депутатами, принявшими участие в круглом столе.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Иннокентьевич Федоров начал свое выступление с констатации наличия кадрового кризиса в авиастроении. С прошлого года наметилась тенденция к омоложению кадров.

Специалисты ОАК провели анализ потребности предприятий в кадрах и одновременно изучили качество подготовки специалистов в 78 вузах и 34 средних специальных учебных заведениях, поставляющих кадры для предприятий корпорации.

А.И. Федоров подчеркнул важность профориентационной работы и привлечение талантливых выпускников школ. В качестве примера была приведена деятельность ОКБ "Сухой" в этом направлении. Совместно с МАИ ведется работа со школьниками и студентами, при поступлении формируются специальные целевые группы по заказу предприятия.

Президент ОАК подчеркнул, что при подготовке специалистов проявляется отставание при специализации. По мнению А.И. Федорова это связано с нехваткой практик и устареванием материальной базы вузов.

А.И. Федоров отметил необходимость достижения соответствия между профессиональными и образовательными стандартами и законодательного закрепления профессиональных стандартов. В МАИ при поддержке ведущих предприятий ОАК был проведен конкурс на разработку современные образовательные программы. В заключении было предложено создать при поддержке ОАК три отраслевых образовательных центра в Москве, Казани и Иркутске. Московский центр будет создан при МАИ.

В выступлении Валентина Владимировича Крымова, директора по науке ФГУП "ММПП "Салют", помимо проблем высшего образования были затронуты проблемы подготовки рабочих кадров.

В.В. Крымов предложил также передать подготовку рабочих в ведение регионов. По его мнению, это позволит улучшить финансирование средних профессиональных учебных заведений. Было предложено создать с помощью регионов при крупных предприятиях сеть учебно-научных центров.

Координатор проекта "Авиапром" Александр Николаевич Белоусов подчеркнул, что в таком предложении кроется серьезная опасность. Региональные власти могут перепрофилировать средние учебные заведения, а федеральное подчинение является гарантией сохранения аэрокосмической направленности.

Затем слово взял директор Департамента государственной политики Министерства образования и науки Игорь Михайлович Реморенко. Он подчеркнул, что проблема кадров заключается прежде всего в качестве подготовки.

Переход на контрактную систему может дать определенный эффект, но при этом возникают существенные риски. В частности, государство не сможет обеспечить рабочими местами многочисленных выпускников экономических и юридических специальностей. А это может подорвать общую идею контрактной подготовки.

Надежды на повышение качества образования связаны с разработкой Федеральных образовательных стандартов.

Начальник управления Рособнадзора Виктор Иванович Круглов сказал, что свидетельством того, что российское техническое образование является одним из лучших в мире является тот факт, что 60-70% процентов выпускников технических вузов уходят в бизнес. Однако, естественно, что это тормозит развитие отечественной промышленности, в том числе аэрокосмической. Переход к новому поколению стандартов связан с большей академической свободой вузов, поэтому остро встает вопрос о профессиональной аккредитации вузов.

Важной задачей также является мониторинг востребованности выпускников вузов по их профилю. Возможно, что одним из критериев качества подготовки выпускников может стать карьерный рост выпускников.

Заместитель председателя Государственной Думы Надежда Васильевна Герасимова в своем коротком выступлении подчеркнула важность разработки стратегии развития аэрокосмического образования. Причем эта стратегия должна охватывать все уровни образования, включая среднее профессиональное.

Н.В. Герасимова поддержала идею бюджетной контрактной подготовки, приведя в пример военные учебные заведения.

Закрывая заседание В.В. Рязанский поблагодарил МАИ за отличную организацию круглого стола. Он подчеркнул, что Россия не может не быть авиационной державой.

Развитие аэрокосмической отрасли невозможно без аэрокосмического образования. Прошедший Круглый стол был очень полезен, и его материалы будут внимательно проанализированы и переданы на рассмотрение Государственной Думы.

В заключении В.В. Рязанский поддержал предложение о придании МАИ статуса Национального исследовательского аэрокосмического университета....
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка