О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дальний Восток обидели льготами

Основная масса жителей региона не получит скидок при полетах в европейскую часть страны

Вчера рухнули надежды многих дальневосточников на то, что власти сделают для них более доступными по цене авиаперелеты в европейскую часть России и обратно. Как заявил вчера президент Дмитрий Медведев, 50-процентную скидку на перелет в Москву, Санкт-Петербург и Сочи в ближайшее время получат только молодежь и пенсионеры, да и то лишь в теплый период года. Эксперты сомневаются в справедливости такого решения и указывают, что оно провоцирует рост социальной напряженности в регионе, который и без того пострадал из-за введения заградительных пошлин на импорт подержанных иномарок.

"Хочу проинформировать, что решение, по сути, согласовано и принято. Смысл его в том, что жители Дальнего Востока получили возможность использования особой системы цен на такого рода перелеты по категориям", - заявил Медведев в Чите. По словам президента, льготу - платить 50% от тарифа в период с мая по сентябрь - получат только проживающие в этом регионе школьники и студенты от 12 до 23 лет, а также люди старше 60 лет. Такого рода дотации, пояснил Медведев, позволят "довольно значительному числу молодых людей, пенсионеров добираться до центра нашей страны в трех направлениях, наиболее популярных, которые являются или столицей, или перевалочным пунктом, или местом отдыха". Таковыми объявлены Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

Сегодня стоимость полета в экономклассе от Владивостока до Москвы в среднем варьируется в пределах от 20 до 30 тыс. руб. - в зависимости от авиакомпании. Хотя бывают предложения и по более низкой цене, но такие места, как правило, расходятся очень быстро. С другой стороны, как отмечает гендиректор компании "2К Аудит - Деловые консультации" Тамара Касьянова, "серьезной проблемой является сезонный фактор - с конца весны до начала осени цена билетов на самолет увеличивается почти в два раза, в итоге стоимость перелета может доходить до 50 тысяч рублей в одну сторону".

Между тем еще в прошлом году обсуждалась вероятность снижения цен, при этом не было столь жесткого ограничения льготных категорий, что давало надежды на возможность пользования этими льготами значительно большему числу дальневосточников. В апреле губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил о том, что стоимость авиабилетов может быть снижена на 10%. По его словам, затраты, которые понесет регион в результате такой компенсации, оценивались в 13 млрд. руб. в год "в расчете на однократные авиаперелеты туда и обратно".

Теперь выходит, что от льготных цен на перелет в европейскую часть России оказались отрезаны представители наиболее трудоспособной и активной части населения этого региона, включая представителей мелкого и среднего бизнеса, формирующего средний класс региона. Отметим, что население Дальнего Востока пострадало в последнее время от решения Москвы повысить пошлины на импорт подержанных автомобилей до заградительного уровня. Мало того что абсолютное большинство дальневосточников ездят на подержанных иномарках, так еще десятки, а то и сотни тысяч жителей региона были связаны с доставкой, сервисом и торговлей такими автомобилями. Этот бизнес давал им средства к существованию и вносил значительный вклад в экономику региона.

Отсечение наиболее трудоспособных слоев дальневосточников от анонсировавшихся льгот на авиаперелеты в центр идет вразрез с неоднократными уверениями федеральных властей о том, что сохранение среднего класса - едва ли не приоритетная задача в условиях нынешнего кризиса. Напомним, что первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков в январе заявил, что "необходимо сохранить средний класс, возникший в эпоху Путина, - социальную основу нашего общества".

Эксперты отмечают, что решение руководства страны ввести для части дальневосточников скидки на авиаперелет - явный отход от реформы по монетизации льгот, и без того бездарно проведенной. "Во-первых, введение льгот создаст стимулы для того, чтобы ими воспользоваться тем гражданам, которым они совершенно не нужны, - считает директор департамента стратегического планирования компании ФБК Игорь Николаев. - Во-вторых, совершенно не учитывается тот факт, что ввести льготу довольно легко, но отнять ее через какое-то время будет значительно сложнее. Человек просто привыкает к тому, что у него появляется некое право". Но главная проблема, по мнению аналитика, состоит в том, что жесткие ограничения по возрасту и социальному статусу стимулируют рост напряженности в обществе вообще и на Дальнем Востоке в частности.

Возникают вопросы по реализации обещанных льгот и у юристов. "Если будет принят федеральный закон, то сразу возникнут противоречия с Конституцией, поскольку такая льгота будет явно дискриминационной сразу по нескольким положениям - возрасту, месту жительства и социальному статусу", - считает юрист компании "Николаев и партнеры" Екатерина Ромм. По ее словам, части проблем можно было бы избежать, если бы это было решение не федеральных, а региональных властей. Но у последних нет средств на столь масштабные льготы.

Впрочем, по мнению Николаева, выход будет найден и конституционные основы он вряд ли затронет. Но для него непонятны конечные цели введения таких льгот. "Наверное, это поддержка тех граждан, кто не может выехать в европейскую часть страны из-за ограниченных финансовых возможностей, и помощь авиакомпаниям, которые испытывают кризис из-за падения пассажиропотока, - предполагает эксперт. - Но сразу хочется сказать: когда ставится одновременно несколько целей - ни одна из них не достигается, ибо за двумя зайцами угнаться невозможно. Проблемы Дальнего Востока - дело стратегическое и затратное, но одни только льготы задачи не решат"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка