О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Родственники погибших требуют наказать тех, кто отвечал за эксплуатацию неисправного "Боинга"

Они написали ходатайство генпрокурору и председателю Следственного комитета при Прокуратуре РФ

"Мы, родственники погибших в авиакатастрофе в Перми 14.09.2008 г. пассажиров самолета Boeing 737, считаем своим и вашим долгом сделать все, чтобы подобные трагедии не повторялись…" после того, как МАК провел расследование авиакатастрофы в Перми и расставил все точки над i, а виновные так и не были наказаны, родственники погибших решили, что должны вмешаться в происходящее и написали ходатайство к генпрокурору Юрию Чайке и председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Александру Бастрыкину. Они требуют привлечения к ответственности лиц, причастных, по их мнению, к трагедии.

Полный текст ходатайства был опубликован на сайте Уполномоченного по правам человека в Пермском крае.

Помимо выявления непосредственных виновников катастрофы, в рамках возбужденного по факту катастрофы уголовного дела, просим силами генпрокуратуры проверить обстоятельства связанные с заключением договора аренды компанией "Аэрофлот" авиалайнера Boeing 737-500 № VP-BKO с лизинговой компанией Pinewatch Limited. Эти действия чиновников "Аэрофлота" мы считаем первопричиной трагедии.

Лица, принимавшие решение об аренде самолета, понимали, что ресурс авиалайнера практически исчерпан. Самолет многие годы интенсивно эксплуатировался в Китае сразу тремя авиакомпаниями (Xiamen Airlines, China Southwest Airlines, Air China), в атмосфере повышенной влажности, в условиях повышенного износа, при приемке которого были выявлены множественные неполадки. По информации американской юридической компании Ribbeck Low Chartere Федеральное авиационное агентство США не выдавало летный сертификат, позволяющий эксплуатацию двигателей данного самолета на территории воздушного пространства Российской Федерации.

В России самолет начали эксплуатировать с 28 июля 2008 года. По сообщениям СМИ эксплуатация данного авиалайнера должна быть прекращена в октябре 2008 года. С какой целью самолет, подлежащий, по сути, списанию в утиль, был взят в аренду на два месяца и при этом застрахован на максимально возможную сумму?

Очевидно, мотивом действий чиновников "Аэрофлота", принимавших решение об эксплуатации авиалайнера, опасного для жизни пассажиров, была выгода, которая во много раз превышает потери, даже в случае гибели самолета. Авиалайнер был застрахован на сумму около 1,2 миллиарда долларов США. Стоимость нового самолета данного типа не превышает 80 млн. долларов, а страховые выплаты родственникам погибших составляют менее 0,5 % от страховой суммы.

Опубликованные 10.02.2009 года выводы МАК свидетельствуют о том, что эксплуатировался неисправный авиалайнер. Техническое состояние самолета было таково, что при переходе на ручное управление произошло (за счет разной тяги правого и левого двигателя) заваливание самолета на левое крыло. Последующие ошибочные действия экипажа (вызванные непривычной для них индикацией навигационных приборов) увеличили крен и привели к перевороту самолета через левое крыло, после которого вывести его из падения уже было невозможно.

Требуем привлечь к уголовной ответственности должностных лиц допускавших выполнение "в течение длительного времени полетов при наличии "вилки" в положении РУД больше максимально допустимой".

Указанная неисправность была с самого начала эксплуатации самолета в России (с 28 июля 2008 года). Следовательно, ответственность за то, что эксплуатировался неисправный авиалайнер, несут также и лица, инициировавшие сделку по аренде данного лайнера.

Требуем привлечь к уголовной ответственности лиц, принимавших решение об эксплуатации на территории России неисправного, опасного для жизни пассажиров авиалайнера.

Просим Следственный комитет провести необходимые действия по выявлению признаков возможного совершения коррупционных преступлений лицами, связанных с принятием решений по заключению договора аренды авиалайнера Boeing-737-500 № VP-BKO.

