О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" заморозил "Сибирь"

"Аэрофлот" впервые с 2002 года обогнал "Сибирь" на рынке внутренних перевозок. Окажется ли победа пирровой на фоне перевооружения конкурента?

Наверняка анализ вышедшей отчетности "Сибири" по РСБУ за I квартал и сопоставление ее с показателями собственной компании за тот же период доставили менеджерам "Аэрофлота" немало приятных эмоций. Ведь впервые за семь лет компании удалось занять первое место на рынке внутрироссийских перевозок - с 631 516 пассажирами (данные Транспортной клиринговой палаты) она потеснила с пьедестала "Сибирь" с 572 275 пассажирами. В целом же, согласно отчетности "Сибири", ее доля в общем пассажиропотоке на внутренних рейсах в январе-феврале составила 13,8%, в то время как у "Аэрофлота" - 15,5%. Небольшое, но показательное изменение по сравнению с итогами 2008 года, когда доля "Сибири", по данным ТКП, равнялась 15,6%, а "Аэрофлота" - 13,7%.

В госкомпании не скрывают удовлетворения от начала года и полны уверенности, что на первой строчке рейтинга они обосновались надолго. "Экспансия на внутренний рынок - важнейшая деталь нашей долгосрочной стратегии развития, - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - В дальнейшем мы планируем увеличивать долю в перевозках внутри России". Впрочем, обогнать "Сибирь" "Аэрофлоту" помогла не только стратегия, но и… кризис. Последний вынудил ряд убыточных компаний прекратить полеты, и значительная часть их пассажиров досталась как раз "Аэрофлоту" и его дочкам на безальтернативной основе. К тому же у "Аэрофлота" нашлись деньги на слияния и поглощения: по итогам января-марта 2009 года чистая прибыль компании по РСБУ выросла аж до 1,639 млрд рублей.

Время перемен

А что же "Сибирь"? Может показаться странным, но в стане бывшего лидера также довольны результатами I квартала. Причем при общении с представителями компании совершенно не складывается ощущения, что они строят хорошую мину при плохой игре. "В условиях кризиса глупо гнаться за пассажирами, - уверен представитель компании Кирилл Алявдин. - Сейчас самое время заняться поддержанием эффективной операционной деятельности и техническим "перевооружением"". Под последним в "Сибири" в первую очередь понимают замену летного парка - вывод из эксплуатации самолетов советского производства (32 Ту-154 и четыре Ил-86) и покупку современных лайнеров. В частности, в апреле компания взяла в лизинг два лайнера Airbus A320, в мае в ее распоряжение поступит еще один подобный самолет, а до конца 2009 года "Сибирь" пополнится еще тремя-четырьмя Airbus A320. К слову, смена парка и падение цен на авиакеросин уже привели к тому, что доля топлива в структуре затрат компании упала с 47,3% в III квартале 2008 года до 21,4% по итогам I квартала 2009 года.

Кроме того, как отмечают в "Сибири", компания и вовсе могла бы не уступить "Аэрофлоту" пальму первенства на внутрироссийских первозках, если бы отраслевая статистика учитывала пассажиров, перевезенных "Сибирью" по договорам фрахта с локальными перевозчиками и соглашениям код-шеринга (совместная продажа билетов на один рейс). К примеру, за прошедшие с начала года месяцы "Сибирь" неоднократно брала в аренду лайнеры таких компаний, как "Глобус" и "ВИМ-авиа", однако из-за "прописки" воздушного судна пассажиры записывались на счет более мелких игроков. Что, кстати, во многом позволило тому же "Глобусу" войти в десятку крупнейших российских авиакомпаний, перевезя за I квартал внутри страны 124 921 пассажира.

Не дать уйти в отрыв

Чья стратегия - "Аэрофлота" или "Сибири" - окажется более актуальной для посткризисного рынка? Пока на этот вопрос однозначно ответить нельзя. С одной стороны, по словам Михаила Лямина из Банка Москвы, то, что "Аэрофлот" даже в кризис работает с прибылью, говорит о правильности выбранного топ-менеджерами компании вектора развития. Тем более на фоне того, что цены на авиакеросин в последнее время существенно снизились. С другой стороны, по словам аналитика "Финама" Константина Романова, у "Сибири" преимущество по степени занятости пассажирских кресел: 74% против 61,3% у "Аэрофлота" по итогам I квартала. Но в одном эксперты сходятся: концентрируясь на замене летной техники, "Сибири" не стоит позволять "Аэрофлоту" так активно вести себя на рынке и еще дальше вырываться вперед. Ведь у внутрироссийских воздушных перевозок колоссальный потенциал роста. В 2008 году пассажирооборот, по данным ТКП, вырос на 107,1%. В этом же году, несмотря на кризис, все равно ожидается рост в 25-40%. Если "Аэрофлот", воспользовавшись моментом, "приберет к рукам" большинство маршрутов и направлений, догнать его в период посткризисного роста будет невозможно. Даже на лайнерах Airbus, на экономический эффект от внедрения которых так уповает "Сибирь"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финанс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка