О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пожилой кыргызстанец пролетел 6 часов в пластиковых наручниках

Бортпроводницы посчитали, что инвалид второй группы представляет угрозу для жизни пассажиров

Наручники для старика

Голливудских фильмов о вооруженных злодеях, проникающих на борт самолета со злыми умыслами и захватывающих воздушное судно, снято предостаточно. В жизни, как и в кино, обычный полет тоже может превратиться для мирных граждан в настоящий ад. Так произошло с пожилой четой, возвращавшейся из Лондона в Бишкек рейсом BD 991 авиакомпании bmi. Только вопреки известному сценарию, на месте "плохого парня" оказался наш 73-летний соотечественник. Стюардессы решили, что старый человек представляет опасность для окружающих.

- В Англию мы вылетели по гостевой визе, - рассказывает его супруга Октамхан Абдрашитова. - Отправились на полгода в гости к сыну. Билеты приобрели в оба конца заблаговременно в бишкекском представительстве авиакомпании bmi.

На чужбине Боромбай Калмырзаев - инвалид второй группы - захворал. Две недели пролежал в больнице под бдительным присмотром медиков. Операцию по удалению аденомы предстательной железы откладывали из-за пониженной свертываемости крови больного. Запланировали хирургическое вмешательство на начало марта. Но вот незадача: муж и жена должны были возвращаться в Киргизию уже 19 февраля.

- В 11.35. по местному времени мы вылетели из Лондона, - вспоминает пожилая женщина. - Примерно через час муж дал мне понять, что хочет в туалет. Я пропустила его в узкий проход. Замешкавшись, не сразу заметила, что он направился в сторону кухни. Когда проход закончился, путь ему преградили три стюардессы. Боромбай дотронулся до одной из них рукой, но тут же, развернувшись, пошел в нужном направлении. Вскоре мы вернулись на свои места…

По словам пенсионерки, не прошло и пяти минут, как вновь появились стюардессы. В руках одной из них были наручники. О чем они говорили, Октамхан Абдрашитова не поняла - иностранным языком не владеет. Не обращая внимания на слезы и протесты женщины, бортпроводницы надели на ее спутника пластиковые наручники и пристегнули желтой лентой к креслу. В таком положении пенсионер провел 6 часов полета.

А вас я попрошу покинуть судно

- Так мы долетели до Алматы - транзитного пункта перелета, - продолжает свой рассказ Октамхан-эже. - Сидевшие по соседству с нами молодые люди с ребенком, прежде чем выйти из самолета, посоветовали: "Эже, не нужно расстраиваться. Успокойтесь. Детям ничего не говорите - для них это будет настоящим ударом. Доберетесь до Бишкека и все забудете". И я подумала: пусть будет так. Но до аэропорта Манас долететь нам не удалось. После того как часть пассажиров покинула в Алматы самолет, ко мне подошли четверо мужчин в форме и заявили о том, что нас высаживают. Выяснилось, что капитан судна написал акт, где сообщил о присутствии на борту якобы неадекватного пассажира, угрожающего жизням других людей. Наземные службы были введены в курс событий еще до приземления самолета…

Оказавшись перед перспективой остаться с больным человеком в чужом городе без денег, пожилая женщина вновь зарыдала: "Что мы такого сделали? - вопрошала она. Очевидцы поддержали: никакой агрессии к экипажу корабля и другим пассажирам пенсионер не проявлял. Какая же необходимость в таких радикальных мерах? "Умру, но не выйду, - категорически заявила кыргызстанка. - Всего 40 минут осталось лететь!". Только командир оказался непреклонен. Упрямой женщине пригрозили: за задержку рейса будете платить большой штраф.

- В разгар разбирательств к нам подошел сам командир судна, - говорит пенсионерка. - Я схватила его за руку - готова была поцеловать. Умоляла не высаживать нас. Но он своего решения не изменил. На требование вернуть в таком случае деньги, потраченные на билеты, отпарировал: "Обращайтесь в представительство авиакомпании, где приобретали билеты". И нас сняли с рейса, привезли в ЛОВД. В медпункте врач провел медицинское освидетельствование мужа. В документе, кстати, написал, что мой супруг совершенно адекватен. Представитель авиакомпании в Алматы указал, что угрозу безопасности полета он не создавал. В последний момент удалось взять показания одного из свидетелей, который в письменной форме подтвердил: "Пожилой мужчина, летевший с супругой, противоправных агрессивных действий не совершал…". Если бы я знала, чем все это обернется, то, конечно, записала бы адреса и телефоны других пассажиров, которые могли бы подтвердить нашу правоту…

После проведения необходимых процедур, сотрудники ЛОВД связались с взрослыми детьми пожилой пары. Мужа и жену отправили в Бишкек на такси. Домой они добрались только утром 20 февраля. По словам младшего сына, отца, два года назад перенесшего инсульт, пришлось заносить в квартиру на руках. Больше суток он отказывался от еды и питья. Боромбай Калмырзаевич - в прошлом хирург, уважаемый человек. Спас тысячи жизней. Сегодня он с трудом самостоятельно передвигается и страдает провалами в памяти. "Может, это и к лучшему, - считают сейчас родственники. - По крайней мере, не помнит всего пережитого ужаса". А вот его супруга, по-видимому, последнее путешествие не забудет никогда.

Дело пахнет судом

- Мы хотим наказать людей, виновных в этом происшествии, - говорит сегодня младший сын Мурат. - Свою претензию, изложенную на бумаге, уже отвез в представительство авиакомпании, в аэропорт Манас. Написал заявление на имя омбудсмена КР. Готовлю жалобу в Human Rights Watch - организацию, защищающую права человека… Пока официального ответа от представителей bmi не последовало. В принципе нас удовлетворило бы, если бы они принесли свои извинения и возместили наши расходы. Но, скорее всего, эти люди просто отмахнутся от нас… Мне уже удалось побеседовать с одной из представительниц авиакомпании. "Ни вас, ни меня на борту не было, - заявила она. - О чем можно говорить?".

Должен сказать, что по прибытии домой мама даже не сразу призналась, что отец летел в наручниках. Говорит, если б не высадили их в Алматы, утаила бы от всех этот вопиющий факт. Сейчас мы готовимся передать документы в суд. Будем требовать возмещения морального и материального вреда. Руководству авиакомпании нужно дать понять: так поступать с людьми нельзя! Они обязаны скорректировать поведение обслуживающего персонала. Родители летают не первый раз. И раньше не происходило никаких эксцессов. Бортпроводникам заранее сообщали, что на борту находится больной человек, и они всегда оказывали знаки внимания, с уважением относились к старику. Что произошло на этот раз? Наверное, виной всему человеческий фактор. Сегодня я намерен потребовать у авиакомпании список пассажиров, летевших тем же рейсом. Надеюсь, люди, ставшие очевидцами данного инцидента, обязательно откликнутся и помогут разобраться в этом деле.

Когда верстался номер

Корреспондент "КП" обратился к представителю авиакомпании bmi с просьбой высказать свою точку зрения на произошедшее ЧП. Однако от комментариев авиакомпания отказалась. Как нам стало известно, в данный момент сотрудники проводят собственное расследование по данному инциденту....
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда - Бишкек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка