Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 21.05.2009, 10:33
 

ОАК упрекнули в излишних расходах

В компании говорят, что издержки уже сокращены


Счетная палата (СП) проанализировала деятельность Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и пришла к выводу о неэффективности проводимых компанией финансовых операций. Аудиторы отмечают, что предприятия корпорации испытывают недостаток средств на самые приоритетные проекты, такие как запуск производства лайнеров Superjet и Ту-334, но в то же время ОАК привлекает многомиллиардные кредиты на выкуп акций у миноритариев дочерних компаний. Кроме того, в Счетной палате указывают на то, что у корпорации раздуты административные расходы. В компании утверждают, что уже провели ряд мероприятий по сокращению издержек.

Как говорится в отчете аудитора Счетной палаты Михаила Бесхмельницына, подготовленного по результатам проведенной еще в 2008 году проверки деятельности ОАК, синергический эффект от объединения предприятий авиационной промышленности в составе единой корпорации отсутствует. "Проводимые ОАК финансовые операции практически не отражаются на задачах, для решения которых она создана, или связаны с распределением бюджетных средств", - говорится в отчете.

По данным СП, ОАК потра­тила 9,3 млрд руб. на выкуп акций НПК "Иркут" у частных лиц, в том числе зарегистрированных на Кипре. Для совершения этой сделки в марте 2008 года был получен в Сбербанке кредит на пять лет под 9,2% годовых. Стоимость одной акции при выкупе составляла 22,28 руб. при цене акций на 30 октября 2008 года 3,8 руб. В качестве залога по кредиту Сбербанка использовались акции "Иркута", АХК "Сухой", МАК "Ильюшин", эквивалентные 25,8% стоимости уставного и добавочного капитала корпорации. "Вместе с тем организации корпорации испытывают недостаток средств, необходимых для серийного освоения самолетов SSJ-100 и Ту-334, в суммах, сопоставимых с объемом указанного кредита", - отмечается в отчете. В свою очередь ОАК получает от организаций корпорации беспроцентные займы сроком на пять лет. По состоянию на 1 октября 2008 года задолженность управляющей компании перед "дочками" по таким займам составила 278,2 млн руб. При этом сама ОАК предоставляла организациям корпорации займы под 12,5-14,5% годовых.

Также в отчете СП отмечается, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности за девять месяцев 2008 года ОАК получила 11 млн руб. чистой прибыли (на 27,7% меньше, чем за аналогичный период 2007 года), при этом основная производственная деятельность корпорации является убыточной. Основу убытков составляют управленческие расходы. По состоянию на 31 июля численность работников ОАК составляла 183 человека. Среднемесячная заработная плата в 2007 году в компании составляла 158 тыс. руб. (по отрасли 13,5 тыс. руб.).

В ОАК отмечают, что уже провели ряд мероприятий по сокращению издержек. "Уже проведена оптимизация структуры ОАК, которая утверждена советом директоров 29 апреля этого года. При этом ликвидировано восемь подразделений корпорации и шесть переподчинены, также созданы три структурных подразделения. Должность исполнительного вице-президента по корпоративному развитию ликвидирована", - говорит официальный представитель ОАК Константин Лантратов.

"Очевидно, что корпорации целый ряд убыточных активов был навязан по политическим соображениям, это сделало структуру ОАК менее гибкой и менее устойчивой в условиях кризиса", - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. "Это вынужденный способ консолидации ресурсов как научных, так и производственных, которые остались от советского авиапрома", - отмечает ректор МГТУ ГА, профессор Борис Елисеев. В то же время управляющий партнер "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский считает, что ОАК нужна, а ее руководитель Алексей Федоров обладает опытом, который способен вывести авиационную отрасль из кризиса. "России необходимы транснациональные корпорации. Нам нужен аналог General Motors, Lockheed Martin и General Electric", - говорит эксперт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 21 мая 2009 года | Дайджест публикаций за 21 мая 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-334, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Межгосударственный авиационный комитет, Ан-124-100 Руслан, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Объединенная авиастроительная корпорация, SSJ-100, Елисеев Борис, Федоров Алексей (в процессе тестирования)