О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

UVS-TECH 2009

Беспилотные летательные аппараты, "вооруженные" современными системами, позволяют решать сложнейшие задачи

В Москве прошли Третий международный форум и выставка "Беспилотные многоцелевые комплексы" UVS-TECH 2009. На небольшой территории разместилась насыщенная и интересная экспозиция, включавшая несколько десятков беспилотных систем с летательными аппаратами различного типа.

На одном из первых стендов посетителей встречал "Дозор-4" - беспилотный комплекс, созданный компанией "Транзас" из Санкт-Петербурга. Комплекс предназначен для сбора и обработки информации о заданных объектах и районах для обеспечения деятельности государственных министерств и ведомств. Максимальная взлетная масса БЛА - 60 кг. Продолжительность полета - до 10 часов. Дальность полета может достигать 1200 км.

По информации компании "Транзас", комплекс способен решать задачи поиска и обнаружения заданных объектов в районе или полосе маршрута, обеспечивать непрерывное или периодическое наблюдение и слежение за заданными объектами или районами. Полетная и видовая информация передается на землю в реальном масштабе времени, а кроме того, записывается на бортовой накопитель.

В прошлом году интерес к разработкам компании проявила Пограничная служба ФСБ России. В течение 2008 г. представители компании несколько раз показывали пограничникам комплекс в действии. "Дозор", помимо заявленных тактико-технических характеристик, показал на практике одно из своих главных качеств - возможность эксплуатации в сложных погодных условиях. Сейчас пограничники планируют создать целое подразделение из беспилотных самолетов.

Внушительную линейку беспилотников массой от 3 до 850 кг продемонстрировала корпорация "Иркут", создающая беспилотные системы невоенного назначения. Среди них комплексы "Иркут-2М", "Иркут-10", "Иркут-850", серийное изготовление которых уже ведется корпорацией. Одним из основных заказчиков и партнеров для "Иркута" является МЧС России. Совместно с ним корпорацией были отработаны технические задания. Кроме того, ряд иркутовских беспилотных комплексов прошел опытно-промышленную эксплуатацию на объектах ОАО "Газпром" в 2007-2008 гг.

Помимо беспилотных самолетов недавно в линейке беспилотников корпорации "Иркут" появились и комплексы с БЛА вертолетного типа массой 45 и 80 кг, разработанные совместно со швейцарской фирмой Swiss UAV.

Самый крупный из представленных на выставке проектов систем БЛА был предложен компанией "Антиград-Авиа" из подмосковной Дубны. Это беспилотный грузовик - фактически летающий контейнер, который может быть использован для транспортировки различных грузов. Компания также разработала уникальную систему модификации погоды на базе этого БЛА. Как справедливо заметил директор и главный конструктор компании Владимир Соловьев, применение БЛА для разгона облаков намного дешевле использования больших самолетов.

Обладатель самого маленького беспилотника в линейке аппаратов - компания "Аэрокон" из подмосковного Жуковского. На ее стенде были выставлены две системы с мини-БЛА. Первая - беспилотный авиационный комплекс "Инспектор К-01". Он предназначен для наблюдения в сложных и стесненных условиях за объектами, находящимися как на подстилающей поверхности, так и на вертикальных поверхностях. При наличии разлома в стенах либо при открытом окне возможны пролет внутрь здания и ведение наблюдения в статическом неподвижном состоянии. Масса летательного аппарата - всего 0,25 кг, размах крыла - 0,3 м. Продолжительность полета - 30-60 мин.

Вторая - комплекс "Инспектор К-02", предназначенный для локального наблюдения за подстилающей поверхностью: мониторинга нефте- и газопроводов, контроля лесных массивов и сельхозугодий, фото- и видеосъемки в режиме реального времени, поисково-спасательных работ, охраны территорий и так далее. Масса БЛА - 1,3 кг, размах крыла - порядка 0,8 м. Максимальная продолжительность полета - 30-40 мин. На борту могут быть установлены дистанционно-передающая камера переднего либо планового обзора, цифровой фотоаппарат планового обзора, датчик-газоанализатор, ИК-камера.

Впервые на выставке проекты гигантов отечественного вертолетостроения - фирм "Камов" и "МВЗ им. Миля" - были представлены на едином стенде холдинга "Вертолеты России". Специалисты холдинга сейчас работают над несколькими системами БЛА. Один из аппаратов - Ка-137 был представлен в натуральную величину. Он предназначен для решения широкого круга задач в интересах МЧС, Министерства обороны, а также народного хозяйства.

В прошлом году в составе холдинга была создана дирекция программы "Комплексы с беспилотными вертолетами". По словам ее руководителя Геннадия Бебешко, к настоящему времени выполнен маркетинг и определены четыре класса востребованных на военном и гражданском рынках беспилотных вертолетов: ближнего действия - до 20 км, малой дальности - до 100 км, средней дальности - до 400 км и большой дальности - свыше 400 км. Для каждого класса определен модельный ряд, который в течение ближайших месяцев планируется утвердить.

Говоря о беспилотниках вертолетного типа, нельзя не упомянуть и об аппарате "Ворон", созданном в Московском авиационном институте. Тематика БЛА для МАИ далеко не нова. Такими работами занимаются факультет авиатехники, аэрокосмический факультет, отраслевое студенческое конструкторское бюро ОСКБ-М. Что касается упомянутого беспилотного вертолета, то на нем впервые в мировой практике в качестве несущего был установлен Х-образный винт, благодаря чему аппарат получил уникальные характеристики. "Ворон" оборудован автоматическим комплексом управления, который позволяет управлять беспилотником как в ручном режиме, так и в автоматическом - от взлета до посадки.

Эффектную новинку, вызвавшую значительный резонанс в СМИ, - аппарат вертикального взлета-посадки, схожий по виду с "летающей тарелкой", подготовила к выставке компания "Рисса". Это экспериментальная модель, на базе которой компания создает целое семейство аппаратов подобного типа разного размера. По словам представителей фирмы, эти беспилотники полностью автоматические: все функции от взлета до посадки выполняются в автоматическом режиме, причем с возможностью перехода при необходимости на ручное управление.

Помимо летательных аппаратов на выставке присутствовали также и различные подсистемы - управления, полезной нагрузки, используемые в составе комплексов. То есть то, без чего полет БЛА невозможен в принципе или теряет всякий смысл.

Уже упоминавшаяся компания "Рисса" представила систему автоматического управления БЛА STA32, являющуюся флагманом в линейке разрабатываемых и выпускаемых компанией устройств. Она включает в себя все необходимое для управления полетом летательного аппарата. Формат управляющих сигналов согласован с форматом сигналов управления для стандартных сервоприводных механизмов, что позволяет устанавливать систему в подавляющее большинство существующих БЛА без дооснащения дополнительными устройствами.

Компания "Транзас", ранее использовавшая систему управления компании "ТеКнол", для обеспечения большего соответствия своим требованиям разработала собственную систему подобного рода. В начале прошлого года система прошла климатические и вибрационные испытания и в настоящее время уже устанавливается на БЛА "Дозор".

Растущие потребности как военных, так и гражданских эксплуатантов стимулируют развитие и новых высокопроизводительных бортовых систем. Ряд таких систем стандарта VPX, предназначенных для установки на борту авиационной, в том числе беспилотной техники, представила компания "АВД-Системы".

Уральский оптико-механический завод привез на выставку несколько своих разработок в области гиростабилизированных оптико-электронных систем наблюдения СОН 820 и СОН 910. Масса, размеры и функциональные возможности этих систем позволяют их эффективное использование на борту БЛА.

Весьма насыщенная программа отличала и проходящий параллельно с выставкой деловой форум по беспилотным системам, который в этом году проводился при поддержке международной ассоциации беспилотных систем UVS International. На конференции и "круглых столах" разработчики могли не только эффектно заявить о своих разработках, но и поделиться опытом с коллегами, обсудить возможные пути решения существующих проблем, лучше узнать требования потенциальных заказчиков. Помимо хозяев форума - россиян среди выступавших была велика и доля иностранцев - представителей Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии, Ирана, США и некоторых других стран. Особое внимание на форуме было уделено нормативно-методическому и организационно-технологическому обеспечению применения беспилотных систем, что является одним из камней преткновения на пути широкого применения беспилотников.

Подводя итоги выставки UVS-TECH 2009, нельзя не упомянуть и о некоторых потерях. К сожалению, из-за финансового кризиса на выставку не приехали некоторые компании, традиционно занимающиеся разработкой беспилотной техники.

Тем не менее можно констатировать, что если выставка выжила в такое сложное время, то она действительно интересна и необходима. И разработчикам, которые заинтересованы в демонстрации новых систем и технологий, и заказчикам, отслеживающим новейшие тенденции....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка