О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гвардейцы Андреаполя

Высокая летная выучка и мастерство пилотов 28-го гвардейского Ленинградского ордена Кутузова истребительного авиационного полка не раз позволяли им выходить из самых сложных нештатных ситуаций

Ночной полет 4 сентября 2008 года командира авиационного звена капитана Алексея Нестерова из истребительного авиационного полка, которым командует полковник Лев Спевак, до сих пор не могут забыть. Показавшийся из-за облаков МиГ-29 стал заходить на посадку, но основных стоек его шасси не было видно. С жутким скрежетом самолет заскользил по бетонке. За истребителем потянулся ярко-оранжевый шлейф искр...

Часом ранее капитан Нестеров и предположить не мог, что после выполнения полетного задания ему придется, спасая дорогостоящую машину, сажать ее на брюхо. А оказалось, что одна из стоек шасси не слушалась команд и все попытки ее выпустить ни к чему не приводили. Пилот доложил о случившемся руководителю полетами, выработал топливо, сбросил подвесной бак и по решению командира полка приготовился совершить посадку только на переднюю опору. Конечно же, была возможность катапультироваться. Не исключалось, что от удара самолета о взлетно-посадочную полосу могло сдетонировать оставшееся в небольшом количестве топливо. Но пилот, рискуя жизнью, повел истребитель на снижение...

"Пропахав" брюхом всю "взлетку", МиГ-29 замер и... все же загорелся. Подоспевший пожарный расчет успел сбить пламя. Пилот остался цел и уже через две недели вновь был в строю. А самолет после непродолжительного ремонта уже не раз поднимался в небо. За свой подвиг капитан Нестеров удостоен ордена Мужества.

Высокая летная выучка и мастерство пилотов полка не раз позволяли им выходить из самых сложных нештатных ситуаций. Недаром 28-й гвардейский Ленинградский, ордена Кутузова истребительный авиационный полк, по словам заместителя главнокомандующего Военно-воздушными силами по ПВО генерал-лейтенанта Сергея Разыграева, считается одним из лучших. На протяжении последних пятнадцати лет военнослужащие авиаполка несли боевое дежурство, охраняя воздушные рубежи Центрального промышленного района страны. Сегодня такая задача для полка временно снята. Но летчики продолжают совершенствовать свое мастерство, выполняя по 2—3 восьмичасовые летные смены в неделю.

- А ведь еще два года назад для авиаполков было характерным такое вынужденное явление, как деление летчиков на основной боевой расчет и нелетающих, - вспоминает полковник Лев Спевак. - Из-за нехватки топлива приходилось жертвовать подготовкой молодых пилотов и давать необходимые часы налета лишь опытным, чтобы они могли нести боевое дежурство и выполнять соответствующие задачи. Порой доходило до абсурда, когда летчик в звании майора не имел возможности повысить квалификацию и получить хотя бы третий класс.

Теперь ситуация совсем иная. В соответствии с требованием главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина в процессе летной подготовки первоочередное внимание уделяется молодежи. К тому же полку выделили столько топлива на боевую подготовку, что за 2008 год 12 летчиков смогли повысить свою классную квалификацию. А во время летно-тактического учения с боевой стрельбой на полигоне Ладога впервые за последние 8 лет пилоты полка выполнили ночные пуски управляемых ракет. Пять молодых летчиков получили навыки стрельбы днем. Одиннадцать - ночью. А столь ответственным стрельбам всегда предшествует интенсивная летно-тактическая подготовка на месте постоянной дислокации.

За одну летную смену летчики могут выполнять несколько тренировочных полетов. Задачи разнообразные - подготовка на классность, освоение курса боевой подготовки, поддерживание уровня натренированности, а также ввод в строй пилотов, у которых был перерыв в полетах.

МиГ-29 - один из лучших реактивных истребителей четвертого поколения. Предназначен для уничтожения воздушных целей, а также наземных с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости. Способен на ускоренный разгон, обладает высокой скороподъемностью, малым радиусом виражей, отличается большими угловыми скоростями разворота и способен совершать длительные маневры с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих на фоне земли.

Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет экономить драгоценное время при взлете по тревоге.

Перед воздушной учебой в небо взлетает так называемый разведчик погоды - это учебно-боевой самолет ("спарка"), который определяет нижний и верхний края облачности, видимость под облаками и за ними, а также наличие опасных погодных явлений по маршруту полетов. После его ухода начинается предполетный тренаж, когда летчики, садясь в кабину самолета, еще раз мысленно проигрывают предстоящие действия в небе.

По возвращении разведчика погоды следует предполетное указание на полеты командира полка, затем проверяются исправность двигателей и функционирование системы управления. И только после этого один за другим истребители выруливают на взлетно-посадочную полосу и взмывают в небо. В зонах, определенных для пилотирования, летчики отрабатывают как самые простые упражнения, например полет по кругу, так и элементы высшего пилотажа, которые выполняются с включением форсажа (ускорения), при этом крен самолета составляет более 60 градусов.

Одно из основных упражнений, после которого молодым пилотам открыта, как говорится, дорога в небо, - контрольный полет на сложный пилотаж на средних и больших высотах. По его результатам летчик получает допуск на боевой самолет и может выполнять полеты уже без инструктора. В противном случае офицер не получит даже третий класс. Кроме того, при подготовке на эту классную квалификацию летчики обязаны налетать определенное количество часов, пройти установленную программу боевой подготовки и сдать зачетное упражнение - воздушный бой с неманевренной целью. Обучают пилотов этим премудростям полковые летчики-инструкторы, настоящие профессионалы своего дела. В их числе полковник Лев Спевак, подполковники Игорь Степанов, Олег Нелюбов и Александр Яровец, майоры Сергей Ротару и Андрей Ермолаев...

После совместного взлета двух "спарок" инструкторы, находящиеся в задних кабинах, передают управление обучаемым, которые на определенной высоте начинают отрабатывать атаки неманевренной воздушной цели. Вначале роль противника играет один, затем другой. Подходя на установленную дистанцию к "противнику" (1.000-1.500 метров), истребитель атакует его с разных сторон, в целях безопасности предупреждая об атаке.

Историческая справка. История 28-го гвардейского Ленинградского ордена Кутузова истребительного авиационного полка берет начало с января 1940 года. Тогда на базе 11-го и 24-го иап 15-й воздушной армии Северо-Западного фронта на аэродроме Кубинка был сформирован 153-й иап. На вооружение полка прямо с завода поступили истребители И-153 "Чайка". В сжатые сроки - с 23 по 26 января - полк был укомплектован личным составом.

В середине февраля полк вылетел на советско-финляндский фронт, где 23 февраля летчики получили боевое крещение. С тех пор эта дата считается Днем части.

Великая Отечественная война застала полк на аэродроме Кексгольм, в непосредственной близости от советско-финляндской границы. 23 июня 1941 года летчики полка уже совершали боевые вылеты.

22 ноября 1942 года приказом НКО № 374 полк был преобразован в 28-й гвардейский.

Важной датой в истории части считается 10 февраля 1943 года. В тот день Указом Президиума Верховного Совета СССР четыре летчика полка были удостоены звания Героя Советского Союза.

4 мая 1943 года приказом НКО СССР № 207 за боевые заслуги в обороне города Ленинграда полку присвоено почетное наименование Ленинградский.

В октябре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество" 28-й гвардейский Ленинградский иап был награжден орденом Кутузова III степени.

23 февраля 1945 года в полку появился свой дважды Герой Советского Союза. Им стал командир эскадрильи гвардии майор Алексей Смирнов. К моменту представления на присвоение этого звания (сентябрь 1944 года) он совершил 396 боевых вылетов. На его боевом счету - 31 сбитый лично и 1 в группе вражеский самолет. До конца войны отважный летчик выполнил еще 61 боевой вылет, доведя личный боевой счет до 34 сбитых вражеских самолетов.

Всего за годы войны офицеры полка выполнили более 14 тысяч боевых вылетов. При этом в воздушных боях было сбито 435, а с учетом уничтоженных на земле при штурмовках аэродромов - 509 самолетов противника. А еще 12 аэростатов, 19 танков, 184 орудия, 85 минометов, 3 бронепоезда и много живой силы противника.

9 летчиков получили звание Героя Советского Союза.

С 22 июня 1950 года по 29 октября 1951 года 28-й гвардейский иап принимал участие в боевых действиях в Корее.

В ноябре 1951 года полк перебазировался на аэродром Клин, а в ноябре 1956 года, войдя в состав 17-й иад 88-го иак Московского округа ПВО, часть была передислоцирована на только что построенный аэродром Андреаполь в Калининской (ныне Тверской) области, где и находится по сей день.


Одним из наиболее сложных видов боевой подготовки считается воздушный бой с маневренной целью. Не проявив себя в таком бою, не получишь первый класс. Ну а венцом мастерства для летчиков на фронтовом истребителе МиГ-29 считается "звено на звено". Когда 4 истребителя отрабатывают воздушный бой с 4 самолетами "противника". Действуя в составе авиационного звена, летчики по очереди имитируют атаки под разными углами. Однако о таких воздушных боях пилоты полка пока только мечтают.

После авиационной катастрофы истребителя МиГ-29 на аэродроме Домна Читинской области (5 декабря 2008 года) командование Военно-воздушных сил решило проверить техническое состояние всех фронтовых истребителей в частях ВВС России. Та катастрофа произошла из-за разрушения вертикального хвостового оперения (киля) в полете вследствие коррозии металла и трещин в каркасе киля. В авиаполку полковника Спевака проверку выдержали лишь несколько боевых и учебно-боевых машин. Кстати, это число все равно оказалось больше, чем в других авиачастях.

- Сложилась ситуация, при которой подготовку летного состава приходится проводить за счет увеличения летных смен - до 12 в месяц, - разъясняет ситуацию заместитель командира полка подполковник Игорь Степанов. - Ведь на плановые полеты выставляем не более трех самолетов. Поэтому с начала года работаем по очень напряженному графику, за летную смену выводя в небо порядка 14 пилотов. К тому же на наши машины претендует и летный состав других истребительных авиачастей, в которых из-за технического состояния самолетов нет возможности полноценно заниматься летной подготовкой.

- Однако поддерживать исправность даже летающих самолетов становится все труднее, - вступает в разговор заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе подполковник Александр Хворов. - Ведь наши истребители отлетали уже по 18 и более лет. У многих подходит к концу срок службы планера, не говоря уже о различных авиационных блоках.

- В полку есть так называемые самолеты-доноры, - продолжает мысль заместитель командира авиаполка по воспитательной работе майор Сергей Ротару, - у которых как раз закончился ресурс планера. Но на них остались еще какие-то исправные блоки. Поэтому, когда требуются запчасти на летающий самолет, инженерно-технический состав снимает с этих машин необходимые элементы. Проблема и с авиационными двигателями, постоянное перемещение с одного самолета на другой для специалистов технико-эксплуатационной части давно стало обычным делом.

- Чтобы сегодня мои летчики полноценно занимались боевой учебой, необходимо около 30 новых авиационных двигателей, - подытоживает беседу командир полка полковник Лев Спевак. - Мы понимаем, что в ближайшее время эта проблема, конечно же, не разрешится. Однако только за последний год налет летного состава в полку увеличился почти вдвое, у людей появились - скажу так - блеск в глазах и желание во что бы то ни стало продолжать службу. Летчики впервые за много лет получили возможность повышать профессиональное мастерство. Поэтому уверен, что пройдет еще какое-то время и отработка столь сложного элемента боевой подготовки, как воздушный бой с маневренной целью "звено на звено", тоже станет доступной для наших пилотов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка