О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дело пахнет отменой штрафа

Топливозаправщику ЗАО "Татнефтьавиасервис" удалось снять с себя обвинения татарстанского УФАС в установлении монопольно высокой цены на авиакеросин и злоупотреблении доминирующим положением, за что компания была оштрафована на 30 млн руб.

Топливозаправщику самолетов ЗАО "Татнефтьавиасервис" удалось снять с себя обвинения татарстанского УФАС в установлении монопольно высокой цены на авиакеросин и злоупотреблении доминирующим положением, за что компания была оштрафована на 30 млн руб. Вчера арбитраж Татарстана признал решение УФАС незаконным. В "Татнефтьавиасервисе" считают, что стали жертвой антимонопольной кампании. В УФАС же говорят о намерениях обжаловать решение арбитража в апелляции.

Вчера арбитражный суд Татарстана счел незаконным решение татарстанского УФАС по делу "Татнефтьавиасервиса". Как писал "Ъ" 6 декабря, ведомство признало топливозаправщика нарушившим ч. 1 ст. 10 закона "О защите конкуренции". По заключению антимонопольной службы, "компания, занимая доминирующее положение на рынке авиатоплива в республике, в 2007 и 2008 годах установила и поддерживала монопольно высокие цены на керосин". Основные претензии УФАС сводились к тому, что "Татнефтьавиасервис", имея возможность напрямую закупать керосин у заводов-производителей, более 60% закупок производил через посредника - компанию "Бекар". Это приводило к удорожанию стоимости топлива на 10-25%. УФАС также считает, что "Татнефтьавиасервис" создал "дискриминационные условия" для ОАО "Красноярские авиалинии", отказавшись заправить ее самолет из-за задолженности, хотя другие авиакомпании, также имевшие долги за топливо, заправщик обслуживал. УФАС наложило на "Татнефтьавиасервис" штраф в 14,7 млн руб. за установление монопольно высокой цены на авиакеросин и в 15,3 млн руб. - за злоупотребление доминирующим положением, предписав в срок до 1 мая организовать прямые поставки авиакеросина.

"Татнефтьавиасервис" не согласился с решением антимонопольной службы и обжаловал его в арбитраже. Директор "Татнефтьавиасервиса" Ринат Cунгатуллин пояснил "Ъ", что предприятие работало с посредником "из-за отсутствия оборотных средств": "В 2008 году компания закупала керосин напрямую у "Газпромнефти", однако были созданы жесткие условия, по которым невозможно работать". "Нас не устраивала 100-процентная предоплата, то, что товар нужно ждать 21 день, заморозив средства, и то, что наша ответственность наступала уже на станции отправления", - перечислил он. "Бекар", по его словам, предложил "очень щадящие условия" - "не требовал 100-процентной предоплаты и предоставлял рассрочку в расчетах". "Их ("Бекара". - "Ъ") поставки идут с небольшими наценками, зато они постоянно нас кредитуют, - говорит он.- Случалось, что они нас кредитовали на сумму до 300 млн рублей. И ни разу не выставили проценты". Господин Cунгатуллин отмечает, что цена "Татнефтьавиасервиса" на керосин является одной из самых низких в ПФО, с сентября по декабрь 2008 года она снижалась шесть раз - с 31,03 тыс. руб. до 25,49 тыс. руб. за тонну. При этом главный бухгалтер предприятия Марина Гавриленко отмечает, что "Татнефтьавиасервис" не превысил установленный правительством уровень рентабельности в 20%: "Рентабельность реализации керосина у нас составляет 15,4%". Отказ заправить самолет "Красноярских авиалиний" в компании объясняют существованием большой задолженности перевозчика не только перед "Татнефтьавиасервисом": по словам юриста топливозаправщика Ильдара Файзиева, на тот момент в стадии исполнения уже находились 33 производства по взысканию с авиакомпании долгов, всего же подобных судебных решений было вынесено более 200.

Господин Файзиев считает, что "Татнефтьавиасервис" пострадал в результате антимонопольной кампании, прошедшей по всей стране. Напомним, премьер-министр России Владимир Путин в июле 2008 года потребовал от ФАС "проснуться" и пригрозил ее руководству "кадровыми перестановками", если оно не устранит проблему монополизма на рынке авиатоплива. Премьер потребовал разрушить монополию топливно-заправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах. Тогда же Минтранс РФ в качестве одной из мер по снижению цен назвал "устранение посредников". В "Татнефтьавиасервисе" также сообщили, что дело по дискриминационным условиям заправки ранее выиграл Красноярский ТЗК - как в первой инстанции, так и в апелляции.

Между тем пресс-секретарь УФАС Резеда Мазитова вчера заверила "Ъ", что ведомство "в любом случае обжалует решение арбитража".

Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев согласен с мнением о проведении УФАС кампании. "Действительно, за относительно небольшой период времени в России было возбуждено порядка 60 дел по поводу злоупотребления доминирующим положением", - сказал он. По его словам, "существует два варианта закупки топлива: на заводе-производителе со своевременной оплатой и у посредника с отсрочкой платежа, но в этом случае топливо выходит дороже". "В условиях дефицита денежных средств многие заправщики вынуждены были прибегать к услугам посредников", - отмечает аналитик.

Господин Пантелеев говорит, что в этой ситуации "могло сложиться ощущение, что та или иная компания монопольно завышает цены. Но в ряде случаев после детального рассмотрения в суде эти претензии удавалось снять". Он не стал прогнозировать исход судебной тяжбы для "Татнефтьавиасервиса", сославшись на незнание деталей дела, но вместе с тем отметил, что "нельзя исключать его победы"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка