О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Комэск высшей пробы

Как и в любом ремесле, в авиации наличие мастера обязательно. Таким летчиком от Бога являлся полковник В.Лакисов

Это казалось невероятным: выскользнув из облаков и стремительно сократив отделявшее его от земли расстояние, МиГ-23 выстрелил тормозным парашютом лишь за мгновение до непоправимого. Едва колеса истребителя коснулись бетонки, как с красивым роспуском одна за другой стали садиться новые машины. Уже через две минуты на аэродроме находился весь полк! Впрочем, чем-то из области фантастики было и то, что пройдет совсем немного времени и новоиспеченный выпускник Армавирского авиационного училища Александр Маркин самостоятельно сможет выполнять "афганский заход" и другие сложнейшие маневры.

Есть одна у летчика "Мечта"

Как и в любом ремесле, в авиации наличие мастера обязательно. Таким летчиком от Бога являлся полковник В. Лакисов. В Небит-Даг он попал из Афгана. "Погибнуть большого ума не надо, - внушал молодым пилотам не остывший от горячки сражений комполка. - А вот выжить, сохранив машину, и при этом выполнить боевую задачу - нужно еще суметь, постараться". И они старались. До совершенства оттачивая отдельные элементы пилотажа, чтобы затем в бездонном туркменском небе сплести их в замысловатые пируэты. Новичков, как правило, экзаменовали на полигоне близ Красноводска. Стрельбы по наземным целям всегда чередовались с воздушным боем.

С F-16 (Fighting Falcon) наши МиГи встречались в районе афгано-пакистанской границы. "Боевой сокол" - соперник серьезный. И всякий раз искусный пилотаж на широком диапазоне высот и скоростей, частыми выходами на большие, близкие к критическим показателям углы атаки позволял советским асам совладать с противником и избегать потерь.

Начертанные кровью летные законы и правила во многом предопределили командирский стиль Лакисова - не приемлющий возражений, жесткий и требовательный. Чего греха таить, не уговоры, а, бывало, лишь крепкое словцо, ввернутое наставником, помогало устававшим до изнеможения людям встряхнуться и продолжать боевую учебу. За несколько лет службы в таком запредельном режиме Маркин сумел стать первоклассным летчиком и возглавить звено истребителей.

179-й гвардейский истребительный авиаполк... В 1993 году эта боеспособная часть отошла Туркмении, оформившей свою независимость. Кто не пожелал остаться, уехал. По-разному сложились судьбы однополчан. Но, встречаясь на авиафоруме и рассказывая о сегодняшнем своем житье-бытье в Белоруссии, на Украине, в Германии и прочих Палестинах, неизменно вспоминают дом, где жили, - "Голубую мечту", рыбалку на Ясхане и... Лакисова. Как свою неразрывную связь с летным братством, где профессионализм, компетентность и самоотверженная преданность делу всегда ценились превыше всего.

Камчатский пленник

Из Небит-Дага Камчатка представлялась экзотичным и заповедным местом - с долгой и студеной зимой, вызванными вулканическими извержениями пеплопадами и чуть ли не свободно разгуливающими по улицам медведями. Косолапые, в чем Маркин вскоре смог убедиться, на полуострове действительно проживают во множестве. Чтобы собственноручно добыть внушительных размеров бурую шкуру, иные охотники, не считаясь с затратами, едут сюда за тысячи верст. А еще в краю вулканов мировая рыбалка, овощи растут в открытом грунте, а сами камчадалы - гостеприимные, отзывчивые, остро чувствующие чужую боль люди.

В Елизовском авиагарнизоне теплый прием уготован каждому вновь прибывшему офицеру. С размещением в общежитии, если нет свободной квартиры, знакомством с коллективом и местными удовольствиями - купанием в термальных источниках, выездом на природу и т.д. И вот уже сиживая с удочкой где-нибудь на берегу горной речушки, исподволь, невзначай заводят старожилы разговор за жизнь. И искренне радуются, если человек, как и они сами, грезит небом. В нашем случае забота и участие со стороны сослуживцев помогли Александру Геннадьевичу быстро адаптироваться на новом месте службы, мастерски освоить МиГ-31 и удержали от необдуманных поступков, когда самолеты безжизненно замерли на аэродроме, в отсутствие топлива и комплектующих не в силах преодолевать земное притяжение.

Дабы заполнить делом образованную вынужденным бездействием паузу, в 2000 году Маркин поступает в Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова, затем - в адъюнктуру. Однако отличник учебы и надежда кафедры оперативного искусства академии Александр Маркин неожиданно засобирался назад на Камчатку, с порога сразив своих научных руководителей просветленной улыбкой, словно располагал новостью вселенского масштаба:

- Простите, но остаться у вас более не могу - полк приступил к полетам!

Отговаривать его было бесполезно.

Взлет разрешаю!

Самолеты, как люди, - у каждого свой характер и душа. Возмущение и обиду они накапливают на кончиках лопаток своих реактивных сердец, в изгибах планеров или в хитросплетении электронного оборудования. Маркин же, как никто другой, чувствует самолеты и разбирается в их профессиональных "заболеваниях". Технари потом удивлялись - не успел приехать, а уже все знает. Откуда?

-В те годы, что провел на берегах Невы, старался не "выключаться" из службы, по возможности интересовался делами и заботами эскадрильи, - поясняет мне Александр Геннадьевич. - А потому не огорчился, обнаружив ее в разобранном состоянии.

Начинали "капитальный ремонт" подразделения незатейливо, с азов обучая действиям по предназначению командный, летный и инструкторский состав. И только потом, тщательно проанализировав и устранив ошибки, подступались к совместному решению более сложных и ответственных задач, в любую погоду, днем и ночью добиваясь слаженности и согласованности во всех звеньях.

Результат не замедлил сказаться. Когда подполковник Маркин принимал подразделение, в его распоряжении было всего четыре подготовленных экипажа. А сейчас, если потребуется, в небо может подняться вся эскадрилья.

За гранью возможного

Дано: находящийся в многолетней эксплуатации истребитель-перехватчик МиГ-31. Перебазировавшись на отдаленный аэродром, требуется с ходу выполнить комплекс учебно-боевых упражнений, на данном типе самолетов ранее не отрабатывавшихся. Так или примерно так звучало распоряжение Военной инспекции Министерства обороны, которое Камчатский истребительный авиаполк получил весной 2007 года.

Вручив пакет, проверяющие наугад указали на восемь МиГов. Время пошло! Подчищать огрехи было уже поздно. Успокаивало то, что в дальнюю дорогу предстояло отправиться самому комэску.

Под немилостивый инспекторский пресс Александр Маркин попадал, будучи лейтенантом. В Союзе сверхстрогой проверке подвергались все аспекты, так или иначе влияющие на боеготовность, - дисциплина, организация учебного процесса, тыловое, техническое обеспечение и т. д. Головы летели с плеч что тогда, что сейчас. По итогам инспекции частей, дислоцированных на Дальнем Востоке, сразу пять "проштрафившихся" воинских начальников были сняты со своих должностей. Тем не менее, по примеру Лакисова, Александр Геннадьевич старался держаться уверенно, подбадривая и увлекая за собой подчиненных.

Уже на государственном полигоне в Читинской области - аэродроме Домна его экипаж первым вошел в зону перехвата и обнаружил "Стриж". Моделировавшая полет баллистической ракеты мишень мчалась на скорости, в 2,5 раза превышающей скорость звука. На форсаже сократив расстояние, комэск атаковал "Стрижа" в переднюю полусферу...

По словам подполковника Маркина, обнаружив новые возможности у, казалось бы, давно испытанного и изученного самолета, проверка подтвердила высокий уровень мастерства личного состава. По ее результатам полк завоевал приз главнокомандующего ВМФ РФ за лучшее ведение воздушного боя, а эскадрилья признана передовой.

Держать марку

Славные традиции не забыты. Среди тех, кто в настоящее время добросовестно исполняет свои обязанности, майоры Евгений Мелехов, Сергей Петренко, капитан Вячеслав Коренев и другие военнослужащие эскадрильи. Осваивать боевые машины, приобретать и неустанно совершенствовать летные навыки им позволяет высокая интенсивность использования МиГ-31. По словам самих летчиков, все у них происходит планово, размеренно, буднично, если не считать постоянных оргштатных потрясений.

Изначально относившийся к ВВС и ПВО страны камчатский истребительный полк относительно недавно был передан под юрисдикцию Военно-морского флота. Теперь, на очередном витке реформирования Вооруженных Сил, все вроде бы планируется вернуть на круги своя. В каком виде, на какой технике, улучшиться ли при этом обеспечение жильем, равно как решаться ли и другие насущные социальные проблемы авиаторов, неизвестно. Ясно другое - такая авиачасть на северо-восточных рубежах нужна, жизненно необходима.

Заслужив отличную оценку (!) от Военной инспекции Министерства обороны России, свою состоятельность полк постоянно подтверждает на регулярных тренировках, учениях, совместных маневрах и при несении боевого дежурства. И пока в нем служат такие командиры и воздушные асы, как подполковник Александр Маркин, за безопасность камчатского неба можно не беспокоиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка