О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как погибала "Эйрюнион"

Рост цен на топливо был не единственной причиной краха "Эйрюнион", выяснила Счетная палата. Менеджеры помогали деньгами сторонним структурам и вводили в заблуждение банки, имитируя наличие крупных сумм на счетах авиакомпаний

Рост цен на топливо был не единственной причиной краха авиакомпаний альянса "Эйрюнион", выяснила Счетная палата. Менеджеры не стеснялись помогать деньгами сторонним структурам и вводили в заблуждение банки, имитируя наличие крупных сумм на счетах авиакомпаний.

Счетная палата 13 февраля закончила проверку ООО "Эйрюнион" и трех крупнейших авиакомпаний альянса - "Красэйр", "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) и "Самары" за 2007 г. и первые девять месяцев 2008 г. Аудиторы выясняли причины, по которым альянс допустил в августе - сентябре прошлого года массовые задержки авиарейсов, а потом обанкротился.

Прилетели

Массовые задержки рейсов авиакомпаний "Эйрюнион" начались 19 августа, когда "Сибирь авиа сервис" отказалась заправлять самолеты "Красэйр" из-за долгов. В сентябре перевозить пассажиров альянса стал "Атлант-союз". С 1 октября было отозвано свидетельство эксплуатанта у "Самары", а с 1 ноября - у "Красэйр" и ДАЛ.

"Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", авиакомпания "Самара" - авиакомпании. Основной акционер - государство (51% в "Красэйр", 50,04% в ДАЛ, 46,49% в "Самаре"). Перевозки - 1,24 млн пассажиров (1-е полугодие 2008 г.). Финансовые показатели (РСБУ, 1-е полугодие 2008 г.): совокупная выручка - 11 млрд руб., чистый убыток - 824,8 млн руб.


Причиной краха стало резкое ухудшение финансового положения компаний, "вызванное как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом", говорится в отчете (есть у "Ведомостей"). Аудиторы констатируют, что в 2008 г. рост расходов компаний альянса превышал рост доходов "в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо", аренду и лизинг самолетов. Так, расходы на топливо в структуре затрат трех авиакомпаний составляли в 2007-2008 гг. 42,1-45,2%. А общий долг "Красэйр", ДАЛ и "Самары" поставщикам авиакеросина на 1 октября 2008 г. достиг 3,5 млрд руб.

Впрочем, это лишь 11% от совокупной задолженности авиакомпаний. За год и девять месяцев этот показатель вырос почти в 2 раза - с 17 млрд до 32,2 млрд руб., говорится в отчете. Еще большими темпами росла дебиторская задолженность - с 7,3 млрд руб. на 1 января 2007 г. до 17,4 млрд руб. на 1 октября 2008 г.

Но убытки и высокие долги (500 млн руб. за 2006 г. и 3,2 млрд руб. на январь 2007 г. соответственно) не помешали ДАЛ осенью 2006 г. стать поручителем по кредиту Альфа-банка кипрской компании Omosa Trading Ltd. А с февраля 2007 г. по октябрь 2008 г. авиакомпания перечислила рублевый эквивалент $21,4 млн, при том что объем обязательств составлял лишь $15 млн. При этом банк не требовал от ДАЛ гасить кредит. Платежи осуществлялись по поручениям Omosa Trading или по письмам Альфа-банка в адрес офшора.

Владелец Omosa Trading в отчете не указан. Но по состоянию на сентябрь 2008 г. компания владела более 10% акций "Красэйр", говорится в сообщении совета директоров авиакомпании о созыве внеочередного собрания акционеров (опубликовано в газете "Красноярский рабочий"). Братья Борис и Александр Абрамовичи контролировали 40% акций "Красэйр" и почти 49% - ДАЛ. Получается, что авиакомпания платила кредит за одну из их структур. Представитель Альфа-банка комментировать ситуацию отказался.

Кроме того, авиакомпании альянса и "Эйрюнион" постоянно перечисляли друг другу средства. Они не относились к оплате услуг друг друга и не приводили к образованию задолженности. Счетная палата полагает, что транзакции создавали для банков "видимость оборотов на расчетных счетах" и давали "возможность авиакомпаниям получать новые кредиты".

Также "Эйрюнион" контролировала значительную долю выручки авиакомпаний, продавая их билеты, говорится в отчете. В 2007 г. "Красэйр", ДАЛ и "Самара" получили через ООО 67% выручки. Через "Эйрюнион" проходила и часть расчетов. Иногда компания корректировала "очередность и целесообразность" платежей - за аэропортовые услуги, топливозаправочным компаниям, на погашение долгов по зарплате, отмечается в отчете.

Полученные средства "Эйрюнион" не стеснялась ссужать не связанным с авиакомпаниями организациям. Так, нескольким ООО ("Ритм", "Русское дело", "Бизнес-Л" и др.) компания предоставила кредиты на общую сумму 142 млн руб. под 11-13,5% годовых. К 1 октября 2008 г. заемщики рассчитались по долгам, говорится в отчете.

Часть вины за крах авиакомпаний аудиторы возлагают и на Росимущество с Росавиацией. В отчете указано, что госпредставители в советах директоров не обеспечивали должного контроля за действиями менеджмента. В частности, они не инициировали внесение поправок в устав, предусматривающих согласование с советом привлечения крупных кредитов и отчуждения имущества.

Счетная палата направила отчет в том числе в Следственный комитет при прокуратуре и в ФСБ. Источник в прокуратуре говорит, что ведомство изучит материалы на предмет наличия уголовных дел. Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын сказал "Ведомостям", что коллегия Счетной палаты полагает, что под уголовное расследование могут попасть эпизоды с оплатой кредита Omosa и введение в заблуждение банков.

"Ведомостям" вчера не удалось связаться с бывшим гендиректором и совладельцем авиакомпаний Борисом Абрамовичем или с бывшими топ-менеджерами альянса. Но в октябре Абрамович причиной краха называл рост цен на топливо и медлительность чиновников, затягивавших принятие решений об объединении авиакомпаний с передачей контрольного пакета "Эйрюнион" частным акционерам. Возможность вывода активов он отрицал: "Мелочь по карманам не тырим"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка