О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" не приняли в Праге

Очередная попытка "Аэрофлота" купить европейскую авиакомпанию сорвалась. Чешские власти не допустили его к конкурсу по продаже Czech Airlines

Очередная попытка "Аэрофлота" купить европейскую авиакомпанию сорвалась. Чешские власти не допустили его к конкурсу по продаже Czech Airlines (CSA). Официально причины не раскрываются, но еще на прошлой неделе против "Аэрофлота" выступили чешские спецслужбы. В то же время не поддерживал сделку и российский Минтранс, а сама авиакомпания восприняла отказ Чехии почти с облегчением.

Вчера чешский министр финансов Ярослав Калоусек объявил о результатах предквалификационного отбора участников конкурса по продаже 91,5% акций CSA. Правительство отсеяло двух претендентов из четырех: вместе с "Аэрофлотом" к конкурсу не допущен чешский инвестфонд Odien. За контроль над CSA будут бороться франко-голландский альянс Air France KLM и еще один чешский фонд, Unimex, выступающий совместно с крупнейшей частной авиакомпанией страны Travel Service.

Чешские власти рассчитывали получить за пакет CSA до $240 млн. В прошлом году, несмотря на высокие цены на авиакеросин, компания получила прибыль $20 млн. Господин Калоусек логику отсева участников конкурса пояснить отказался. Но на прошлой неделе председатель чешского парламентского комитета по безопасности Франтишек Бублан рассказал газете Pravo, что именно "Аэрофлот" "вызвал больше всего вопросов" у чешских спецслужб, анализировавших претендентов на CSA.

По словам господина Бублана, спецслужбы сочли угрозой национальной безопасности Чехии структуру собственности и уровень безопасности полетов "Аэрофлота". Уже тогда источник в Минтрансе РФ считал, что шансы компании невелики, и предполагал, что она может выйти из борьбы.

В "Аэрофлоте" "Ъ" вчера сказали, что не получили официального уведомления от чешских властей. "Аэрофлот" не оспаривает право чешского правительства самостоятельно выбирать партнеров, сказал вчера замгендиректора компании по связям с общественностью Лев Кошляков. "Но если в основу отказа легли именно соображения безопасности, о которых говорили чешские политики, тогда он носит ангажированный и необъективный характер",- добавил топ-менеджер.

Вместе с тем в "Аэрофлоте" дали понять, что несильно сожалеют об отказе. "Анализ состояния европейского авиарынка в свете экономического кризиса и глубокое изучение реальных активов CSA показали возросшие риски и заставили "Аэрофлот" пересмотреть первичные намерения по принятию на себя связывающих финансовых обязательств по проекту",- говорится в распространенном вчера вечером заявлении компании. Источник "Ъ" в Минтрансе добавляет, что к сделке с самого начала скептически относился глава совета директоров "Аэрофлота", министр Игорь Левитин, а затем и новый гендиректор компании Виталий Савельев.

CSA - уже третий европейский авиаперевозчик, которого "Аэрофлот" пытался купить за последние два года. Началась кампания по выходу в Европу с конкурса по продаже госпакета итальянской Alitalia. В апреле 2007 года российский авиаперевозчик подал заявку на конкурс совместно с банком Unicredit. Покупать планировалось от 30,1% до 49,9% авиаперевозчика. Итальянский министр транспорта оценивал компанию в €3 млрд (из них €1,5 млрд должно было пойти на погашение долга). Тогда эксперты возлагали надежду на хорошие отношения Владимира Путина с итальянским премьером Сильвио Берлускони. Но уже в июле "Аэрофлот" вышел из конкурса: руководству компании было неочевидно, что плюсы сделки перевесят огромные проблемы и долги Alitalia, кроме того, источники в "Аэрофлоте" жаловались на настороженное отношение со стороны итальянских чиновников.

Следующей потенциальной мишенью "Аэрофлота" в Европе стала сербская JAT, заявку на покупку которой российская авиакомпания послала, еще когда боролась за Alitalia. Но сербское правительство затянуло приватизацию, и тендер на JAT был объявлен только в августе 2008 года, когда рекордные цены на керосин сделали сделку невыгодной. "Аэрофлот" отказался от участия в конкурсе. Тем же летом компания рассматривала возможность покупки 42,75% Austrian Airlines, но также решила отказаться от сделки. Единственным, что в итоге досталось "Аэрофлоту" в Европе, стала возможность участия в управлении венгерской Malev, 49% акций которой в начале 2009 года перешли к ВЭБу. Финансовый директор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов входит в совет директоров венгерской компании, а сама она через месяц после сделки перебазировалась в Шереметьево.

Глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев отмечает, что и без исключения из конкурса шансов у "Аэрофлота" было мало. "Учитывая, что новое руководство уже заявило о необходимости сокращать издержки, а против покупки CSA выступали два крупнейших акционера "Аэрофлота" (государство и Национальная резервная корпорация Александра Лебедева.- "Ъ"), весьма вероятно, что "Аэрофлот", не сними его чешское правительство, снялся бы сам",- считает эксперт. Он считает, что в ближайшее время "Аэрофлоту" не стоит начинать новых проектов в Европе. "Для начала надо разобраться с внутренними проблемами, и только потом думать о таких глобальных вещах, как новая политика на европейском рынке",- говорит Олег Пантелеев. Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак добавляет, что предсказать поведение "Аэрофлота" на европейском рынке трудно. Несмотря на то, что компания присматривалась ко всем продающимся в Европе активам, она так ни разу внятно и не объявила о своих целях и стратегии на европейском рынке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка