Источник: газета «Финансовые Известия»
Автор: Артем Островский
Опубликовано: 08.07.2009, 17:07

Генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов: "Самый современный самолет не взлетит без нашего титана"


Вчера американская компания Boeing и ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма", интегрированная в государственную корпорацию "Ростехнологии", объявили об открытии совместного предприятия "Урал Боинг Мануфэктуринг" в городе Верхняя Салда в Свердловской области. Новый завод, оснащенный самым современным оборудованием и технологиями, будет заниматься механической обработкой титановых штамповок для самого передового самолета в современной гражданской авиации - Boeing 787 Dreamliner и для российских авиалайнеров.

О планах и направлениях нового СП в интервью корреспонденту "Известий" Артему Островскому рассказал генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Викторович Чемезов.

Сергей Викторович, всем хорошо известны страницы вашей биографии. Но чтобы в период кризиса втайне от всех за Уралом построить одно из самых современных предприятий в мире, да еще и совместно с американцами - это, по-моему, вершина мастерства! Как вам это удалось сделать?

У нас в России на этот счет есть очень точная поговорка - "Хороша ложка к обеду".

Действительно, мы, я имею в виду корпорацию "ВСМПО-Ависма" и американскую компанию Boeing, мягко говоря, не афишировали строительство, планируя приурочить открытие этого, как вы точно выразились, одного из самых современных в мире предприятий, а по некоторым оценкам, и самого современного в мире, к визиту президента США в Россию.

Думаю, мотивы наших действий очевидны и всем понятны.

Что касается идеи создания совместного предприятия "Урал Боинг", а именно так оно называется, то мы договорились с Boeing об учреждении СП еще в 2006 году, а в 2007 году подписали соответствующий договор. Процесс строительства нового завода, набора и обучения сотрудников и установки самых современных пятикоординатных станков занял два года.

Нам очень приятно, что мы успели подготовиться к открытию во время первого визита в Россию нового президента США.

Ведь наше СП - это союз лидеров бизнеса из России и США - госкорпорации "Ростехнологии", представленной мировым лидером в производстве титана "ВСМПО-Ависма", и мирового лидера в области авиастроения - Boeing.

Как промышленник, я считаю, что экономические связи играют не менее важную роль в развитии отношений между нашими великими державами, чем политические контакты. А в некоторых случаях даже предопределяют их. И мы гордимся тем, что вносим свой вклад в развитие взаимовыгодных экономических отношений между нашими странами.

А для чего "ВСМПО-Ависма", мировому лидеру в производстве титана, создавать совместное предприятие с американской Boeing?

Дело в том, что самый современный самолет Boeing - 787 Dremliner никогда не взлетит без нашего российского титана - самого легкого и самого прочного металла. Российский титан "летает" и на всех других самолетах Boeing: 737, 747, 767, 777 и, конечно же, в современных моделях российских самолетов.

С компанией Boeing портфель заказов у нас согласован и оформлен долгосрочными контрактами до 2015 года. Уже выполнены контракты на миллиарды долларов США. Мы не подводим Boeing, и Boeing никогда не подводил нас. Надеюсь, что так будет и в будущем! Совместными усилиями Boeing, "ВСМПО-Ависма" и "Ростехнологий" был создан мощный взаимовыгодный альянс. Он способен решать самые сложные производственные задачи XXI века с помощью самых современных технологий и на уровне мировых стандартов качества.

Торговать титановыми слитками - дело нехитрое, а самое главное - неприбыльное. Поэтому с момента начала своего сотрудничества с Boeing ОАО "Корпорация "ВСМПО-Ависма" планомерно двигалось в направлении перехода к производству и реализации продукции более глубокого передела с высокой добавленной стоимостью. Создание комплекса по механической обработке и является логичным продолжением этой политики.

А почему именно в рамках СП?

Дело в том, что мы пока не обладаем достаточным опытом в области механообработки, который нам необходим, и еще потому, что без совместного предприятия нам было бы трудно получить такие станки и другое оборудование.

Вчера мы открыли самый современный механообрабатывающий комплекс в мире. В нем установлено новейшее уникальное оборудование. Используемые на "Урал Боинг" технологии позволят корпорации, помимо прочего, получить ценный опыт по механической обработке титана и в ближайшем будущем перейти к выпуску штамповок с финишной обработкой. Во всяком случае такова наша ближайшая цель.

Сергей Викторович, а что собой представляет это уникальное оборудование?

Это самые современные пятикоординатные станки фирмы MAГ - "Цинциннати" для труднообрабатываемых материалов, таких как титан. Одним словом - хайтек. Не хочу утомлять техническими терминами. Скажу лишь, что станки позволяют выточить из титановой плиты шар с точностью до одной трети толщины человеческого волоса. Думаю, что этого вполне достаточно, чтобы оценить их потенциал.

Однако главное еще и в том, что прежняя администрация США, ссылаясь на ранее действовавшие запретительные меры, неоднократно отказывала в экспорте современного оборудования в Россию. Президент Обама своим решением отменил эту дискриминацию. Мы благодарны ему за такой шаг.

Сергей Викторович, уверен, вы не раз слышали мнение о том, что, закупая в России более 40% необходимого ей титана, американская компания Boeing якобы садится на так называемую российскую "титановую иглу". Что вы об этом думаете?

Это не так. Не следует забывать, что Россия является не только поставщиком титана, но и поставщиком знаний, опыта и идей, необходимых для производства современной американской авиационной техники. Например, в американских офисах Boeing и в представительстве в Москве трудится целый штат высококвалифицированных сотрудников, принимающих непосредственное участие в разработке и производстве того же Dreamliner.

Это неудивительно. Сегодня трудно представить конкурентоспособный высокотехнологичный продукт, созданный вне международной кооперации. Тот же российский самолет Sukhoi Superjet 100, мировая премьера которого состоялась совсем недавно в рамках авиасалона в Ле Бурже, создан в сотрудничестве с итальянской компанией Alenia Aeronautica и в кооперации с компанией Boeing. Среди поставщиков основных систем Superjet - французские Snecma и Thales, немецкий Liebherr, американский Honeywell и другие ведущие западные компании и фирмы.

Какие задачи стоят перед СП и как оно будет интегрировано в производственную цепочку "ВСМПО"?

"Урал Боинг" будет осуществлять первичную механообработку титановых штамповок, которые изготавливаются на "ВСМПО-Ависма", и, что очень важно, в непосредственной близости от СП. Окончательная их обработка планируется на заводе Boeing в Портленде, США, и на других обрабатывающих предприятиях субподрядчиков. Кроме того, образующаяся при механической обработке титановая стружка будет сразу же отправляться обратно в "ВСМПО-Ависма" на переработку. Это позволит создать уникальную цепь замкнутого цикла для поддержки производства титановых полуфабрикатов, штамповок и других видов продукции.

Так что мне хочется пожелать новому предприятию слаженной работы и новых контрактов. Нам с вами, я имею в виду как российскую, так и американскую сторону, - новых моделей авиационной и космической техники, разумеется, с применением российского титана, а также самых современных американских и российских технологий.

Справка "Известий"

Государственная корпорация "Ростехнологии", созданная в ноябре 2007 года, призвана содействовать российским организациям различных отраслей промышленности в разработке, производстве и реализации на внутреннем и внешних рынках высокотехнологичной продукции, в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники и во внедрении в производство передовых технологий в целях повышения уровня отечественных разработок, сокращения сроков и стоимости их создания. В состав ГК "Ростехнологии" входят ФГУП "Рособоронэкспорт", ОПК "Оборонпром", ЗАО "РусСпецСталь", корпорация "ВСМПО-Ависма", ОАО "АвтоВАЗ" и другие структуры.

Корпорация "ВСМПО-Ависма" - крупнейший в мире производитель титана - слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Является крупнейшим российским партнером компании Boeing, поставляя более 40% всей титановой продукции. "ВСМПО-Ависма" является интегрированной структурой государственной корпорации "Ростехнологии".

Компания Boeing является ведущей мировой авиакосмической корпорацией и крупнейшим производителем пассажирских самолетов. Кроме этого, Boeing разрабатывает и выпускает военные вертолеты, электронные и оборонные системы, ракеты, спутники, современные информационные системы и системы связи. Boeing занимает лидирующие позиции в области противоракетной обороны, пилотируемых космических полетов и услуг по запуску космических аппаратов. Компания также предоставляет комплекс различных услуг в сфере поддержки и послепродажного обслуживания авиатехники.

Заказчики компании находятся в более чем 90 странах мира. По объемам продаж Boeing является одним из крупнейших экспортеров в США.

Компания Boeing, со штаб-квартирой в г. Чикаго, насчитывает более 160 000 сотрудников в 70 странах мира. С 1992 г. Boeing тесно сотрудничает с предприятиями российской авиационно-космической промышленности, информационно-технологическими компаниями и авиакомпаниями. В конструкторском центре компании по контрактам работает 1200 инженеров из ведущих российских предприятий.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 8 июля 2009 года | Дайджест публикаций за 8 июля 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Корпорация ВСМПО-АВИСМА, Рособоронэкспорт, SSJ-100, ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ОБОРОНПРОМ", Чемезов Сергей, Компания Boeing в России и СНГ, Ростехнологии, Самолетостроение (в процессе тестирования)