О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Что русскому хорошо

Индийцы признали бракованными половину российских авиационных ракет

16 июня издание The Indian Express опубликовало материал о проверке местной счетной палатой (Comptroller and Auditor General, CAG) вооружения военно-воздушных сил Индии. Аудиторы пришли к выводу, что половина ракет класса "воздух-воздух" Р-77 (в экспортном варианте - РВВ-АЕ) российского производства оказались бракованными, что повлияло на их эксплуатационную готовность. Под прицелом контролеров оказались фактически самые новые и совершенные в своем классе ракеты, которые, по признанию западных специалистов, превосходят даже их аналоги. Индийским военным Р-77 также в свое время пригодились, хотя "болезнь", о которой стало известно только сейчас, по их словам, оказалась давней. Но российская сторона утверждает, что в данном случае речь идет не о качестве ракет, а об очередной попытке конкурентов дискредитировать их.

Судя по опубликованной в индийской газете информации, представители CAG, естественно, не занимались испытанием российских ракет, а, может, даже и не видели их вообще. Все выводы комиссии опираются на архивные данные ВВС Индии, согласно которым значительная часть ракет не наводилась на цели во время испытаний, а другая еще на этапе проверки на земле признавалась непригодной к эксплуатации из-за своего состояния, хотя до окончания срока их хранения было еще далеко.

Таких ракет в индийском арсенале оказалось почти пятьдесят процентов. При этом, как подчеркивает издание, покупалось это вооружение примерно по 2 миллиона индийских рупий (около 400 тысяч долларов США) за единицу. Россия начала поставлять индийцам Р-77 в 1996 году. После окончания Каргильской войны с Пакистаном, по утверждению The Indian Express, индийская сторона заказала еще около двух тысяч таких ракет. Тысяча из них была поставлена ВВС.

Ракеты используются в качестве вооружения индийских боевых самолетов Су-30МКИ, МиГ-29 и МиГ-21. Во время той же Каргильской войны в 1999 году Р-77 индийцам очень пригодились, поскольку, по утверждению самих военных, благодаря этому вооружению им удавалось удерживать пакистанские истребители F-16 на значительном расстоянии от спорных территорий. Удалось ли нанести пакистанцам реальные боевые потери с помощью Р-77 - сказать сложно, поскольку Исламабад свое участие в двухмесячном конфликте до сих пор отрицает. Сама Индия после окончания войны объявила о потере пятисот человек убитыми, а также о двух своих сбитых самолетах, МиГ-21 и МиГ-27, и одном вертолете Ми-17.

Р-77 (РВВ-АЕ)

Длина - 3600 мм
Диаметр - 200 мм
Калибр - 200 мм
Стартовая масса - 175 кг
Макс. дальность пуска - 80 км
Мин. дальность пуска - 0,3 км
Скорость - 4,5М


То, что индийская авиация продолжила закупать российское вооружение после окончания войны, само по себе говорит о том, что особых претензий к их качеству у нее не было. Это же подтверждает и бывший главком ВВС Индии маршал Сринивасапурам Кришнасвами, прокомментировавший этот случай журналистам.

По словам Кришнасвами, "когда ракеты были закуплены, они были лучшими в мире, вооружением мирового класса, которого не было ни у одной другой страны". Однако маршал выразил сожаление, что Индия до сих пор не располагает собственным мощностями для испытаний таких ракет, а поэтому такие работы должны были проводиться в России. Тем не менее, как отметил Кришнасвами, факт того, что ракеты "работают не так, как хотелось бы", является известным и далеко не новым. Кроме этого, по словам маршала, индийским военным не хватает запчастей к ним.

Посетители, успевшие оставить свои комментарии под заметкой на сайте индийской газеты, уже успели "повесить все шишки" за неисправность ракет на производителя. Один из читателей, подписавшийся как Somreet, пишет: "Все, что Индия покупает у русских, легко выходит из строя и очень ненадежно, так зачем нам покупать такое вооружение? Мы должны больше зависеть от нашей местной продукции, улучшать ее финансирование и продвигать только отечественную продукцию. Если ситуация не изменится, у нас не будет достаточного количества боеприпасов, когда они нам будут нужны. Министерство обороны со своей стороны должно серьезно задуматься об этом, причем, очень быстро".

Стоит отметить, что Индия не первое десятилетие развивает собственную оборонную промышленность, но назвать этот процесс успешным можно лишь с большой натяжкой. Взять, к примеру, основной боевой танк Arjun. Индийцы работают над ним уже тридцать лет, но пока сами же военные всеми силами тормозят его приемку, предпочитая покупать российские Т-90. К чести последних, они не ломаются прямо на испытаниях.

Ракеты "БраМос", которые можно назвать более удачным проектом, разрабатываются при участии российских специалистов. И даже первая атомная подводная лодка "Арихнат" собственной постройки, которую индийцы планируют спустить на воду в конце июля, также имеет "русские корни" - она создавалась на основе советской субмарины проекта 670 "Скат". Большим количеством отечественных самолетов и вертолетов на вооружении своей армии индийцы также пока похвастаться не могут и предпочитают им российскую технику.

Еще один читатель The Indian Express, называющий Россию "ненадежной с точки зрения контроля качества" страной, приводит в пример МиГи, которые "падают с неба". Действительно, самым "падающим" самолетом ВВС Индии можно назвать МиГ-21. Самолет, мягко говоря, далеко не новый, серийное производство которого завершилось в 1986 году. И хотя в 1998-2005 годах более ста индийских истребителей прошли модернизацию в РСК "МиГ", несложно догадаться, что любая техника имеет свой разумный предел эксплуатации. Что же касается единственного Су-30МКИ, который разбился в Индии сравнительно недавно, то сами военные признали, что это произошло по вине пилота, а не из-за технической неисправности.

Управляемые авиационные Р-77, которые стали причиной очередного индийско-российского скандала в области ВТС, в свое время оценили не только покупатели, но и западные специалисты. Ракета, разрабатывавшаяся примерно с 1985 года ГосМКБ "Вымпел", была впервые представлена на авиашоу в Москве в 1992 году. По словам руководителя "Вымпела" Геннадия Соколовского, она может использоваться не только против самолетов, но и против других управляемых ракет класса "воздух-воздух", таких как AMRAAM и AIM-54 Phoenix, вооружения комплексов ПВО Patriot и крылатых ракет.

У западных журналистов новая ракета сразу же получила кличку "Амраамский" (AMRAAMSKI). Очевидно, она происходит от названия западного аналога этого вооружения AMRAAM, которому наши иностранные коллеги придали русское звучание. Не исключено, что в честь главного конструктора "Вымпела", фамилия которого также заканчивается на "-ский".

AIM-120 AMRAAM

Длина - 3660 мм
Диаметр - 178 мм
Стартовая масса - 150,7 кг
Макс. дальность пуска - 50 км
Скорость - 4М


Сравнение с AMRAAM здесь действительно уместно. По утверждению Федерации американских ученых, Р-77 "в некотором отношении" является ее аналогом, хотя и более чем в два раза превосходит AMRAAM по дальности поражения целей (90-100 километров). Отметим, что это касается старых модификаций AMRAAM, поскольку более новые и перспективные ракеты по этому показателю превосходят российскую Р-77. Впрочем, российские специалисты, судя по появляющейся в СМИ информации, также продолжают работать над совершенствованием своего детища.

Ракеты Р-77 покупают не только индийцы. Как пишет в своей статье, опубликованной в журнале "Профиль" в конце 2008 года, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, "РВВ-АЕ закуплены Алжиром, Малайзией, Венесуэлой, Йеменом, Перу и, возможно, Вьетнамом, Индонезией и Эритреей".

Предположений по поводу того, что именно случилось с ракетами российского производства, которые были поставлены Индии, можно выдвинуть как минимум несколько. Не исключено, что все дело в заводском браке. Но в таком случае как минимум удивительно, что другие покупатели Р-77 не выдвинули никаких претензий по этому поводу. С другой стороны, известно, что индийский климат для военной техники весьма неблагоприятен, что, по утверждению военных, вынуждает их прибегать к изощренным методам ее обслуживания, хотя и это не всегда помогает. В каких условиях хранились ракеты - об этом остается только догадываться.

Российская сторона уже успела прокомментировать последнюю публикацию в индийских СМИ. В частности, как сообщил "Интерфаксу" представитель оборонно-промышленного комплекса, российские разработчики и производители ракет Р-77 (РВВ-АЕ) не получали информацию от индийских партнеров о возможном браке изделия.

Кроме этого, по мнению представителя корпорации "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ), которого цитирует "Коммерсант", "претензии к качеству ракет РВВ-АЕ действительно возникали в ходе поставок самых первых партий - вплоть до 2003 года", но специалисты "Вымпела" в течение последних лет "разработали и внедрили целый комплекс мероприятий по повышению надежности и качества ракет".

"Последние испытания и стрельбы, проведенные на индийских полигонах, в полной мере продемонстрировали высокую боеготовность и надежность ракет РВВ-АЕ", - отметил представитель КТРВ.

Он также отметил, что в данном случае, скорее всего, имеет место лоббирование интересов конкурирующих производителей. В частности, в министерстве обороны Индии существуют лоббистские группы, ориентированные на разных поставщиков. И здесь, полагает представитель КТРВ, речь идет о попытках одной из них публично скомпрометировать российскую продукцию, чтобы пролоббировать крупную закупку аналогичных ракет AIM-120 AMRAAM....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка