О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На бюджетном крыле

"КД авиа" получит от государства 4 млрд рублей. Компания выживет, но сменит собственника. По мнению экспертов, пример "КД авиа" исключителен. Правительство поддержит рынок авиаперевозок, а не конкретные компании

"КД авиа" получит от государства 4 млрд рублей. Компания выживет, но сменит собственника. По мнению экспертов, пример "КД авиа" исключителен. Правительство поддержит рынок авиаперевозок, а не конкретные компании. Остальным проблемным перевозчикам дадут возможность обанкротиться.

Калининградская авиакомпания "КД авиа" получит 4 млрд рублей государственной поддержки, сообщил губернатор Калининградской области Георгий Боос. Финансирование пойдет не напрямую компании, а по цепочке. "Из федерального бюджета средства перечислят калининградскому бюджету, и Калининградская область войдет этими деньгами в уставный капитал компании дополнительно к тем процентам акций, которые область имеет", - заявил Боос.

Губернатор уточнил, что сейчас Калининградская область является сособственником "КД авиа", располагая 9,5% акций.

На выделенные федеральным бюджетом деньги область может расширить свой пакет до более чем 90% акций компании.

"Компания стоит сейчас около $350-400 млн (1,2-1,3 млрд руб. - Прим. ред.), при долгах примерно в $300 млн", - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Ленар Хафизов. По мнению эксперта, при любом способе вхождения в уставный капитал доля других владельцев размоется до минимума.

"В Минэкономразвития РФ, ответственном за этот вопрос, идет выработка схемы поддержки", - передает "Интерфакс" слова топ-менеджера "КД авиа". Как пояснил "Газете.Ru" аналитик RMG Securities, возможны разные пути, один из вариантов - проведение допэмиссии в пользу Калининградской области. Другой - основной акционер уступит свою долю за символическую плату, а все обязательства передаст новому владельцу.

"Впоследствии может снова пойти речь о продаже компании или присоединении ее к "Росавиа", - предполагает Хафизов. У "Росавиа" амбициозные планы по расширению воздушного парка, и руководство может счесть, что приобрести перевозчика, владеющего двумя десятками новых лайнеров Boeing, будет проще и дешевле, чем покупать отдельно самолеты. "В любом случае это вопрос не ближайших года-двух", - добавляет Хафизов.

Решение проблем "КД авиа" можно назвать неожиданностью.

После неоднократного заявления представителей властей о невозможности поддержать даже те предприятия, что вошли в список системообразующих, помощи авиаперевозчику никто не ждал.

Лизинговые задолженности компании достигли 500 млн рублей, что привело к аресту самолетов авиакомпании, а общий долг перед всеми кредиторами превысил 10 млрд рублей. Временно руководство авиаперевозчика достигло договоренности с лизингодателями о выплате части средств, что дало возможность возобновить полеты. Однако Росавиация поставила перевозчику последний срок до 15 апреля для того, чтобы договориться с банками о привлечении средств на погашение долгов. "Компания нарушила федеральные авиационные правила по перевозке пассажиров, приказ Минтранса № 82 (общие правила воздушных перевозок пассажиров. - Прим. ред.), - заявил глава Росавиации Геннадий Курзенков. - Если они не решат вопросы с банками до 15 числа, то сертификат может быть отозван".

О наличии проблем у компании было известно и раньше. 10 марта 2009 года генеральный директор компании Геннадий Болдырев направил телеграмму Курзенкову, в которой известил о планируемом прекращении полетов 11 марта. "Мы вынуждены остановить операционную деятельность", - сообщила "КД авиа". Тогда Губернатор Калининградской области подписал постановление о выделении гарантии по кредитам на 1,5 млрд рублей на три ближайших года. Для этого "КД авиа" обязалась отделить бизнес авиаперевозок от аэровокзального комплекса. В ходе реструктуризации долгов "КД авиа" основная долговая нагрузка должна быть перенесена на аэропорт. Как было заявлено губернатором ранее, помощь региона поступит лишь в том случае, если поддержку окажут федеральные власти, - помощь лишь одной стороны не смогла бы спасти ситуацию, по мнению Бооса.

Сейчас эксперты "Газеты.Ru" называют вложение в авиакомпании денег в обмен на пакет акций естественным. "Логично было бы вкладывать в перевозчиков деньги в обмен на контрольный пакет авиакомпаний", - считает аналитик "Брокеркредитсервиса" (БКС) Михаил Сайно. Несмотря на это, пример "КД авиа" будет скорее исключением. "Обмен на контрольный пакет действительно наиболее логичен, но аналогичных случаев, очевидно, больше не будет", - констатирует Сайно. Косвенно об этом свидетельствует подписанное постановление, согласно которому в дальнейшем господдержку получат жизнеспособные перевозчики, берущие пассажиров разорившихся коллег. "Это будет поддержка всего рынка, а не отдельных пострадавших от кризиса компаний", - говорит аналитик БКС. Исключение для "КД авиа" было сделано лишь благодаря ее социальной роли связующего звена. Оперативно распределить весь поток пассажиров между летающими в этом регионе "Аэрофлотом", "Трансаэро", ГТК "Россия", "Уральскими авиалиниями" и "ЮТэйр" не удалось бы. Остальным же региональным компаниям, которые могут попасть в столь же сложную финансовую ситуацию, судя по всему, позволят уйти с рынка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка