О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Идем на взлет

Военное образование в нашей стране не единожды претерпевало изменения. Немало их было и в последние десятилетия. Однако по масштабам и глубине все они значительно уступают сегодняшним преобразованиям

Военное образование в нашей стране не единожды претерпевало изменения. Немало их было и в последние десятилетия. Однако по масштабам и глубине все они значительно уступают сегодняшним преобразованиям. Звучат самые разные, порой даже противоречивые оценки происходящих событий в сфере военного образования. Для того чтобы на конкретных примерах разобраться в происходящем, за комментариями мы обратились к начальнику Воронежского военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) генерал-майору Геннадию Зиброву.

- Проводимые в соответствии с формированием нового облика российских Вооруженных Сил преобразования не обошли стороной и военные учебные заведения страны. Военного авиационного инженерного университета это коснулось, пожалуй, в числе первых. В начале этого года возглавляемый вами воронежский военный вуз укрупнился за счет иркутских коллег. Какие вопросы системы военного образования решаются в процессе подобной централизации?

- На базе нашего университета создается крупный системообразующий военный вуз, который вберет в себя всю структуру подготовки инженеров для наземного обеспечения полетов государственной авиации. На протяжении многих десятилетий подготовка этой категории офицеров для Военно-воздушных сил осуществлялась в шести военных учебных заведениях: Военно-воздушной инженерной академии, в Воронежском, Ставропольском, Иркутском и Тамбовском военных училищах, а также Военном институте радиоэлектроники, который еще в 2006 году вошел в состав нашего вуза. И что получалось на практике? Придя в войска - на боевую позицию авиации, военный аэродром, выпускники зачастую длительное время не могли найти между собой взаимопонимания в силу разных подходов к обучению и воспитанию в военных учебных заведениях. Это конечно же отрицательно сказывалось на взаимодействии. Создавая столь уникальный центр, аналогов которому еще не существует в истории системы военного образования, мы стремимся прежде всего решить задачу единого подхода к процессу обучения и воспитания. Помимо экономии громадных денежных средств, исчисляемых миллиардными объемами, мы выигрываем еще и в качестве обучения, в качестве воспитания молодых специалистов.

- Что вы вкладываете в понятие системообразующего центра? В чем же уникальность создаваемого вуза?

- Начиная с 1 сентября с.г. курсанты нашего военно-учебного заведения будут проходить подготовку по 26 военным специальностям: 14 направлений подготовки на 12 факультетах для обучения российских курсантов и еще один факультет для обучения курсантов и слушателей иностранных государств. Это действительно системообразующий центр в отечественном военном образовании. В единой образовательной среде курсанты по всем без исключения авиационным инженерным специальностям будут получать качественные знания и навыки. Кроме того, уже с курсантской скамьи они будут отрабатывать элементы взаимодействия при выполнении впоследствии задач по обеспечению полетов военной или государственной авиации как в интересах учебно-боевой подготовки, так и для выполнения боевых задач. В конечном итоге войска получают принципиально нового, подготовленного офицера, готового к выполнению задач по предназначению. В противном случае мы рискуем построить Вооруженные Силы, не в полной мере отвечающие требованиям XXI века, без подготовленных соответствующим образом кадров. На мой взгляд, создание единого вуза по подготовке авиационных инженерных специалистов - правильное и своевременное решение.

- Геннадий Васильевич, как вы можете прокомментировать отдельные пессимистично-критические выступления в ряде СМИ, которые сопутствовали слиянию иркутского училища с Военным авиационным инженерным университетом в Воронеже?

- Для нас такая практика не нова: в 2006 году к ВАИУ был присоединен в качестве структурного подразделения Военный институт радиоэлектроники. Данное решение вызвало шквал обращений во все инстанции, включая Президента России. В жалобах говорилось, что ученые института уволятся, разрушатся научные школы и в итоге неизбежен крах подготовки специалистов радиоэлектронной борьбы. Однако жизнь опровергла эти прогнозы. В течение двух лет, создав хорошую учебно-материальную базу и увеличив на треть научный потенциал, мы успешно прошли процедуру государственной регламентации и были аккредитованы как военный университет. Сегодня в университете педагогическую и научную деятельность ведут 56 докторов и 360 кандидатов наук, в том числе 58 профессоров и 210 доцентов. В прошлом году открыто четыре докторских диссертационных совета по восьми научным специальностям. Совсем недавно мы провели среди прибывших к нам из Иркутска курсантов анонимное анкетирование. В ходе него подавляющее большинство ребят, а это порядка 90 процентов, отметили, что налаженный учебный процесс в университете, состояние учебно-материальной базы и жилищно-казарменного фонда в полном объеме их устраивает. Судя по подавляющему настроению ребят, мы делаем вывод, что курсантам по-настоящему хочется быть элитой Вооруженных Сил, достойными представителями офицерского корпуса.

- По сути, была применена тактика "с хода в бой": передислоцированные из Прибайкалья курсанты сразу же приступили к занятиям, офицеры-преподаватели - к исполнению своих должностных обязанностей. Как это отразилось на образовательном процессе? Позволяют ли возможности университета в полном объеме проводить все необходимые теоретические и практические занятия?

- Все возможные проблемные вопросы руководство военного ведомства и командование университета постарались предусмотреть. В настоящее время в нашем университете идет активное наращивание и совершенствование учебно-материальной базы, учитывая то, что на момент принятия решения о преобразовании имевшаяся у нас база сама по себе была достаточно современной. К тому же ряд элементов были перевезены в Воронеж из Иркутска. Практически все это уже развернуто и задействовано в учебном процессе.

Кроме того, мы получили девять самолетов и вертолетов - это примерно половина из того, что нам положено для полноценной организации учебного процесса. И уже к концу мая авиационной техникой наш университет будет обеспечен в полном объеме. Причем авиатехника прибывает на воронежский аэродром своим ходом, а это значит, что она ресурсная, исправная и готова к работе для обучения курсантов на земле. Нет проблем и с оснащением учебно-лабораторным оборудованием и техническими средствами обучения. В этом году мы обновили оргтехнику, получили мультимедийные установки, другое оборудование.

В текущем году планируется запроектировать, а в следующем - построить два новых учебных корпуса на 800 учебных мест каждый, модульную авиационную ТЭЧ, моторно-испытательную станцию, медпункт с лазаретом на 55 коек, две пристройки к существующим столовым в виде обеденных залов. Через месяц сдается в эксплуатацию новый Дом офицеров, который в полном объеме отвечает всем современным требованиям.

На днях в непосредственной близости от военного аэродрома Балтимор начинается строительство собственного учебного аэродрома, который должен быть введен в эксплуатацию к началу нового учебного года. Здесь же будет развернута учебно-материальная база для практических занятий по ремонту, эксплуатации, обслуживанию и регламентным работам на авиационной технике. К слову, размещение нашего вуза именно в Воронеже - весьма дальновидное и правильное решение. Аэродром Балтимор станет лишь одним из мест большой структуры организации войсковых аэродромных практик и стажировок. В радиусе 300 - 400 км от областного центра действует большое количество военных аэродромов, на которых представлена вся без исключения ныне имеющаяся на вооружении авиационная техника.

- Среди наиболее острых вопросов, которые возникают при подобных масштабных преобразованиях, - вопросы социальной направленности. Как размещены курсанты? Какова ситуация с обеспечением жильем прибывших из Иркутска офицеров?

- В декабре 2008 года было введено в эксплуатацию курсантское общежитие, еще два - по 400 мест каждое - будут сданы в этом году. Проблем с военнослужащими переменного состава нет. Мы даже пошли на то, что предоставили служебное жилье для прибывших из Иркутска курсантов, которые женаты и имеют детей. Есть среди названной категории семьи, в которых уже по двое малышей. Аналогично решен вопрос и с офицерами. Порядка 100 влившихся в наш коллектив преподавателей обеспечены квартирами. Те, кому положено постоянное жилье, получают постоянное, остальным предоставляется служебное. Больше половины уже перевезли с прежнего места службы свои семьи, поэтому мы также включились в решение вопроса трудоустройства жен прибывших к нам офицеров. Дело в том, что в университете немало вакантных гражданских должностей, на которых они могут успешно трудиться, а это - решение сразу двух проблем.

- В перспективе - ставропольский и тамбовский военные вузы тоже войдут в состав военного авиационного инженерного университета. Как ведется работа в этом направлении?

- Все решения о присоединении к ВАИУ названных военно-учебных заведений уже приняты на вышестоящем уровне. Выпуски этого года пройдут по-прежней "прописке" этих вузов, после чего начнется их перебазирование. Тамбов и Ставрополь расположены не так далеко, как Иркутск, однако определенных усилий это потребует, ведь уже с 1 сентября численный состав обучаемых увеличится порядка на 2,5 тысячи военнослужащих. Чтобы полностью закрыть вопрос с будущим размещением курсантов, в настоящее время из двух служебных домов, расположенных на территории нашего военного городка, военнослужащих расселяют по квартирам, предоставленным в различных районах Воронежа. В освобождаемых десятиэтажных зданиях насчитывается 170 полноценных квартир, где будут размещены курсанты старших курсов: по 5-6 и 8-9 человек в двух- и трехкомнатных квартирах соответственно.

Активное заселение идет и семьями офицеров и прапорщиков: в ближайшее время будет отпраздновано 350 новоселий. Несколько дней назад на очередном заседании жилищной комиссии было распределено 80 квартир. Наш резерв составляет порядка 150 квартир. Еще 100 будут закуплены для университета до конца года. Так что те офицеры, которые прибудут из Ставрополя и Тамбова, без жилья точно не останутся. Причем повторюсь - это не общежития, а полноценные квартиры. Неудивительно, что к нам все чаще стали стремиться офицеры из столицы: 11 адъюнктов - выпускников Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского изъявили желание проходить службу в ВАИУ. Все они уже получили жилье.

- С нового учебного года в вашем вузе появилось еще одно новшество - был осуществлен экспериментальный набор девушек-курсантов. Подходит к концу их первый учебный год. Как вы на данном этапе оцениваете этот образовательный проект, не разочарованы?

- Никаких разочарований нет - группа очень сильная. Сказалось, наверное, качество отбора - на 20 мест претендовало 132 кандидатки, больше половины из которых были медалистками. Девушки прекрасно адаптировались, замечательно учатся, уже показали себя в олимпиадах по различным дисциплинам, конкурсах художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях. Из 23 зачисленных в наш вуз курсантов-девушек ни одна не пожалела о своем выборе. Да и мы не разочаровались ни в одной из них. У девушек высокая мотивация, они целеустремленны, аккуратны, дисциплинированны и серьезно настроены на учебу и дальнейшую службу. С учетом того, что в авиации немало профессий, где женщины очень востребованы, названное нововведение себя целиком оправдывает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка