О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Птица завтрашнего дня

Региональный лайнер Sukhoi Superdjet 100 вышел на финишную прямую забега за покупателями. Главная же завтрашняя надежда ОАК - ближне- и среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения МС-21 только разрабатывается

Главная на сегодня надежда отечественного авиапрома в сегменте гражданской авиации - региональный лайнер Sukhoy Superdjet 100 вышел на финишную прямую забега за покупателями. На ведущем мировом авиакосмическом салоне Le Bourget 2009 для всеобщего обозрения был представлен летный экземпляр машины, которая уже в конце года начнет поступать заказчикам. Главная же завтрашняя надежда ОАК - ближне- и среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения МС-21 только разрабатывается. Судя по заявлениям, сделанным в ходе парижского авиасалона, у его создателей нет сомнений, что лайнер поднимется в воздух в запланированный срок. Главный залог такой уверенности в условиях финансово-экономического кризиса - государственная поддержка. А она у МС-21 имеется.

Рассказывая о МС-21 в ходе пресс-конференции на Le Bourget, генеральный директор корпорации "Иркут" Олег Демченко заявил: "Я с уверенностью смотрю в будущее этого проекта потому, что у нас есть финансовые ресурсы. Чтобы было понятно, я зачитаю одну цитату: "На разработку и производство перспективных моделей МС-21 и Sukhoy Superdjet 100 следует сосредоточить усилия ОАК и средства государственной поддержки. К сему: Путин".

Всего, по словам президента Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова, на поддержку проекта авиалайнера МС-21 государство выделило 3,5 млрд долларов бюджетных средств. В течение 2008-2009 годов будет получено 10 процентов из них. И секвестрирование этой программы не предусматривается. Как отметил Федоров, такой поддержки со стороны государства не было с 90-х годов. Этот проект - ключевой как для ОАК, так и для России.

Соотношение расходования собственных и государственных средств на создание нового лайнера выглядит следующим образом: из бюджета планируется выделить 60 процентов денег, остальные 40 - средства корпорации "Иркут". По признанию Олега Демченко, ему бы очень хотелось, чтобы государство взяло на себя 90 процентов расходов на создание нового самолета, однако это вряд ли возможно.

Сроки реализации программы МС-21 жесткие. В 2015 году планируется сертифицировать самолет в России, в 2016-м - в Европе и начать продажи. А уже в 2010 году должно начаться подписание первых "мягких" контрактов с авиакомпаниями. На международном да и на российском рынке МС-21 предстоит конкурировать с продуктами двух основных производителей гражданских самолетов в мире - компаниями Boeing и Airbus. В пользу российского лайнера в данном случае играет то обстоятельство, что его продажи должны стартовать на четыре года раньше, чем поступят на рынок аналогичные самолеты нового поколения от Boeing и Airbus.

Для успешного продвижения на рынке проект МС-21, по словам Алексея Федорова, предполагает широкую международную кооперацию. Сейчас объявлен тендер на основные системы самолета: авионику и двигатели. Получены заявки от зарубежных и российских компаний и тендерная комиссия завершает их рассмотрение. Основные победители должны быть объявлены в августе, а окончательный выбор поставщиков планируется сделать до конца 2009 года. Как сказал Олег Демченко, при рассмотрении заявок на тендер предпочтение отдается фирмам, которые нашли партнеров среди российских предприятий авиаиндустрии. Формы сотрудничества возможны различные: создание совместных предприятий, работа по субконтракту.

По информации Алексея Федорова, по завершении подготовительного этапа создания МС-21 в 2010 году начнется рабочее проектирование, а затем и постройка опытных образцов. В свою очередь глава корпорации "Иркут" Олег Демченко заметил, что по МС-21 есть проработанный бизнес-план, согласно которому общий объем выпуска машин этого типа может превысить тысячу единиц. Он не сомневается, что удастся создать конкурентоспособный самолет. Однако пока неясно, насколько успешно удастся обслуживать парк МС-21 на протяжении всего жизненного цикла самолета. Надо отметить, что на "Иркуте" учли опыт АХК "Сухой" и развивают международную кооперацию не только в области комплектования самолета основными системами, но и в сфере сервисного обслуживания и маркетинга. По словам Олега Демченко, сейчас ведутся переговоры с компанией Lufthansa Technik о возможностях совместного обслуживания МС-21. Напомним, что в марте этого года Lufthansa Technik Logistik (LTL) была выбрана эксклюзивным поставщиком логистических услуг для самолета Sukhoy Superdjet 100. LTL будет управлять центрами распределения запасных частей SSJ100 по всему миру.

Также ОАК планирует создать совместное предприятие с иностранным партнером для продвижения самолетов МС-21 за рубежом. Аналогичное СП создано компаниями "Гражданские самолеты Сухого" и итальянской Alenia Aeronautica. Учитывая тот факт, что среди других европейских государств именно с Италией у России установились наиболее теплые отношения, а также опыт сотрудничества по проекту SSJ100, нельзя исключать, что партнером ОАК станет та же Alenia.

Говоря о других программах корпорации "Иркут", Олег Демченко сообщил, что в 2009 году завершатся поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МК в Алжир и Малайзию. Он не сказал, планируются ли в ближайшее время новые контракты на поставку Су-30МК, но заявил, что начались переговоры по глубокой модернизации ранее поставленных самолетов. "Прежде всего речь идет о постановке на платформу Су-30МК крылатой сверхзвуковой ракеты "БраМос", - уточнил руководитель "Иркута". - В этом году мы завершим технические переговоры и после реализации этой программы появится принципиально новый ударный самолет, которому не будет равных в мире".

Вместе с тем, как сказал Алексей Федоров, с реализацией проекта МС-21 "Иркут" в большей степени трансформируется в сторону создания гражданской авиатехники. Корпорация станет основным звеном бизнес-единицы "Коммерческая авиация", которую планируется создать в составе ОАК вместо двух независимых дивизионов гражданской и транспортной авиации, которые в соответствии с первоначальными планами должны были составлять ОАК наравне с дивизионом боевой авиации.

Формирование ОАК планируется завершить в течение 2009 года. Алексей Федоров сообщил, что процедура вхождения РСК "МиГ" в ОАК будет завершена в течение 3-4 месяцев, после чего начнется процесс слияния "Сухого" и РСК "МиГ".

Возвращаясь к проекту МС-21, надо отметить, что одна из наиболее сложных задач - создание силовой установки. Ведь машина изначально создается для продвижения как на внешний, так и на внутренний рынок, а значит, все ее составные части, в том числе и двигатели, изначально должны быть сертифицированы по европейским стандартам. Как рассказал в своем выступлении на конференции, приуроченной к празднованию 75-летия Пермского моторостроительного комплекса, руководитель ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев, заказчикам самолеты семейства МС-21 будут предлагаться с двумя вариантами двигателя: российским, созданным предприятиями ОАК, и зарубежным, который будет выбран в ходе тендера. К участию в конкурсе привлечены ведущие зарубежные компании, такие, как Pratt&Whitney, SAFRAN, General Electric, Rolls-Royce. Российский же двигатель, головным разработчиком которого является пермский "Авиадвигатель", создается широкой кооперацией профильных российских компаний. Помимо самого "Авиадвигателя" в этой работе задействованы Пермский моторный завод, УМПО, НПП "Мотор", НПО "Сатурн", СНТК им. Кузнецова, ММП им. Чернышева, ММПП "Салют", "Климов", институты ЦИАМ и ВИАМ, а также украинское ЗМКБ "Прогресс".

По словам Александра Иноземцева, задача перед отраслью сложная. По сравнению с существующими авиамоторами на новом двигателе необходимо снизить расход топлива на 10-15%, уменьшить стоимость жизненного цикла на 10-15%, а также обеспечить соответствие не только нынешним, но и перспективным экологическим нормам. Планы разработчиков по продвижению мотора не менее глобальные. Семейство турбореактивных двигателей тягой 9-18 тонн для пассажирской и транспортной авиации на базе унифицированного газогенератора должно завоевать не менее 10% мирового рынка авиационных ТРДД в классе тяг 12-16 тонн.

Выполнить эту задачу российской ОДК в одиночку, по всей видимости, не удастся. Поэтому к участию в проекте "Авиадвигатель" привлек Pratt&Whitney, давнего партнера и акционера пермского моторного комплекса. С Pratt&Whitney достигнуто соглашение о том, что он окажет содействие российской стороне в организации производственных процессов, в обеспечении системы качества, в сертификации двигателя по европейским и американским требованиям, будет участвовать в системе послепродажного обслуживания. Возможно также, что Pratt&Whitney примет участие в проектировании и изготовлении ограниченного числа деталей нового двигателя. Кстати, по словам гендиректора ОПК "Оборонпром", под эгидой которой создана ОДК, именно Pratt&Whitney стал бы для двигателистов наиболее "удобным" победителем тендера на зарубежный двигатель для МС-21....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка