Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Илья Кедров
Опубликовано: 24.06.2009, 22:17

Парижские сезоны

На авиасалоне во Франции состоялся первый публичный показ нового российского лайнера


Парижский авиасалон давно уже не становился площадкой для международных премьер российской авиационной техники. Это и понятно. Ведь основным продуктом российского авиапрома, предназначенным для продажи на внешних рынках, являются боевые самолеты, но Европа -рынок для них практически полностью закрытый. Пока существуют исключения в виде государств, некогда входивших в Организацию варшавского договора и сохраняющих на вооружении МиГ-29, новые закупки российских боевых самолетов в регионе вряд ли возможны. Но 2009-й стал годом, венчающим процесс создания российского пассажирского самолета нового поколения - регионального лайнера Sukhoi Superjet 100, который с конца этого года начнет поставляться компаниям-перевозчикам. SSJ100 просто обязан был появиться на ведущем мировом аэрокосмическом салоне Le Bourget 2009. И он там появился.

Дебют SSJ100 в Европе (во Францию прилетела машина с бортовым номером 95003) оказался вполне удачным. Самолет полностью "откатал" демонстрационную программу, каждый день исправно поднимаясь в небо. На статической стоянке не было отбоя от желающих подняться на борт российского самолета, причем в очередь к трапу выстраивались профессиональные посетители салона, часть из них представляют авиакомпании, которые в перспективе могут стать заказчиками нового лайнера. Как отметил генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян, премьерный показ SSJ100 в Европе позволил "авиационному сообществу воочию убедиться, что впервые произведенный в России продукт отвечает стандартам мирового рынка, а заказчикам - обрести уверенность в нашем потенциале успешно реализовать проект".

Но это, пожалуй, не главное. Важно, что непосредственно в ходе салона было заключено несколько сделок о поставках SSJ100. И именно рост объемов продаж нового самолета лучше всякой рекламы говорит в пользу этого продукта российского авиапрома. Причем речь идет как о предварительных соглашениях, так и о твердых контрактах. Кроме того, по словам Михаила Погосяна, до конца года количество заказов на новый самолет может увеличиться до 150 штук. Об этом Погосян заявил в первый день работы салона, 15 июня, когда портфель заказов на SSJ100 составлял 98 единиц. А уже на следующий день стало известно, что ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и лизинговая компания "Авиализинг" заключили твердый контракт на поставку еще 24 самолетов SSJ100. Стоимость этой сделки составила более 715 млн долларов. Она закрепила предварительную договоренность между компаниями, достигнутую в прошлом году на авиасалоне Farnborough. Согласно контракту начало поставок самолетов намечено на 2011 год, а все 24 машины "Авиализинг" должен получить до конца 2013-го.

В тот же день генеральный директор SuperJet International Алессандро Франзони сообщил, что два самолета покупает испанская авиакомпания Gadair European Airlines, плюс к тому условия контракта с этим перевозчиком предполагают опцион еще на два SSJ100. А с венгерской авиакомпанией Malev подписано соглашение о намерении приобрести 30 SSJ100. В случае реализации этой сделки сумма контракта составит около 1 млрд долларов.

Таким образом, за время работы авиасалона Le Bourget 2009 количество заказов на Sukhoi Superjet 100 возросло до 124. Поэтому планы по увеличению портфеля заказов на этот самолет до 150 машин выглядят более чем реальными. По информации генерального директора ГСС Виктора Субботина, до конца 2009 года ожидается подписание двух новых контрактов по продаже SSJ100, причем один из них - с зарубежной авиакомпанией.

Европейская сертификация SSJ100 должна завершиться в 2010 году. Программа испытаний весьма напряженная. После возвращения из Франции борт 95003 продолжит программу летных испытаний. Среди них оценка функционирования системы автоматического управления, испытания в условиях высоких температур и высокогорья, которые пройдут в Армении, проверка прочностных режимов на больших скоростях.

В это время на машине 95001 (она начала программу летных испытаний) будут осуществляться испытания с имитаторами льда, финальный этап испытаний на большие углы атаки и сваливание. Позднее на этом же самолете пройдут пробежки по полосе, покрытой водой, в том числе пробежка через бассейн, что продемонстрирует ранее подтвержденную в ходе стендовых испытаний стойкость двигателя к попаданию посторонних предметов. Первый летный самолет также предназначен для оценки отказобезопасности всех самолетных систем. Однако сертификация не ограничивается только полетами. Еще два образца SSJ100 задействованы в стендовых испытаниях. Вскоре взлетят еще два самолета, которые сейчас находятся в цехе окончательной сборки Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения. На самолете 95004 смонтированы оба двигателя, на нем начались наземные отработки систем. В программе испытаний этот самолет отвечает за сертификацию пассажирского салона и авионики. Поэтому на нем будут установлены штатный салон и сервисное оборудование, а также весь комплекс бортового радиоэлектронного оборудования со всеми заявленными опциями. Одновременно на четвертом летном прототипе 95005 завершаются установка систем и прокладка жгутов.

Параллельно с производством прототипов и испытаниями на КНААПО уже фактически развернуто серийное производство SSJ100. Завершена стыковка крыла с фюзеляжем первого серийного самолета 95007. Впервые в России эти работы проводились на современном автоматизированном стенде производства немецкой компании Brotje. Всего в производстве на различной стадии готовности находятся серийные самолеты вплоть до бортового номера 95019.

Как отметил Михаил Погосян, планируется, что первые четыре серийные машины будут готовы к передаче заказчикам - компаниям "Аэрофлот" и "Армавиа" к концу 2009 года.

Для реализации амбициозных планов компании "Сухой" по завоеванию 20 процентов рынка региональных самолетов, по словам Михаила Погосяна, необходимо к 2012 году выйти на уровень производства 70 самолетов в год. Общий объем производства по планам руководства компании "Сухой" должен составить более тысячи самолетов SSJ100. Как отметил Михаил Погосян, основанием для оптимистичной оценки проекта служит то, что по совокупности характеристик SSJ100 - лучшее предложение в своем сегменте. Новая российская машина имеет лучшие в классе характеристики по обеспечению безопасности: таких нет ни на одном региональном самолете, лучшие характеристики по стоимости эксплуатации - она на 10-15% ниже, чем у конкурентов, уровень комфорта SSJ100 также лучший в классе и соответствует ближнемагистральным самолетам.

На "Ле Бурже-2009" Михаил Погосян впервые на международной арене выступал в качестве руководителя двух ведущих российских компаний, работающих в сфере военной авиации, - АХК "Сухой" и РСК "МиГ". По его словам, на сегодня 20% мирового экспорта истребителей составляют самолеты марок Су и МиГ. Объединенный портфель заказов двух компаний - 8 млрд долларов. "Это хорошая база для того, чтобы уверенно двигаться вперед", - отметил Михаил Погосян.

Приоритетные военные программы двух фирм, составляющих бизнес-единицу "Военная авиация" в рамках ОАК, - это многофункциональные истребители поколения "4++" Су-35 и МиГ-35, фронтовой бомбардировщик Су-32 (экспортный вариант уже поступающего в ВВС РФ серийного Су-34), модернизированный фронтовой истребитель МиГ-29СМТ, палубные машины МиГ-29К/КУБ. Михаил Погосян сказал, что основная партия корабельных истребителей, которые должны составить авиагруппу авианосца Vikramaditya, будет передана Индии до конца 2009 года. Что касается тендера на 126 истребителей по программе MMRCA, в котором участвует МиГ-35, то, по словам Михаила Погосяна, Россия имеет хорошие шансы на победу в нем. В настоящее время два МиГ-35 готовятся к участию в демонстрационных полетах в рамках этого тендера.

Говоря о перспективах дальнейшего развития фирм "Сухой" и "МиГ" под эгидой одной команды управленцев, Михаил Асланович подчеркнул: "В перспективе мы придем не только к интеграции лучших технических решений, но и к совместным разработкам, которые будут вести "Сухой" и "МиГ" в рамках отдельных сегментов рынка военной авиационной техники".

Какими будут результаты такой интеграции, нам предстоит узнать в недалеком будущем. Учитывая большой опыт и потенциал, которые имеет Михаил Погосян в российском авиастроительном бизнесе, можно ожидать, что они позволят добиться дальнейшего прогресса в завоевании мирового рынка многофункциональных истребителей. Однако военное авиастроение все-таки не было главной темой российского участия в салоне Le Bourget 2009. Важные новости касательно новых контрактов на поставку российских боевых самолетов иностранным заказчикам Михаил Погосян обещал сообщить в ходе предстоящего салона "МАКС". А российский самолет пятого поколения ПАК ФА, по его словам, может стать темой для подробного обсуждения в 2010 году в ходе авиасалона Farnborough.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 июня 2009 года | Дайджест публикаций за 24 июня 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-35, МиГ-29, Су-34, МиГ-29СМТ, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина, Авиасалон, SSJ-100, Объединенная авиастроительная корпорация, Погосян Михаил, Ан-32, Самолетостроение, Выставки и конференции, Армавиа (Armavia), Авиализинг (в процессе тестирования)