По имеющейся у нас информации катастрофы не произошло бы, если бы экипажу самолета дали возможность совершить посадку с первого захода.

Действия диспетчера Пермского аэропорта поставили экипаж в условия, когда совокупность технических неполадок сделала ситуацию нештатной, с которой пилоты (имеющие подготовку обычных линейных пилотов) справиться не могли.

Уже одно только "наличие "вилки" в положении РУД увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку" (сказано в заключении МАК).

Другими факторами, сделавшими ситуацию нештатной, были:
  • изменение схемы посадки лайнера при втором заходе;
  • непривычная для пилотов индикация навигационных приборов;
  • проблемы со связью (последние минуты перед катастрофой связи с экипажем не было; она появилась за 6 секунд до удара о землю);
  • проблемы, вызванные техническим оснащением принимающего аэропорта.
Требуем привлечь к ответственности лиц, руководивших посадкой авиалайнера в аэропорту г. Перми.

Просим провести экспертизу технического и аэронавигационного оборудования Пермского аэропорта, а также организацию работы аэропорта по сопровождению воздушных судов с точки зрения возможностей безопасно принимать самолеты иностранного производства.

По словам Заслуженного летчика СССР Олега Смирнова (в одном из СМИ) "Боинги" заходят на посадку исключительно в автоматическом режиме. Изменение схемы посадки требует перепрограммирования автоматики. Вероятно, этим был занят КВС, когда он передавал штурвал своему напарнику (возможно об этом были его слова: "Ты же видишь, что я не могу").

Для управления посадкой в ручном режиме нужны гораздо более благоприятные метеоусловия, которых в ту ночь в Перми не было.

Просим провести проверку (с назначением соответствующих экспертиз) соответствия метеоусловий требованиям ручного и автоматического режимов посадки, а также достаточности времени у экипажа на перепрограммирование автоматики.

Как уже сказано выше, в качестве одной из причин авиакатастрофы названо оснащение авиалайнера Boeing 737 навигационным прибором с непривычным для пилотов типом индикации, что привело к ошибкам пилотирования. Насколько известно из СМИ, командир экипажа и другие пилоты писали рапорта о недопустимости установки на одном и том же типе самолетов пилотажных приборов с различными типами индикации.

Ходатайствуем о проверке достоверности этой информации и расследования действий должностных лиц по фактам подачи указанных рапортов.

В числе причин неадекватного поведения КВС при пилотировании, в заключении МАК указаны два фактора: 1. "Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам". 2. Факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью.

Первый фактор доказан и, следовательно, должностные лица, ответственные за график работы пилотов должны быть привлечены к ответственности.

Второй фактор можно считать существенным только в том случае, если концентрация алкоголя в тканях выше допустимого. Таких данных нет. В организме пилота какая-то доза алкоголя могла остаться с дней предшествующих полету.

Поскольку к авиакатастрофе привела совокупность технических и психофизиологических факторов, лица ответственные за каждый из этих факторов виновны и в гибели пассажиров, и каждый из них должен быть привлечен к ответственности.

Ходатайствуем о привлечении к ответственности:
  • лиц, принимавших решение об эксплуатации на территории России неисправного, опасного для жизни пассажиров авиалайнера.

  • руководителей технических служб ответственных за то, что "в течение длительного времени совершались полеты при наличии "вилки" в положении РУД больше максимально допустимой".

  • лиц, ответственных за установку на одном и том же типе самолетов навигационных приборов с различными типами индикации.

  • лиц, ответственных за режим труда и отдыха пилотов не соответствующий действующим нормативным документам, способствовавший накоплению усталости КВС.

  • руководителя полетов, отдавшего указание экипажу "Боинга" на повторный заход на посадку.

  • руководителей организаций и подразделений ответственных за профессиональную подготовку пилотов и комплектацию экипажа с точки зрения психологической совместимости.
Ходатайство принято на собрании родственников погибших в авиакатастрофе (потерпевших)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Пермь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка