О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выступление А.И. Фёдорова на брифинге для журналистов 19 мая 2009 года

После подписания соглашения о сотрудничестве между РосОЭЗ и ОАО "ОАК", в зале коллегии Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами состоялся пресс-брифинг

После подписания, 19 мая 2009 года, соглашения о сотрудничестве между РосОЭЗ и ОАО "ОАК", в зале коллегии Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) состоялся пресс-брифинг. В своем вступительном слове Президент, Председатель правления ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексей Иннокентьевич Федоров сказал:

Хочу выразить благодарность руководству РосОЭЗ, и лично руководителю агентства Андрею Алексеевичу Алпатову, за то, что Вы откликнулись на наше обращение установить контакты. Руководство страны поставило перед ОАК очень сложные и масштабные задачи, - вернуть Россию в элиту мирового, прежде всего гражданского, авиастроения. Решать их без использования механизма особых экономических зон будет весьма сложно. Очень хорошо, что этот механизм уже работает. Часть особых экономических зон уже попали в сферу наших интересов. Например, в Дубне работает один из наших партнеров, который участвует в наших новых проектах Superjet 100 и МС-21, - фирма "Прогресстех".

Надеемся, что в скором времени выйдет постановление Правительства РФ о создании особой зоны в Ульяновской области, на территории аэропорта "Ульяновск-Восточный". Мы имеем значительные планы в отношении Ульяновской области, на территории которой расположен один из наших крупнейших самолетостроительных заводов - "Авиастар-СП". Вместе с руководством Ульяновской области мы создали компанию "Волгатехнопорт". Планируем расширить объём и количество авиатранспортных услуг и, собственно, предоставлять эти услуги для тех фирм, которые будут работать в данной экономической зоне.

Нас очень интересует присутствие в Татарстане, где размещено еще одно наше крупное предприятие - Казанское авиационное производственное объединение (КАПО). Вообще, с Татарстаном мы работаем достаточно активно. На территории Республики предполагается создание нескольких специализированных производств. Мы уже подписали несколько соглашений по производству резинотехнических изделий, унифицированных деталей для производства самолетов. Возможно, задействуем особую экономическую зону "Алабуга", которая уже создана и работает. Среди задач, которые стоят перед нашей Корпорацией, - освоение технологий использования композиционных материалов (КМ), создание деталей из КМ, в том числе для самолета МС-21. Впервые в советской и российской истории предстоит сделать крыло полностью из углепластиков. Для нас это серьезный технологический и инновационный вызов. Ну и, думаю, мы начнем консультации и, затем, детальную работу по созданию свободной экономической зоны в городе Жуковский. Он определен Указом Президента РФ в качестве места, где будет располагаться Национальный Центр Авиастроения (НЦА). Там мы планируем создать наши основные производственные мощности, разместить Объединенный Инженерный Центр, Штаб-квартиру ОАК, а также центр по обучению летно-технического состава и военных, и гражданских эксплуатантов летательных аппаратов, включая зарубежных. Кроме того, предстоит создать целую сеть из небольших инновационных фирм, которые будут заниматься инжинирингом и производством авиационных компонентов. Для этого планируем привлечь иностранных партнеров, с которыми у нас развито сотрудничество, включая американских, европейских и азиатских.

По всей видимости, в Жуковском будет создана технико-внедренческая зона или выбрана какая-то другая форма, близкая к ней. Надо готовить соответствующие предложения по Жуковскому на рассмотрение Правительства РФ.

Создание режима особой экономической зоны в городе Жуковском существенно усилит наши позиции по созданию Национального Центра Авиастроения. Вот почему для нас важно подписание сегодняшнего соглашения. Рассматриваем его как первый этап сотрудничества с РосОЭЗ. Соглашение предстоит детализировать в части нашего конкретного присутствия в особых экономических зонах и взаимоотношениях с агентством. Сегодня, на презентации, подготовленной РосОЭЗ и в ходе беседы с Андреем Алексеевичем Алпатовым, я открыл для себя много нового и интересного. Очень важное для ОАК направление - развитие поставщиков. Нас заинтересовало сообщение по состоянию дел в "Алабуге". Повторюсь: сегодня для нас принципиально важно все, что связано с развитием компонентного бизнеса.

Одна из системных проблем - в том, что наши компоненты отстают от иностранных по ресурсным показателям, а их стоимость зачастую выше. И здесь ОАК стоит перед непростым выбором. Если мы хотим, чтобы наш продукт был конкурентоспособным, приходится идти на установку западных компонентов. Однако если фирмы-разработчики этих компонентов пойдут по пути локализации производства своих изделий в особых экономических зонах на территории РФ (на что есть все основания), то мы решим и задачу сохранения производства. Требуемые компоненты будут производиться на территории России, стоимость их будет снижена, характеристики качества и надёжности станут лучше.

