О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Трассовому измерительному комплексу ГЛИЦ им. В.П. Чкалова - 60 лет

20 мая частям Трассового измерительного комплекса Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова исполнилось 60 лет

20 мая частям Трассового измерительного комплекса Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова исполнилось 60 лет.

Часть имеет уникальную экспериментальную базу производства измерений при летных испытаниях, доводки, исследований по расширению боевых возможностей и боевого применения опытных, модифицированных, модернизированных авиационных комплексов, новой авиационной техники и вооружения, в том числе в интересах других видов Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 1995 года командует частью полковник Делендик Сергей Алексеевич.

Создание в мае 1946 года Государственного центрального полигона Министерства Вооруженных Сил (ГЦП МВС) предопределило дальнейшее развитие испытательной полигонной базы отечественной авиационной техники на многие десятилетия вперед. В конце того же года в Москве для проведения испытаний беспилотного реактивного и управляемого вооружения ВВС в составе ГПЦ была специально сформирована войсковая часть. 20 мая 1949 года эта воинская часть была выведена из состава ГЦП и включена в штат ГК НИИ ВВС. В составе части основным стал отдел полигонного обеспечения, начальником которого был гвардии подполковник Елисеев Иван Гордеевич. Этот день по праву можно считать днем основания трассового измерительного комплекса, ставшего ядром последующего формирования войсковой части 21239. Без преувеличения можно сказать, что шесть десятилетий назад была создана не только наша часть, но и трассовый измерительный комплекс Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова, работающий в интересах ВВС страны. В июле этого же года эта часть перебазируется на постоянное место дислокации в слободу Владимировка Астраханской области.

В ходе реформирования во второй половине 50-х годов прошлого века на основе СП НИР и 6 отдела формируется первоначальная структура части. За 60 лет она еще неоднократно видоизменялась и совершенствовалась, не менялось предназначение: войсковая часть 21239 с момента формирования первых, составивших ее основу специальных полигонных и измерительных служб явилась важнейшей и уникальной экспериментальной базой летных испытаний, доводки, исследований по проведению испытаний новейших средств авиационной техники, расширению их боевых возможностей и боевого применения в целях подготовки летного состава строевых частей ВВС, авиации ВМФ. И сегодня часть проводит испытания и применение систем и средств измерений и обработки информации летательных аппаратов, испытательных трасс и полигонов, являясь головной организацией ВВС по исследованию и созданию вычислительной и моделирующей базы, полигонов, мишенных обстановок и трасс пусков.

С мая 1950 года в Научно-исследовательский полигон ВВС входит служба полигонных испытаний (СПИ), начальником которой был назначен полковник Мохов Сергей Петрович. На базе службы создается Управление трассового измерительного комплекса (ТИК), куда вошли отдел организации трассовых измерений и эксплуатации технических средств, обработки информации, наземной фотокиносъемки и фотохимической обработки, подразделения технического обеспечения, а также отдельные измерительные трассы и полигоны (хутор Грошево, пос. Тургай). Первым начальником сформированного Управления стал полковник Мохов С.П..

В 1957 году часть возглавил полковник Гладилин Андрей Семенович, ставший впоследствии генерал-майором авиации. К июлю 1957 года были полностью сформированы основные части трассы в районах населенных пунктов Грошево, Тургай, Гурьев, Макат и др., которые последовательно прошли путь от контрольно-измерительного пункта, отдельной испытательной станции и до специального испытательного полигона. В эти годы были сформированы или переведены на новые штаты 14 войсковых частей трасс. Кроме того, в 1957-1958 г.г. на Каспийском море создается специальный морской полигон и дивизион морских вспомогательных судов. Необходимо подчеркнуть, что части ТИК создавались в малообжитых районах с тяжелейшими климатическими условиями.

1 августа 1957 года на полигоне «Грошево» под руководством С.А. Лавочкина ОКБ - 301 провело отработку авиационной крылатой ракеты наземного базирования «Буря».

В декабре 1960 года Управлению присваивается свой самостоятельный номер - войсковая часть 21239. В 1960 - 1961 г.г. для обеспечения отработки новых комплексов воздушного перехвата в дополнение к существующим частям трассы создается промежуточный полигон - войсковая часть 45174 «Теректа». В 1961г. в связи с сокращением Вооруженных Сил СССР началось частичное расформирование трасс: была полностью расформирована северная трасса (Каркаралинск - Илек - Ерментау - Кустанай), а также часть дальней трассы (Челкар, Джезказган, Балхаш), частично Гурьев. Но все же период после 1961 года характеризуется усилением исследовательской и методической работы, направленной на повышение качества трассовых измерений. В соответствии с генеральным планом развития ТИК происходит техническое переоснащение измерительных пунктов передовой специальной техникой. Появляются новые РЛС, оптические средства и др. Одновременно совершенствуется система единого времени, внутренние коммуникации измерительных пунктов, вводится система автоматизированного съема и передачи данных для целей управления и контроля за ходом летных экспериментов. К началу 1964 года был создан первый центр обработки информации (ЦОИ), оснащенный ЭЦВМ, затем СВМ и другой аппаратурой.

С 1969 года командиром войсковой части 21239 стал полковник Товпик Василий Александрович. В 1972 году в части создается отдел бортовых измерений, в котором объединяются специалисты и соответствующая аппаратура других частей ГК НИИ ВВС. Контрольно-записывающая аппаратура старых образцов постепенно заменяется более совершенными и сложными системами бортовых измерений на основе аппаратуры магнитной записи.

С 1974 года часть возглавляет полковник Овсянников Александр Павлович, впоследствии ставший кандидатом технических наук, генерал-майором авиации. В этом же году в составе части создается отдел метрологического обеспечения. Командир войсковой части 21239 становится главным метрологом и заместителем командира войсковой части 15650, а сама метрологическая служба получает статус головной метрологической службы Военно-воздушных сил.

В 1979 году командиром войсковой части 21239 был назначен кандидат технических наук полковник Аюпов Абрек Идрисович, ставший впоследствии заместителем Главнокомандующего ВВС, ныне доктор технических наук генерал-полковник Аюпов А.И. после увольнения из Вооруженных сил проживает в Москве. В 1982 году его сменяет полковник Инюшин Олег Борисович, впоследствии генерал-майор авиации. В 1989 году войсковую часть 21239 возглавил полковник Иванов Еска Иванович.

В конце 70-х, начале 80-х годов начинается интенсивное внедрение новых радиотехнических средств внешнетраекторных, радиотелеметрических измерений, средств кругового обзора и оптико-электронных средств, испытаниями которых в Вооруженных Силах СССР занимались только в войсковой части 21239. Специалисты части в кратчайшие сроки освоили новые средства, разработали и внедрили новые методики измерений и обработки информации, совместно с представителями ЛИИ им. М.М. Громова впервые в ВВС создали систему обработки измерительной информации в реальном масштабе времени. В 1985 году к отделу метрологического обеспечения прикомандировывается отделение комплексной оценки стандартизации и унификации AT, войсковая часть становится головной организацией в ГЛИЦ по вопросам военной стандартизации.

Важным событием в истории нашей части стал ввод в строй в 1989 году крупнейшего в ВВС Информационно-вычислительного центра (ИВЦ). С 1991 года на ИВЦ начался этап интенсивного переоснащения технологических линий обработки на современные вычислительные системы, создаваемые на базе ПЭВМ. В составе технологических линий обработки измерительной информации ИВЦ были созданы сложные вычислительные комплексы системы обработки данных. Это позволило в 1996 году успешно применять созданные в ИВЦ технологические линии обработки информации, которые были успешно использованы в ходе специальных работ в дальнем морском походе на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».

Первая половина 90-х годов связана с тем, что после распада Советского Союза изменилась территория государства, и как следствие этого, большинство полигонов осталось на территории суверенного Казахстана.

Учитывая масштабное сокращение личного состава, измерительной и специальной техники, командование войсковой части 21239 и частей ТИК направило в этот период основные усилия на оптимизацию организационно-штатной структуры, усиление организаторской, методической, научной работы в создавшихся условиях. Благодаря этому удалось сохранить не только инфраструктуру измерительной базы, но и научный потенциал, кадровый состав испытателей, накопленный за несколько десятилетий опыт проведения испытаний. В настоящее время при значительно меньшем количестве личного состава происходит увеличение числа и сложности выполняемых испытательных, научно-исследовательских и военно-научных работ.

Период с 1998 по 2000 год стал временем напряженной работы командования, всего личного состава по организации нормального функционирования трассы по обеспечению испытательных работ. С этой задачей мы справились успешно. Анализ состояния полигонной сети и ее оснащенность показывают, что она обеспечивает проведение летных испытаний объектов авиационной техники и вооружения в полном объеме.

Сегодня трассовый измерительный комплекс Государственного летно-испытательного центра им.В.П.Чкалова образует совокупность специальных полигонов, системы передачи данных, системы управления летными экспериментами в реальном масштабе времени. Он остается уникальным по своему местоположению (т.к. здесь обеспечивается допустимый критерий уровня безопасности и имеется информативный рельеф местности), разнообразию решаемых задач, оснащенности измерительной и специальной техникой, многообразию мишенной обстановки, отлаженной системе командных пунктов управления. В настоящее время ни один из других существующих полигонов, как самостоятельно, так и в комплексе, не сможет выполнять задачи, решаемые ТИК.

Метрологический отдел Государственного летно-испытательного центра одним из первых в ВВС получил аттестат аккредитации и лицензию на право проведения метрологической экспертизы средств измерений военного назначения. Сегодня специалисты части участвуют в составе всех испытательных бригад по полигонному и метрологическому обеспечению испытаний. Ежедневно во всех подразделениях части и трассового измерительного комплекса идет напряженная работа по обеспечению испытаний опытных, модифицированных, модернизированных авиационных комплексов, новой авиационной техники и вооружения, в том числе в интересах других видов Вооруженных сил Российской Федерации. Проводятся испытания перспективных систем обработки измерительной информации средств СБИ. Специалисты части принимают участие в военно-научном сопровождении опытно-конструкторских работ, ведут подготовку к проведению испытаний перспективных авиационных комплексов, принимают участие в создании информационно-моделирующего комплекса сопровождения наземных и летных испытаний авиационных комплексов. Начинается оснащение части современной техникой: радиолокационными, оптическими, телеметрическими средствами, системой радиоуправления. Специалисты части принимают участие в подготовке трассового измерительного комплекса к проведению испытаний перспективных авиационных комплексов.

И все же нашим основным богатством остаются люди: за 60 лет в войсковой части выросли талантливые инженеры-испытатели и исследователи. На основе освоения методов научной работы подготовили и защитили диссертации на соискание степени кандидата технических наук более 20 человек. Трое из них защитили по тематике работы части докторские диссертации. На трассах и в составе части прошли службу несколько десятков тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, трудились тысячи рабочих и служащих....
Авторские права на данный материал принадлежат «Министерство обороны РФ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка