Автор: Луканин Михаил
Опубликовано: 22.06.2009, 07:51
 

Выбыл по возрасту

За неделю в России разбились два самолета Су-24


За последнюю неделю российские ВВС потеряли сразу два фронтовых бомбардировщика Су-24. Самолеты разбились при посадке, но в обоих случаях пилотам удалось катапультироваться. Эксперты склонны винить в авиакатастрофах технический и моральный износ Су-24.

Прерванный полет

Первая авария Су-24 произошла 17 июня под Мончегорском Мурманской области. Самолет разбился при заходе на посадку. Экипаж благополучно катапультировался. По заключению Службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ, в этой аварии был виноват сам пилот: он грубо зашел на посадку, в результате чего самолет просто упал на взлетно-посадочную полосу и сгорел. Когда выяснялась причина, главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин даже не стал приостанавливать полеты Су-24.

Уже 19 июня неподалеку от хутора Костино-Быстрянский Ростовской области при заходе на посадку разбился еще один Су-24. Как и в первом случае, оба пилота катапультировались. По некоторым данным, летчик неоднократно безуспешно заводил самолет на посадку, после чего руководитель полетов приказал ему увести машину в безопасное место и там катапультироваться. Причиной этой аварии, как вскоре заявил помощник главкома ВВС Владимир Брик, стала уже техническая неисправность самолета: возникли проблемы в рулевом управлении.

После второй аварии главком ВВС приказал приостановить любые полеты Су-24.

Старость - не радость

Судя по хронике аварий военных самолетов, только с начала этого века в России практически ежегодно разбивается как минимум по одному Су-24. Эксперты склонны винить в этом моральный и физический износ этих бомбардировщиков.

- Су-24 давно пора списывать из-за их старости, - заявил "Труду" заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Магомед Толбоев. - Эти самолеты разрабатывались еще в 60-е годы прошлого века, а на вооружение были приняты в 1974 году.

На смену древнему Су-24 военные уже давно ожидают современный Су-34. Минобороны планировало закупить к 2015 году более семи десятков Су-34 по цене 33 млн. долларов за самолет (цена Су-24 - 15 млн. долларов), но эта программа, скорее всего, будет сорвана. В 2008 году ВВС должны были получить пять новых самолетов, но получили лишь один. На данный момент в армии имеется всего три Су-34, причем все до сих пор находятся в обкатке.

Что такое Су-24

Су-24 - самолет с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Принят на вооружение в 1974 году. Максимальная скорость - 1430 км/ч, практический потолок - 11 км. Вооружение: шестиствольная 23-миллиметровая пушка, управляемые ракеты, бомбы. Экипаж - 2 человека. Всего построено около 1200 самолетов. Выпускался с 1974 по 1993 год на Новосибирском авиазаводе.

Авиация для фронта

Фронтовая авиация (ФА) России предназначена для завоевания господства в воздухе, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и промышленно-экономическим центрам обычными и ядерными средствами поражения. Более половины ее самолетного парка составляют машины ОКБ "Сухой". Это фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-24М (всего около 300 единиц), штурмовики Су-25 (фото 1) различных модификаций (около 210 единиц) и тяжелые истребители Су-27 (около 320 единиц). Кроме них - легкие истребители МиГ-29 (фото 2) (около 260 единиц). Однако почти половина российских самолетов ФА неисправны и не в состоянии не только воевать, но и просто подняться в воздух. А девять из десяти тех, что все же летают, эксплуатируются за счет продления ресурсов и сроков службы.

Надежды на обновление ФА хоть слабые, но существуют. На Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова начато серийное производство новейшего фронтового бомбардировщика Су-34 (фото 3), созданного на базе все того же тяжелого истребителя Су-27 (фото 4). Первые три летающие "тридцатьчетверки" уже поступили в Липецкий авиацентр ВВС РФ. В подмосковном Жуковском продолжаются летные испытания недавно созданного многофункционального истребителя Су-35, который относят к поколению 4++. А сборка опытных образцов давно обещанного нашим военным летчикам самолета пятого поколения началась в Комсомольске-на-Амуре.

Аварии Су-24

В год по самолету

19 декабря 2008 года. Авария под Воронежем. Оба пилота катапультировались.

23 августа 2007 года. Авария в Хабаровском крае. Летчики катапультировались.

15 марта 2006 года. Авария на аэродроме Воронеж. Пилоты не пострадали.

30 июля 2006 года. При взлете с аэродрома Черняховск в Калининградской области разбился Су-24М морской авиации. Оба пилота погибли.

12 февраля 2004 года. Авария в районе Комсомольска-на-Амуре. Пилоты катапультировались.

7 августа 2003 года. При заходе на посадку в Читинской области разбился Су-24. Оба летчика погибли.

8 февраля 2002 года. Самолет разбился в Ленинградской области. Оба пилота погибли.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 июня 2009 года | Дайджест публикаций за 22 июня 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-24, Су-27, Су-35, МиГ-29, Су-25, Су-34, Пилот Ай Си, Зелин Александр, Толбоев Магомед (в процессе тестирования)