Автор: Михаил Кукушкин
Опубликовано: 06.07.2009, 10:44
 

"Хуже не становится"

Финансовые проблемы у российских авиаперевозчиков начнутся осенью


Гражданская авиация России за первые пять месяцев 2009 года сократила перевозки пассажиров и багажа примерно на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют статистические показатели работы отрасли, обнародованные Федеральным агентством по воздушному транспорту (Росавиация).

На фоне усредненных цифр резко выделяются как авиакомпании - лидеры падения, так и чемпионы роста. Например, пассажиропоток компании "Атлант-Союз" в отчетном периоде сократился наполовину, а у компании "Глобус" этот же показатель увеличился в 8,5 раза. Эксперты считают, что в связи с некоторым улучшением общей ситуации в экономике, а также приходом традиционно "высокого" летнего сезона авиаперевозок отрасль вступила в сравнительно благополучный период, который продлится до конца лета - начала осени. Однако после завершения сезона отпусков, считают они, компании столкнутся с серьезными финансовыми проблемами, масштаб которых сейчас невозможно оценить.

Российские авиакомпании в январе-мае текущего года перевезли 14,115791 млн человек, сообщила Росавиация. Это на 19,4% меньше по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Статистика пассажирооборота (этот показатель наряду с количеством пассажиров учитывает и расстояние, которое они преодолели) демонстрирует такой же масштаб снижения: - 19,1%. Грузооборот в целом по отрасли упал на 20,2%.

Текущее состояние дел в гражданской авиации глава аналитической службы "АвиаПорт" Олег Пантелеев описал словами: "Хуже уже не становится". "В экономике наступило некоторое затишье, именно затишье, а не стабилизация, - сказал он вчера "Времени новостей". - В этих условиях те, кто так или иначе адаптировался к последствия первой волны кризиса, могут позволить себе традиционный летний отдых, а авиакомпании имеют возможность поправить свое финансовое состояние. Наиболее серьезные проблемы ожидают их после того, как сезон отпусков закончится. В обычной обстановке авиакомпании переживают осенне-зимний период на банковских кредитах. Однако сейчас финансовые учреждения либо вообще не будут готовы кредитовать авиаперевозчиков, либо смогут предложить лишь займы под ставку более 20% годовых, что для большинства компаний также неприемлемо.

Между тем пока самый большой спад в процентном отношении по количеству перевезенных пассажиров, по данным Росавиации, демонстрирует авиакомпания московского правительства "Атлант-Союз". За пять месяцев года она перевезла 230 тыс. пассажиров - это на 53,5% меньше, чем в прошлом году. Представитель "Атлант-Союза", пожелавший сохранить анонимность, объяснил это издержками перестройки. "Наша компания, которая до сих пор ассоциировалась с чартерными рейсами, переходит в настоящее время на новую бизнес-модель, - сказал собеседник. - Только 20% рейсов останутся чартерными, а основной объем работ мы будем делать на регулярных маршрутах. Для этого мы сейчас проводим кардинальное обновление парка, ожидаем поставку самолетов Boeing 737 для магистральных полетов и Ан-148 - для региональной сети. С учетом этих мер мы рассчитываем до конца года перевезти не менее 1,5 млн пассажиров". Наш собеседник также признался, что не понимает, откуда Росавиация взяла свои цифры. По данным самой авиакомпании, она перевезла "больше пассажиров".

Надо отметить, что некоторые компании, проводившие почти такую же перестройку, как "Атлант-Союз", добиваются поразительно непохожих результатов. "Глобус", дочерняя компания группы S7, в январе-мае 2009 года перевезла 851,3% пассажиров от показателя прошлого года. Созданная в 2007 году, она первое время занималась только чартерными перевозками. Только с декабря 2008 года руководство группы S7 доверило ей и регулярные маршруты. Впрочем, Олег Пантелеев не видит в рекордном росте "Глобуса" ничего удивительного. "Идет простое перераспределение объемов работ в рамках группы. Объемы флагмана группы - авиакомпании "Сибирь" - передаются "Глобусу", - сказал он "Времени новостей". Это наблюдение подтверждается отчетностью самой "Сибири": за пять месяцев она потеряла 35,7% пассажиров - гораздо больше, чем другие крупнейшие российские авиаперевозчики. Процесс передачи облегчается тем, что и "Сибирь", и "Глобус" летают под единой торговой маркой S7.

"Сибирь" входит в "большую пятерку" авиакомпаний, обеспечивающих перевозку 56,1% пассажиров в России. Кроме нее, там состоят "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК "Россия" и "ЮТэйр". Все эти перевозчики (кроме "Сибири") пережили спад спроса в пределах от 8 до 18% по сравнению с январем-маем 2008 года. Росавиация сообщает также, что довольно заметно снизился коэффициент загрузки на рейсах лидеров рынка. Например, у крупнейшей российской авиакомпании - "Аэрофлота" - он упал на 5,1 процентного пункта и теперь составляет всего 62,1%. То есть рейсы "Аэрофлота" в среднем заполняются чуть больше чем наполовину. "Это говорит о том, что "Аэрофлот" в условиях кризиса предпочитает не сокращать свой парк и маршрутную сеть, а также не прибегать к резкому снижению своих тарифов", - отмечает г-н Пантелеев.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 июля 2009 года | Дайджест публикаций за 6 июля 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Ан-148, Авиакомпания "Сибирь", Пантелеев Олег, Федеральное агентство воздушного транспорта, Глобус (Globus) (в процессе тестирования)