Позднее, отвечая на вопросы журналистов, Алексей Федоров, в частности, сказал:

Мы уже год работаем над вопросами портовой зоны в Ульяновске. С Правительством Ульяновской Области создали компанию "Волгатехнопорт". С учетом льгот, которые предоставлены резидентам особых экономических зон, мы рассчитываем получить значительную выгоду. Мы провели переговоры и получили подтверждение на участие в проекте нескольких инвесторов, в том числе Air Bridge Cargo, "Волга-Днепр Техник" и Авиакомпания "Полет". Они хотят разместить здесь свои мощности по ремонту и техническому обслуживанию самолетов. На территории зоны планируется создание нового терминального логистического комплекса. Участие ОАК в этих и других проектах на территории особой экономической зоны в Ульяновске позволит снизить себестоимость самолетов, которые выпускаются на "Авиастар-СП". Что для нас будет чрезвычайно важным подспорьем.

Правительство Ульяновской Области активно продвигает вопрос создания на своей территории некоего аналога национального центра авиастроения, особенно в производственной части. В целом, мы поддерживаем эту идею, - конечно же, не в ущерб другим регионам и заводам. "Авиастар-СП" - одно из самых современных предприятий российского авиапрома с огромным резервом мощности. Для нас развитие "Авиастар-СП" и, в целом, всей территории Заволжья, является принципиально важным.

По остальным же зонам у нас пока не было глубокой проработки. Только сейчас начинают рождаться идеи использования зоны "Алабуга", с учетом размещения в Татарстане крупного авиастроительного предприятия - КАПО им. Горбунова. В настоящее время мы расширяем практику использования аутсорсинга, то есть передачи части производственных технологий, которые используются нашими заводами, на специализированные предприятия. Начали с резинотехнических изделий и химических компонентов, производство которых в Татарстане хорошо развито. Планируем и дальше расширять это направление. Нам еще предстоит провести детальный анализ и попытаться совместить интересы, которые мы имеем в Татарстане с интересами резидентов, которые работают в свободной экономической зоне "Алабуга", с учетом уже сделанных ими инвестиций.

Принципиальное решение по НЦА было принято сравнительно недавно, в феврале 2008г. Мы подготовили и утвердили концепцию развития НЦА, выносим ее на рассмотрение и утверждение правительства. В концепции несколько блоков. Первый включает крупный инженерный центр ОАК, где предполагается помимо штаб-квартиры самой Корпорации, иметь и основные инженерные мощности объединенных разработчиков авиационной техники. Сеть небольших инновационных фирм, которые должны работать, прежде всего, в области авиа компонентов, заниматься их разработкой и промышленным производством. Кстати, это напрямую перекликается с теми функциями и задачами, которые стоят перед Агентством и, собственно, перед особыми экономическими зонами.

Третье направление - постоянно действующий выставочный комплекс. Он создается под эгидой Государственной Корпорации "Ростехнологии", которая активно заниматься этой темой. Четвертое важное направление - образовательный центр. В целом, мы согласовали эту тему с Министерством Образования и Науки РФ и продолжаем вместе с ним работать над детализацией того, как будет выглядеть этот центр. Предполагается создание филиалов всех ведущих учебных заведений, которые готовят кадры для авиастроения. Следующее направление - создание единого федерального научного центра на базе ЦАГИ, нашего ведущего, фундаментального института в области авиастроения.

В городе Жуковском должна быть создана совершенно новая инфраструктура, в том числе социальная. Предполагается строительство очень крупного современного жилого городка для сотрудников, которые будут работать в Национальном Центре Авиастроения. Для этого уже выделены площади, около двух тысяч гектаров. Формируется генплан застройки, который предполагает развитие транспортной инфраструктуры, как по автомобильным дорогам, так и по железнодорожному сообщению с Москвой.

Завершить создание центра планируется к 2015г. Во многом реализация этого проекта будет зависеть о того, как будет развиваться экономическая ситуация. Требуются большое государственное финансирование и наши собственные инвестиции.

Безусловно, создание особой экономической зоны в Жуковском усилит интерес потенциальных инвесторов и резидентов таких зон. Пока что мы этот вопрос еще не прорабатывали с РосОЭЗ, но, думаю, что сейчас - самое время собраться вместе и начинать согласовывать позиции. Конечно, чтобы создать здесь особую зону, потребуется время, необходимое, чтобы пройти все требуемые российским законодательством процедуры и конкурсы.

Этой темой Андрей Алексеевич Алпатов и его специалисты, конечно, владеют более профессионально. Но, думаю, все эти процедуры будут успешно пройдены, поскольку принципиальное решение о создании Национального Центра Авиастроения уже принято....
Авторские права на данный материал принадлежат «ОАК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка