О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилот перебрал штурвал

Комиссия Межгосударственного авиакомитета опубликовала окончательный отчет о причинах катастрофы самолета Boeing 737-500 компании "Аэрофлот-Норд", разбившегося в Перми в сентябре 2008 года

Комиссия Межгосударственного авиакомитета опубликовала окончательный отчет о причинах катастрофы самолета Boeing 737-500 компании "Аэрофлот-Норд", разбившегося в Перми в сентябре 2008 года. Участники расследования пришли к выводу, что катастрофа произошла из-за потери командиром воздушного судна Родионом Медведевым ориентации в пространстве. В крови погибшего пилота эксперты обнаружили алкоголь, а одна из пассажирок послала знакомым sms-сообщение, в котором говорилось, что господин Медведев говорил как "совершенно пьяный человек". Системной причиной катастрофы МАК назвал и недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании.

Boeing 737-500, принадлежащий ЗАО "Аэрофлот-Норд", разбился в Перми 14 сентября прошлого года. Жертвами катастрофы стали 82 пассажира и 6 членов экипажа. Окончательные выводы комиссии МАК подтверждают ранее сделанные заявления о том, что катастрофа произошла из-за потери экипажем, прежде всего командиром воздушного судна Родионом Медведевым, пространственной ориентации (подробно об этом "Ъ" рассказывал 2 и 11 февраля этого года). Господин Медведев резкими несоразмерными движениями штурвала ввел самолет в интенсивное левое кренение, в результате чего воздушное судно перевернулось и упало в овраг на Транссибирскую магистраль. Как установила комиссия МАК, первое столкновение борта произошло с группой деревьев на склоне железнодорожного полотна. Затем самолет зацепил верхнюю штангу крепления проводов, расположенную на железобетонном столбе, пробороздил левым крылом землю и развалился на части.

Комиссия считает, что потеря ориентации экипажем произошла из-за целого ряда факторов. Так, специалисты МАК отмечают недостаточный уровень подготовки пилотов. В отчете говорится, что переподготовку для полетов на Boeing 737-500 господин Медведев прошел в 2006 году в центре FTI в Денвере (США), который на тот момент не был одобрен авиационными властями России, а второй пилот переучивался в центре летной подготовки Санкт-Петербургского училища гражданской авиации. Проверка последнего показала, что уровень переподготовки пилотов не соответствует сертификационным требованиям. Также комиссия установила, что погибшие пилоты прошли курс обучения техническому английскому языку в несертифицированном учебном заведении, преподаватели которого не имеют лингвистического, авиационного или педагогического образования. А уровень владения языком второго пилота не позволял ему знакомиться со всей документацией воздушного судна.

Отдельно в отчете обращается внимание на содержание этилового спирта в останках Родиона Медведева, следы которого были обнаружены экспертами Пермского областного бюро судмедэкспертизы. По данным комиссии, за несколько минут до вылета из Шереметьево одна из пассажирок борта отправила sms-сообщение своему знакомому в Великобританию. В нем говорится, что она очень сильно напугана, так как при предполетном обращении к пассажирам голос господина Медведева звучал как голос "совершенно пьяного человека". Из его текста также следует, что это вызвало среди пассажиров сильное беспокойство, но бортпроводники их успокоили. Отдельно в отчете МАК говорится о том, что напряженный режим полетов командира Boeing и наличие алкоголя в крови способствовали повышенному психоэмоциональному напряжению, в следствие чего он не мог адекватно реагировать на ситуацию.

Комиссией МАК отмечается и низкое качество технического обслуживания самолетов Boeing 737 в компании "Аэрофлот-Норд". Согласно отчету, в свой последний рейс воздушное судно ушло с двумя отложенными неисправностями - у самолета не работала бортовая система предупреждения столкновений (TCAS), а также автомат тяги. Однако расследование показало, что на самом деле автомат тяги был исправлен, а его неоднократное отключение в предыдущих полетах происходило из-за различной регулировки двигателей. В результате между рычагами управления двигателями образовалась вилка. Наличие этой неисправности способствовало увеличению рабочей нагрузки на второго пилота, который при этом не имел навыков по пилотированию самолета с разнесенными двигателями, особенно при полете с несимметричной тягой. Комиссией установлено, что данный дефект стал проявляться еще 6 августа 2008 года, однако никаких мер по его устранению принято не было.

Опрошенные "Ъ" эксперты говорят, что результаты расследования МАК вряд ли приведут к серьезным последствиям для компании "Аэрофлот-Норд". Аналитик агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев говорит, что все рекомендации МАК технически устранимы. "Из их содержания можно сделать вывод, что все они могут быть устранены, а значит, компания сохранит сертификат и продолжит свою летную деятельность",- считает эксперт. Советник генерального директора по связям с общественностью ЗАО "Аэрофлот-Норд" Игорь Гуревич отметил, что вопросов к отчету комиссии МАК у авиакомпании нет. "Есть выводы и рекомендации, которые даны в ходе расследования,- говорит он.- Все они выполнены, нарушения устранены". Бывший и. о. гендиректора ФГУП "Пермские авиалинии" Вячеслав Текоев сказал, что в крупных авиакомпаниях подобных нарушений практически нет. "У них есть собственные тренажеры, собственные учебные центры, поэтому системных недостатков в подготовке летного состава удается избегать,- отметил эксперт,- хотя от отдельных огрехов не застрахован никто. Впрочем, сейчас на рынке небольших авиакомпаний становится все меньше, будущее за крупными игроками"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка