О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мертвая петля для Чкалова

Гибель героя окутана пеленой тайны. Почему легендарный летчик, которого считали заговоренным, разбился во время рядовых испытаний?

Его имя носят не только города, улицы и площади, но также планета, остров и даже две горы в Антарктиде. Старшее поколение знает, что Валерий Чкалов в 1937 году осуществил исторический перелет на одномоторном самолете АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - США. Воздушное мастерство летчика-аса считается непревзойденным. А в американском городе Ванкувере ежегодно 20 июня отмечают день прилета чкаловского экипажа. Но гибель героя окутана пеленой тайны. Почему легендарный летчик, которого считали заговоренным, разбился во время рядовых испытаний?

Не самолет, а макет?

Этот дом на Земляном Валу можно было весь увешать мемориальными досками. Здесь жили самые выдающиеся люди страны. Прославленные летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков, композитор Сергей Прокофьев, музыкант Генрих Нейгауз, артист Борис Ливанов, скрипач Давид Ойстрах, художник Константин Юон, поэт Самуил Маршак, конструктор бомбардировщиков Владимир Мясищев, карикатуристы Кукрыниксы - всех не перечислишь.

- Наша семья живет в этом доме с 36-го года, - рассказывают сестры Чкаловы. - За стенкой всегда звучала прекрасная музыка - репетировал Ойстрах. Здесь очень хорошие квартиры. Кубатура комнат подобрана так, что дышится легко.

- Валерия Валерьевна, вы занялись архивами вашего отца только в 97-м году. Почему так поздно?

- Закономерный вопрос. Когда началась перестройка и дали свободу всем, включая СМИ, поднялась целая волна искажения фактов. И судьба Чкалова, конечно, не стала исключением. Некорректные публикации о перелетах, уже не говоря о гибели, заставили меня засесть за изучение архивов, чтобы иметь возможность с документами в руках доказать истину. В итоге родились две книги о Чкалове без грифа "секретно".

- Наверное, многие документы были засекречены?

- Конечно. Мне пришлось писать заявление на рассекречивание документов. Но поскольку мы с сестрой работали в "почтовых ящиках" и имели форму допуска к секретным документам, это было несложно.

- Вы сделали для себя какие-то открытия?

- К примеру, в фильмах, посвященных памяти отца, Владимир Коккинаки, к воспоминаниям которого мы относились с большим доверием, рассказывал, что он был свидетелем последнего полета Чкалова. И будто бы оба самолета поднялись на 2 тысячи метров, и летчики обменялись жестами: кто пойдет вверх, а кто - вниз. Тогда ведь не было радиосвязи. Но в архивах я нашла показания более 20 свидетелей, утверждавших, что самолет Чкалова не поднимался выше 500-600 метров. Иначе и быть не могло: у него в полетном листе было записано, что высота 500-600 метров, а на взлетно-посадочной полосе был выложен знак "посадка запрещена".

- За гибелью Героя Советского Союза последовал "разбор полетов". Учитывая, что события разворачивались в страшном тридцать восьмом, многие, наверное, поплатились свободой?

- Это было время массовых репрессий, в том числе и в авиационной промышленности. Но по факту авиакатастрофы, в которой погиб отец, посадили четырех человек: директора завода Усачева, начальник главка Беляйкина, заместителя главного конструктора Томашевича и начальника летно-испытательной станции (ЛИС) Парая.

- Но были и загадочные смерти. Одного человека, например, сбросили с электрички.

Валерия: Об этом случае рассказывал Георгий Филиппович Байдуков. Ведущий инженер этого самолета был допрошен в качестве свидетеля, а через неделю сброшен с электрички. Беляйкин, начальник главка, отсидел пять лет, освободился и на следующий день был убит. Есть и другие факты, которые нельзя объяснить. Например, в описи документов значатся фотографии с места гибели, но они пропали. В сталинском архиве эти документы вычеркнуты. Исчез допрос женщины, который был указан в сопроводительном письме Берии к Сталину.

Ольга: Есть вещи, которые наводят на мысль о том, что гибель отца не была случайна. Он ведь был вызван из отпуска на эти испытания. И мороз в тот день стоял минус 25 градусов. К чему такая спешка, когда самолета даже не было в плане Наркомата авиационной промышленности на следующий год? Возможно, директор завода сам хотел форсировать события, и необходимость в таком самолете была. Война в Испании показала, что наши самолеты в техническом отношении сильно отстают.

- Конечно, доводка самолетов проводится в процессе испытаний, но машина, на которой разбился Чкалов, была не просто "сырой", она была опасной. Не самолет, а макет.

Валерия: Что еще было странно: 12 декабря на аэродром приехали три сотрудника НКВД. Зачем? Мало того что накануне сотрудники НКВД предупреждали директора завода о том, что самолет не готов к испытаниям, как будто директор этого не знал. Берия в тот же день на основании донесения осведомителя пишет три одинаковых письма в три адреса: Сталину, Ворошилову и Молотову, где предупреждал их о том, что самолет, который должен испытывать комбриг Чкалов, не готов, у него 48 дефектов и возможна катастрофа самолета в воздухе. Это был выходной день, они все сидели по дачам, значит, только 13-го прочли и, если бы они хотели, чтобы летчик остался жив, должны были отложить испытания до исправления всех дефектов.

- Интересно, какие резолюции оставили адресаты?

- Только Ворошилов написал: "Запросить т. Кагановича Л.М". И все. Никаких срочных мер принято не было.

- Перед испытанием была снята одна бензиновая помпа - для облегчения веса. И представитель моторного завода Гинзбург сделал в формуляре запись о запрещении полетов на таком двигателе. Ему даже отказали в пропуске на аэродром, чтобы он не мог присутствовать при запуске. Когда началось разбирательство, к моторному заводу никаких претензий не было. И еще. В самолете нельзя было убрать шасси. Если бы Чкалов мог это сделать, у него появился бы шанс выжить.

Ольга: Непосредственной причиной катастрофы стала внезапная остановка мотора. Произошло переохлаждение. Самолет разбился. Мне кажется, если бы отца не выкинуло из кабины, не было бы таких ужасающих последствий. Отец был без сознания. У него были оторваны все внутренние органы. Жить оставалось час-два.

"Вы летайте, а мы будем делать свое дело!"

- В акте комиссии по расследованию катастрофы самолета И-180 делается вывод: "Гибель т. Чкалова является результатом расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности в работе завода".

Валерия: Существовали и другие документы, которые дали Георгию Филипповичу Байдукову право утверждать, что Чкалова фактически убили, обязав его вылетать на недоделанном самолете.

- А он не мог отказаться от этого полета?

Валерия: Отец частично знал про дефекты, но, конечно, не все. Например, о том, что сняли бензопомпу, его не поставили в известность. А отказаться он не мог. На этот вопрос всегда хорошо отвечал Байдуков: "Это служба. Если есть приказ, нужно подчиниться". Более того, в строго секретном приказе от 4 июня 1939 года, где речь идет о мерах по предотвращению аварийности в частях ВВС, написано, что Сталин якобы лично дал указание о запрещении Чкалову полетов вплоть до полного устранения дефектов, а летчик ослушался. В общем, сам виноват! Все это было не так. Сталин не предупреждал. Ворошилов фактически наврал.

- Была история, когда на первомайском параде в 35-м году он подошел к Чкалову и спросил, правда ли, что летчик летает без парашюта. Валерий Павлович ответил, что он испытывает уникальные самолеты и не хочет, чтобы они разбились. "Ваша жизнь нам дороже любой машины", - сказал вождь всех народов. Считалось, что Сталин любил вашего отца. Кстати, он ведь не отказался выпить с Чкаловым на брудершафт! Может быть, Сталин просто немного позавидовал молодому красивому летчику-герою?

Валерия: Отцу была поставлена планка, а он ее перерос. Он стал народным героем. Недаром Твардовский написал: "Изо всех имен больших, геройских, что известны нам наперечет, как-то по особому, по-свойски, это имя называл народ. Попросту - мы все его любили". В конце 37-го года отец был избран депутатом Верховного Совета. Избирался по Горьковскому избирательному округу. Сохранилось письмо отца в окружную избирательную комиссию, где есть такая интересная фраза: "ЦК ВКП(б) дал мне указание снять свою кандидатуру в других округах". То есть отца выдвигали во многих округах, что свидетельствовало о его огромной популярности. Он обладал редким обаянием, мог найти язык с любым человеком. Посол СССР в США Трояновский в своих воспоминаниях писал, что никаких проблем с выступлениями Чкалова не было: он всегда знал, что и как сказать, и даже менял тембр голоса.

- Он был очень мужественным человеком: ходатайствовал о людях, которые были арестованы. Мало кто решался на такой поступок.

Ольга: Герой Советского Союза летчик-испытатель Марк Галлай вспоминал, что, когда забрали двух механиков, отец поехал хлопотать за них, каким-то образом вытащил, посадил в свою машину и развез по домам. Другой случай: летчика Туржанского, которого выпустили после ареста, никуда не брали на работу. Отец оказался единственным человеком, который ему помог устроиться. Но однажды в НКВД ему сказали: "Вы летаете? Летайте! А мы делаем свое дело".

- Читала, что ему даже предлагали должность наркома НКВД. Страшно подумать, какой вес придало бы имя Чкалова карательной организации!

Ольга: В архивах этих документов нет, но, конечно, было бы величайшей подлостью так подставить своего любимца. Мама рассказывала, что отцу предлагали государственную должность, но он отказался.

Валерия: Отец, по словам мамы, в последнее время спал с пистолетом под подушкой. Кругом шли аресты. Забирали его близких знакомых и друзей. Посадили Туполева, Алксниса. С другой стороны, арестовывали жен. У секретаря Сталина, Поскребышева, забрали жену, позже отправили в лагерь супругу Молотова. Может быть, отец готовился защищать нашу маму. Во всяком случае, он не мог чувствовать себя в полной безопасности.

- На жизнь Валерия Чкалова были покушения?

Валерия: Нам достоверно известно о случае с патронами, которые подарили отцу, когда он собирался в отпуск на охоту. Но он не поехал, и их отдали родственнику. Ружье давало осечку, и в тот момент, когда стрелявший переламывал ствол, патроны летели в обратную сторону. Расчет был на потрясающую реакцию отца, который реагировал раньше, чем мог осознать происходящую ситуацию. А родственник оказался медлительным человеком, и это спасло ему жизнь.

- Чкалова называли воздушным хулиганом. Его и судили, и на гауптвахту сажали за рискованные маневры.

Валерия: Конечно, это было справедливо, потому что в армии есть устав. Но отец был прежде всего новатором. Все новое, что он привносил в авиацию, сначала тщательно взвешивал. Однажды долго обдумывал, возможно ли сделать обратную мертвую петлю. Ему очень хотелось совершить такой маневр, но он понял, что самолет развалится. Так что простым лихачеством он не занимался.

- А знаменитый пролет под мостом?

Ольга: Байдуков нам рассказывал, что у них было такое упражнение: ставили две вехи, а между ними натягивалась ленточка на высоте 3-5 метров, над которой нужно было пролететь не задев. Таким образом летчиков приучали отрабатывать точную посадку. Пролететь под мостом, конечно, сложнее, потому что это жесткая конструкция. Отец просто усложнил задачу. А на гауптвахте он сидел не раз. Когда он приехал из липецкой летной школы, где проходил повышение квалификации и завоевал первое место на показательных выступлениях, командир эскадрильи предложил: "Покажите, чему вы научились!" Отец показал. И именно в этот момент на аэродром въезжало высокое начальство. Сразу вопрос: "Кто летал?" - "Чкалов!" - "На гауптвахту!". А когда на десятилетие Октября ему разрешили на параде в Москве продемонстрировать все, что он умеет, его наградили денежной премией. "За что меня ругали здесь, я удостоен награды", - писал он маме.

Валерия: Это не трюки. Конструктор фирмы "МиГ" сказал об одной из чкаловских фигур высшего пилотажа: это было важно, чтобы понять возможности самолета. Но отец тогда служил военным летчиком, и начальство не хотело ЧП. Не у всех же была такая реакция, как у отца. Другие летчики мечтали попытаться повторить его маневр, а это могло закончиться несчастным случаем. Отец говорил, что должен быть готов к будущим боям, чтобы сбивать самому, а не быть сбитым. Эти слова есть в его письме, написанном в 28-м году, когда отцу было всего двадцать четыре. Кстати, все его письма написаны прекрасным почерком, хорошим литературным языком, без ошибок.

"Это тебе память…"

Валерия, названная в честь отца, унаследовала и внешнее сходство с ним. Младшая, Ольга, похожа на маму, Ольгу Эразмовну. Старший брат Игорь был отцовской копией. Все дети - Чкаловы.

- Почему вы не поменяли девичью фамилию?

- Мама не хотела, - говорит Валерия Валерьевна. - И у меня принцип, что жена берет фамилию мужа только по обоюдному желанию. Почему женщина должна терять свое лицо? Тем более когда мужчина перестал быть главой семьи.

- Может быть, легче жить с фамилией героя?

- Наверное, в чем-то да. Люди относились более внимательно. И если бы мы делали карьеру по общественной линии, фамилия бы помогла. Но у нас обеих была очень конкретная работа с "железками". Я окончила физфак Московского университета, а Ольга Валерьевна - Московский энергетический институт.

- У Чкалова был личный самолет?

Валерия: Когда отца выбрали депутатом в Горьковской области и в Чувашии, там дорог не было. Он прилетал на встречи с избирателями на самолете У-2, садился прямо в поле. И никогда не опаздывал. Если прилетал в родное село Василево, катал на самолете своих односельчан.

- Валерий Павлович не раз бывал на Западе. Он привозил вам заграничные подарки?

Валерия: Мне папа купил волшебной красоты платьице, оно сейчас в музее. Маме подарил духи "Мицуко". Остался пустой флакончик, но, если открутить пробочку, можно почувствовать запах. Из Америки папа привез чудесные пластинки Чайковского, Штрауса, Сибелиуса, Шаляпина. Дома была радиола, и мы слушали прекрасную музыку. Наша мама хорошо пела, у папы тоже был голос, баритон.

- Как он отдыхал?

Ольга: Много читал. Ездил на охоту. Любил посидеть за столом. И любой еде предпочитал пельмени. Когда папа прилетал на завод в Горький, его сестра Соня сразу бежала пельмени делать.

- Трудно быть женой летчика-испытателя. Ваша мама, наверное, перед каждым полетом переживала.

Валерия: Мама рассказывала, что они с отцом с молодых лет договорились: она не будет вмешиваться в его дела. И потом нельзя каждый день сходить с ума. Когда папа должен был лететь на Дальний Восток, мама не могла справиться с волнением, места себе не находила и поехала в Щелково на аэродром. Но, как правило, она не говорила о своих переживаниях. У нее был очень сдержанный характер.

- У мамы были предчувствия, что может случиться беда?

Валерия: Предчувствий не было. Папа собирался после полета к скульптору Менделевичу, а мама отправилась в поликлинику к врачу. Ведь скоро должна была родиться Оля. Только потом мама поняла, что люди вокруг уже знали о трагедии, но никто не решался сказать. Когда родилась Оля, мамина школьная подруга сказала ей: "Это тебе память".

Валерий Чкалов погиб совсем молодым. Ему было всего 34 года. Семье выделили машину с шофером и дачу в Серебряном Бору. Пенсию получали маленькую, потому что ее оформляли не по военному ведомству. Потом выяснилось, что вдове полагался знаменитый кремлевский паек, но узнала она об этом слишком поздно. Жили скромно. Ольга Эразмовна окончила курсы журналистики, немного писала.

Она была очень красивой женщиной, но скоротала вдовий век: ни один мужчина не выдерживал сравнения с Валерием Чкаловым. Она пережила своего мужа почти на 60 лет...
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка