О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"ЭйрЮнион" умирает по частям. Авиакомпания "КрасЭйр" признана банкротом

В понедельник Арбитражный суд Красноярского края признал банкротом авиакомпанию "Красноярские авиалинии"

В понедельник Арбитражный суд Красноярского края признал банкротом авиакомпанию "Красноярские авиалинии" ("Красэйр"), удовлетворив, таким образом, заявления трех компаний - "ООО "ТД "Топливное Обеспечение Аэропортов", ОАО "Ильюшин Финанс Ко.", ООО "Финсервис". В частности, "Ильюшин Финанс" подал заявление о признании авиакомпании банкротом на основании долга в 92 млн руб. за два самолета Ил-96 и один Ту-204, поставленных в августе 2008 г.

"КрасЭйр" входила в число крупнейших авиаперевозчиков России (прим. 7-е место) и являлась головной компанией альянса "ЭйрЮнион", объединявшего до осени 2008 года пять российских авиакомпаний ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс"). С 28 сентября прошлого года из-за долгов за авиатопливо и наземные услуги в размере 800 млн долл. альянс фактически прекратил свое существование.

В декабре прошлого года в отношении "КрасЭйр" была возбуждена процедура банкротства - долги компании распространялись не только на поставщиков топлива, но и работников авиаперевозчика.

В декабре 2008 года транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невыплаты заработной платы сотрудникам "КрасЭйр". Сумма долга по состоянию на 1 декабря 2008 года составляла 302 млн рублей. После этого более 100 компаний подали заявления в Арбитражный суд Красноярского края о включении в реестр кредиторов авиакомпании. Общий объем претензий то тот момент составил 14 млрд 207,873 млн рублей. Эксперты не исключают, что сумма долга может вырасти в два раза.

Отметим также, что сегодня Арбитражный суд Красноярского края объявил конкурсное производство в отношении "КрасЭйр" для решения, в частности, проблем с кредиторами.

Из-за наличия большого списка кредиторов "КрасЭйр" краевой арбитраж несколько раз откладывал рассмотрение дела о признании авиаперевозчика банкротом. В частности, 6 апреля суд принял решение отложить рассмотрение дела до 21 мая, так как на тот момент не все заявленные требования кредиторов были включены в реестр требований. Первое собрание кредиторов должно было состояться только 20 апреля. Кроме того, на 6 апреля не был проведен анализ финансового состояния должника. В частности, в "КрасЭйр" до последнего момента утверждали, что задолженность перед "Ильюшин Финанс" составляет "всего" 60 млн руб., а не 92 млн руб. Суд на заседании 21 мая принял решение отложить рассмотрение дела о признании банкротом авиакомпании "КрасЭйр", поскольку временному управляющему компании было необходимо провести собрание кредиторов.

Компания "КрасЭйр" зарегистрирована 31 марта 1993 г, 51 проц. акций общества принадлежит государству.

В начале 2008 г гендиректор "Ростехнолгии" Сергей Чемезов обратился с просьбой к Владимиру Путину передать "Ростехнологиям" госпакеты акций "ЭйрЮнион" и указал на то, что госкорпорация может взять на себя процесс создания на базе "ЭйрЮнион" перевозчика, способного войти в тройку лидеров авиаперевозчиков в России и готового конкурировать на мировом рынке авиаперевозок. В.Путин поддержал Это предложение, и "Ростехнологии" приступили к аудиту.

В июле прошлого года "Ростехнологии" провели финансовый аудит авиакомпаний альянса "ЭйрЮнион", по итогам которого выяснилось, что у авиаперевозчика огромная финансовая задолженность, и что "ЭйрЮнион" продолжает нести значительные ежедневные убытки, связанные с операционной деятельностью. По словам С.Чемезова, общий долг пяти компаний авиаальянса летом 2008 г превышал 1 млрд долл. В августе 2008 года было принято решение создать на основе авиакомпаний "ЭйрЮнион", а также "Атлант-Союза", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургских авиалиний", "Саратовских авиалиний" и "Владивосток-авиа" новый альянс под названием "Росавиа".

По некоторой информации, еще 11 августа, не дожидаясь оформления прав собственности, "Ростехнологии" приступили к погашению кредиторской задолженности "ЭйрЮнион". Но в ряде СМИ сообщается о том, что "Ростехнологии" выплат не производят. Кроме того, после как самолеты компании "ЭйрЮнион" летом прошлого года фактически встали "на прикол" - поставщики топлива оказывались их заправлять из-за накопившихся долгов - сразу в нескольких аэропортах РФ скопилось огромное количество людей, ожидающих вылета. В.Путин распорядился оказать госфинансовую помощь авиаперевозку и расплатиться с поставщиками топлива. Однако это мера, понятно, не решала финансовых проблем авиаперевозчика и была направлена лишь на снятие социальной напряженности.

В феврале 2009 года Росавиация отозвала лицензию у "КрасЭйр", после чего транспортная прокуратура завела в отношении компании уголовное дело по факту невыплаты зарплат сотрудникам.

Кроме того, весной этого года суд начал процедуру банкротства "Домодедовских авиалиний" (прим. входит в "ЭйрЮнион").

Таким образом, заявление "Русской нефтяной компании", кредитора "Домодедовских авиалиний", было удовлетворено.

Не исключено, что в результате процедуры банкротства будет продано имущество авиаперевозчика, а саму компанию ликвидируют. Тем не менее, по предварительным оценкам, средств, вырученных от продажи, не хватит на то, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. По предварительным данным, задолженность "Домодедовский авиалиний" составляет 15 миллиардов рублей. При этом претензии к компании предъявили более 20 компаний.

Таким образом, следует ожидать и признания банкротом "Домодедовский авиалиний".

История краха "ЭйрЮнион" полна скандальных подробностей. Причиной банкротства авиаальянса стал не только рост цен на керосин летом 2008 г, но и ряд внутренних факторов. В частности, по данным Счетной палаты, топ-менеджеры компаний альянса оказывали финансовую помощь сторонним организациям, а также имитировали наличие крупных сумм на своих счетах, переводя средства между авиаперевозчиками.

Так, "Домодедовские авиалинии" осенью 2006 года стали поручителями по кредиту Альфа-банка кипрской компании Omosa Trading. С февраля 2007 года по октябрь 2008-го авиакомпания перевела около 21,4 миллиона долларов в счет погашения кредита. При этом банк не требовал от авиаперевозчика погашения кредита.

По данным на сентябрь 2008 года, Omosa Trading владела 10 процентами акций "Красэйр". Братья Александр и Борис Абрамовичи контролировали 40 процентов акций "Красэйр" и около 49 процентов ценных бумаг "Домодедовских авиалиний". Не исключено, что "Домодедовские авиалинии" оплачивали кредит одной из структур братьев Абрамовичей.

Между тем, часть ответственности за банкротство "ЭйрЮнион" лежит и на Росимуществе, и на Росавиации. В Счетной палате уверены, что чиновники в советах директоров авиакомпаний альянса не обеспечивали контроля за действиями руководителей. В частности, они не инициировали внесение поправок в устав, которые позволили совету директоров согласовывать и контролировать привлечение крупных кредитов и выделение средств.

Эксперты ранее заявляли, что лучшим выходом из ситуации с "ЭйрЮнион" может стать введение процедуры банкротства. Причем на процедуру банкротства, утверждали аналитики, может подать само государство как владелец контрольного пакета акций. У такого исхода есть несомненные плюсы. Компании избавляются от нежелательных социальных последствий для сотрудников - на выплату всех долгов накладывается мораторий. Параллельно вводится внешнее антикризисное управление, принимается программа оздоровления бизнеса, которая согласовывается со всеми кредиторами, и антикризисный менеджмент детально разбирается в причинах кризиса. Существовал и еще один путь- государство, в частности, в лице госкорпорации "Ростехнологии", могло бы выкупить долги компании. Но при этом необходимо оценить, насколько эффективно такое решение, сможет ли в дальнейшем работать компания и приносить прибыль. Если же решение о процедуре банкротства будет откладываться, то по сути это будет означать медленную смерть для альянса: в результате пострадает и коллектив, и кредиторы. Поэтому можно предположить, что с банкротством авиаперевозчика решено поторопиться....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка