О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Возвращение в небо

Судьба С.Соколова - не только слепок с судьбы легендарного фронтовика, но и яркий пример того, что человек не просто может подняться после мучительного падения, но и покорить новые высоты

"Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого о летчике Алексее Маресьеве Герой России полковник Сергей Соколов прочитал школьником. Для него, как и многих мальчишек, чьи отцы и деды прошли великую войну, это был яркий пример для подражания, который повлиял на судьбу. Но вряд ли Соколов мог подумать, что когда-то станет лауреатом премии, носящей имя легендарного летчика, и что и к нему будут обращены слова Маресьева: "Такие люди никогда не теряют крылья и делятся с нами мужеством и верой в собственные силы". Недавно Сергею Соколову исполнилось 50 лет.

Вспомним книгу Бориса Полевого. Расстрелявшего все боеприпасы летчика Алексея Мересьева (писатель изменил одну букву в фамилии своего героя) в воздушном бою атаковали сразу четыре немецких самолета. Развязка наступила быстро. Алексея спасло то, что машина после удара о деревья развалилась и он упал на вековую ель, а затем по ветвям соскользнул в глубокий сугроб.

С тяжелым ранением и отмороженными ногами Алексей три недели полз по лесу, питаясь дубовой корой. Госпиталь, тягостные размышления о том, что "летчик без ног - все равно, что птица без крыльев, которая жить и клевать еще может, но летать - никогда, что не хочет он оставаться бескрылой птицей и готов спокойно встретить самый плохой исход, лишь бы скорее он наступал" (цитата из повести). Он нашел в себе сверхчеловеческие силы не только выжить, но и снова подняться в небо, уже без ног, на протезах, и бить врага. Да как бить - к сбитым ранее четырем самолетам врага приплюсовал еще семь!

Судьба Сергея Соколова - не только слепок с судьбы легендарного фронтовика, но и яркий пример того, что человек не просто может подняться после мучительного падения, но и покорить новые высоты.

…"Стингер" угодил в истребитель-бомбардировщик Су-17м3 25 апреля 1984 года на высоте около 1200 метров. У старшего лейтенанта Соколова тот вылет был 119-м. Авиазвено под его командованием участвовало в шести крупных общевойсковых армейских операциях, уничтожая живую силу и боевую технику противника. А в апреле проходила Панджшерская операция, и необходимо было уничтожить средства ПВО моджахедов.

От удара ракеты самолет резко накренило, начало вращать. Одновременно машина стала терять высоту. Попытки прекратить вращение самолета оказались неудачными. Но Соколов повторял их снова и снова, и ему это удалось. Рванул ручку катапульты. Парашют раскрылся практически одновременно с приземлением. Попал в высохшее русло реки, и эти несколько лишних метров спасли ему жизнь.

"Когда выбрался на берег, - вспоминает Сергей Александрович, - увидел, что самолет врезался в землю в пятистах метрах. Справа - кишлак, слева - кишлак, сзади - старинная крепость. В центре этого треугольника - большое дерево, возле которого и затаился. Попробовал связаться со своими, но аварийная рация молчала. Влип, думаю. В то время "духи" летчиков в плен не брали. Если даже удавалось договориться об обмене, то возвращали обезображенные трупы. Через некоторое время из кишлака начали выходить люди. Выстроились гуськом и пошли к месту падения самолета. Меня они не видели. Чтобы как-то успокоиться, начал считать "духов". Досчитал до шестидесяти, и тут один из них взмахом руки показал в мою сторону, и вся группа пошла, ведя огонь из автоматов, в мою сторону".
У Сергея был автомат с четырьмя рожками и "НЗ" - четыре пачки патронов. Были еще "лимонки" для "особых случаев".

Больше часа летчик вел бой в полном окружении. Позже стало известно, что он уничтожил более двадцати "духов", но израсходовал весь боезапас. Враги щедро поливали его свинцом. Соколов получил тяжелое огнестрельное ранение. Чувствуя, что в любую минуту может потерять сознание, поставил рацию на постоянный тональный сигнал, посмотрел на небо и, выдернув зубами чеку из последней гранаты, крепко зажал ее в руках…

Теряя сознание, услышал шум вертолетных винтов. Наши "вертушки", с ходу нанеся удар НУРСами, разметали моджахедов буквально в десятке метров от Соколова. Один Ми-8 сел возле Сергея, другой остался в небе для прикрытия. Правый летчик и бортинженер затащили Соколова в кабину, и уже там от потери крови он "отключился". Очнувшись, сумел предупредить бортинженера, что у него граната с выдернутой чекой. Та самая, которую, не надеясь на спасение и не желая попадать в плен, оставил "для себя". Борттехник с трудом разжал пальцы Соколова и выбросил гранату за борт.

Пуля со смещенным центром тяжести повредила внутренние органы в области живота, перебила обе седалищные кости и нерв на левой ноге. В области сердца были сломаны три ребра. Врачи долго сражались за жизнь летчика. Когда перевозили в Ташкент, операцию делали прямо в санитарном самолете. Очнулся Соколов в реанимационной палате, "с кишками наружу и весь в трубках". В родной Марыйский полк сообщили, что он умер по пути в Ташкент. Жена Ирина приехала забирать тело, а оказалось - жив муж! Радость несказанная.

Было тогда старшему лейтенанту Соколову 25 лет. Об авиации мечтал с детства: "Фамилия, наверное, обязывала летать, - говорит. - Мой дед, Михаил Александрович, учился в авиашколе в одни годы вместе с Валерием Чкаловым. Любовь к небу сохранил до конца своих дней, пройдя всю войну и закончив ее в Кенигсберге. Его родной брат, Николай Александрович, воевал в одном полку с дважды Героем Советского Союза Борисом Сафоновым и героически погиб в 1943 году. Меня, мальчишку, дед всегда брал с собой на аэродром в День Воздушного флота. Уже в восьмом классе я знал, что мое призвание - авиация".

В семье, в которой вырос Сергей, было трое детей. Родители, Александр Михайлович и Александра Ивановна, с детства воспитывали в них трудолюбие, порядочность и аккуратность - в делах, поступках, одежде. К желанию сына стать летчиком относились с пониманием. Мечту о небе приближал хорошей учебой, а еще активными занятиями спортом: входил в юношескую сборную города и области по спортивной гимнастике. Успешно выдержал экзамены в знаменитую "Качу" - Качинское военно-авиационное училище, выпускниками которого были лучшие асы страны: первый русский летчик Михаил Ефимов, автор "мертвой петли" Петр Нестеров, покоритель "штопора" Константин Арцеулов. Здесь учились летать Василий Сталин, три сына Микояна, сыновья Фрунзе и других известных государственных деятелей и военачальников. Старейшая авиашкола страны - альма-матер знаменитого Александра Покрышкина. В числе ее выпускников - 352 Героя Советского Союза, 17 Героев России, 12 маршалов авиации, герои-космонавты. Примечательный факт: большинство заслуженных летчиков-испытателей - именно качинцы.

Вот в какое училище поступил Сергей, и уже через три месяца командиры, оценив ответственность и трудолюбие новичка, назначили его заместителем командира взвода - командиром летного отделения, присвоив звание "Младший сержант". Быстрее других Сергей освоил учебный реактивный самолет L-29 и истребитель МиГ-21 и стал одним из лучших в своем выпуске.

По распределению попал в Туркестанский военный округ, в городок Мары, где успешно освоил новую для себя технику - истребители-перехватчики Су-15т, Су-15у, Су-15ум. Еще через год пересел в кабину истребителя-бомбардировщика Су-17мЗ. Полеты на малой и предельно малой высоте, бомбоштурмовые удары по наземным целям неизменно выполнял с высокой оценкой.

В 1983 году у старшего лейтенанта Соколова началась командировка "за речку". До сих пор в памяти аэродромы в Кандагаре и Баграме, бесконечные ряды выцветших палаток, гул вертолетов и самолетов, рычание машин, а еще - безумная пыль, от которой не было спасения. Впрочем, в Афганистане он бывал и раньше, когда в составе пары ?Су-17м3 перегонял в ремонт самолеты. И уже тогда, наблюдая, как в небо поднимались его однокашники, понимал, что кто-то из них не вернется из боя. Но не допускал мысли, что такое может произойти и с ним.

Потом были два с половиной года в госпиталях. Тринадцать операций, семь из них очень тяжелые. Страшное время в жизни молодого офицера. Таяла вера в возможность вернуться к летной работе, а когда перестали давать болеутоляющие средства, жизнь превратилась в мучение. Сергей в своих письмах к друзьям-летчикам обещал вернуться в строй, хотя сам в это верил с трудом. Удивительный факт: как только он начал подниматься с больничной койки и ходить самостоятельно, полетел в Мары, чтобы встретить родной полк, выходивший в 1985-м из Афгана. Хотя передвигался с трудом, кишечник еще висел в пакетах снаружи, но добрался. Поддерживала сила боевого братства.

"В октябре 1985-го вместе со мной в палате лежал молодой летчик, раненный в Афганистане. Он был весь в трубках, тянущихся из живота. Я насчитал их более двадцати, - вспоминает народный художник России Виктор Псарев. - Несмотря на мучительные приступы боли, он все время был в хорошем настроении, бодрым и веселым, подбадривал других. Держал боль в себе, не давал ей выплескиваться наружу, что бывало с другими. Чувствовалось, это не только мужественный, но и очень чистый и совестливый человек, который не предаст и не подведет. Подкупала его целеустремленность. Мы сблизились и подружились. Вместе встречали новый, 1986 год. Мне очень захотелось написать его портрет. Сейчас портрет выставлен в Музее Вооруженных Сил, а наша дружба продолжается по сей день".

Пришлось заново учиться ходить. Несмотря на бесконечную череду реабилитационных мероприятий, стопа левой ноги так и "не включилась". Какие уж там полеты! Но Соколов был "пленником неба" и даже искалеченным решил вернуться в голубые просторы. И хотя в 1985 году военно-врачебная комиссия списывает с летной работы, Сергей добивается разрешения остаться в армейском строю и поступает на штурманский факультет Академии имени Гагарина.

Поблажек и скидок на здоровье ему не делали. "Три месяца учусь, три - лечусь, приходилось догонять, наверстывать".

После академии - служба в АПСС (авиационная поисково-спасательная служба). Сначала в должности старшего офицера отдела организации и обеспечения беспилотных космических объектов, затем - старшего штурмана смены координационно-спасательного центра. Занимался майор Соколов организацией поисковой службы терпящих бедствие, в том числе спускаемых космических аппаратов на территории всей страны. И еще активно работал в комитете по делам воинов-интернационалистов: "Приходилось врачевать так называемый афганский синдром, - рассказывает Сергей Александрович, - последствия которого я почувствовал и на себе. Для меня же лучшей реабилитацией было возвращение в авиацию. Уверенность, что мечты сбудутся, почувствовал в 1987-м, когда впервые с инструктором поднял с Тушинского аэродрома в небо Як-52".

В 1991-м Соколов прыгает с парашютом, сначала - тандемом с инструктором на так называемом кенгуру, позднее - на более сложном "управляемом крыле". С 1992 года благодаря летчикам-"афганцам" начинает и первые полеты. Освоил вертолет Ми-2, потом Ми-8, самолеты ?Ан-2, Л-39 и, наконец, боевой истребитель МиГ-29. "Получить официальный допуск к полетам в то время было практически невозможно, - вспоминает Соколов. - В кабину новейшего МиГа сел втихаря. Мне пошли навстречу люди, понимающие ситуацию. С ведома генерального конструктора и начальника Летно-исследовательской испытательной доводочной базы в паре с летчиком-испытателем, ныне Героем России Маратом Алыковым совершил контрольные, а потом и самостоятельные полеты на МиГ-29".

Официальное медосвидетельствование и допуск по индивидуальной оценке Соколов получил в Центральном госпитале в Сокольниках. Упорствовал лишь хирург. Посмотрев документы, сказал: "Тех, кто дал вам летную и медицинскую характеристики, надо посадить в тюрьму вместе с вами". Это было 12 марта 1995 года, а 13 марта вышел указ президента России о присвоении Сергею Александровичу Соколову звания Героя России "за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении первого среди инвалидов мира прыжка с парашютом на Северный полюс и освоении авиационной техники". И врач сдался.

Он первым среди инвалидов прыгнул с парашютом на Северный полюс. Это было 18 апреля 1994 года. В составе международной экспедиции. "Раньше только читал о полюсе, - говорит. - И ведь довелось прыгнуть в это "белое безмолвие". За бортом самолета - минус 28, воздух чистый, легкий. Сверху, с высоты 3500 метров, это удивительное место выглядит просто как большая льдина. Поразительно вращение магнитной стрелки по кругу. Не каждому судьба позволит тут побывать". Позднее по примеру Сергея десятки инвалидов совершили парашютные прыжки.

В служебной характеристике полковника Соколова прочитал: "Военный летчик-снайпер. Прослужил 33 календарных года, из них 25 - инвалидом войны. 15 лет находился на летных должностях. Освоил 11 типов самолетов и вертолетов, из них семь типов, будучи инвалидом. В настоящее время летает на самолетах Як-52, Л-29, Ан-2 и вертолетах Ми-2 и Ми-8. Летает днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Общий налет - более 2500 часов. Летных происшествий и предпосылок к ним по личной вине не имеет. Подготовил 26 летчиков, из них 1-го класса - 8 человек, 2-го - 4 человека, 3-го - 8 человек, трое стали летчиками-испытателями, один - летчиком-снайпером. Шестерым летчикам присвоено звание мастера спорта России, двум - заслуженного мастера спорта, четверо входили в состав сборной команды России по вертолетному спорту. Один летчик удостоен звания Героя России. Внес большой личный вклад в подготовку сборной команды России по купольной акробатике, являвшейся призером чемпионатов Европы и мира с 1998 по 2005 год. Соколов с 1997 по 2005 год - вице-президент Федерации вертолетного спорта России, а в 2006-м стал президентом Федерации авиационных видов спорта Московской области". И совсем неожиданное: "В 1997-1998 годах трижды в качестве командира вертолета Ми-8 совместно с МВД России принимал участие в обезвреживании преступных группировок на территории Липецкой, Ивановской и Московской областей".

С сентября 1995 года Герой России Сергей Соколов работает в системе РОСТО (ДОСААФ), где готовит летчиков и парашютистов-спортсменов, в том числе сборной России, а также начинающих спортсменов и пилотов-любителей. Сейчас - директор департамента авиации РОСТО. Болеет душой за порученное дело. "Знаете, сколько подростков хотят попробовать свои силы в настоящем деле, совершать прыжки с парашютом, мечтают о небе. Надо всеми силами поддерживать ребят в этом стремлении, иначе они уйдут в подворотни, к спиртному и наркотикам", - говорит Герой России. Из этих ребят, считает, и надо отбирать добротное пополнение для военной и гражданской авиации.

Премию имени Алексея Петровича Маресьева "За волю к жизни" Сергей Александрович получил в 2006-м. Присуждают ее тем, кто продемонстрировал образцы героизма и стойкости, необыкновенную волю к жизни в тяжелейших испытаниях и сумел достойно преодолеть их. Вот история только одного лауреата премии.

Валентин Дикуль, врач, академик, мастер спорта, народный артист России. После падения из-под купола цирка получил более десяти переломов, включая перелом позвоночника, который полностью парализовал ноги. Был обречен на неподвижность, но жаждал вернуться на арену. Два года тренировок на пределе человеческих возможностей. "Приходилось терпеть сильнейшие боли. Порой мне казалось, что на лбу выступает не пот, а кровь" - вспоминает Дикуль. И он не только вернулся на арену, но и много лет выполнял уникальные цирковые трюки и поднимал невероятные, с точки зрения обычного человека, тяжести. Когда была учреждена медаль "Преодоление судьбы", то Дикулю вручили награду под номером 2. Первым той награды был удостоен сам Алексей Маресьев.

Вряд ли возвращение в небо да и просто в нормальную жизнь у Сергея Александровича произошло без самых близких людей - жены Ирины, детей - Анны и Михаила. Когда-то Сергей Соколов "делал жизнь" с Маресьева и Чкалова, Покрышкина и Гастелло. Теперь он сам Герой России, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, "За военные заслуги" и многих других наград, являет пример высокого мужества для ребят, которые мечтают связать свою жизнь с небом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка