О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Искры вокруг керосина?

СБ Украины заявила о возбуждении уголовного дела против СП "Кребо" "по факту незаконной передачи в собственность коммерческой офшорной фирме 26 объектов централизованной заправки самолетов, принадлежащей аэропорту "Борисполь"

Бизнес в Украине - дело крайне нескучное, это подтвердит любой инвестор. Одни особенности рейдерства чего стоят! Да и термины "крыша", "выемка документов" добавляют если не оптимизма, то точно бодрости.

В последнее время "заряд активности" получил крупнейший оператор рынка авиатоплива - совместное предприятие "Кребо". Сначала ему попробовали закатить беспрецедентный штраф, затем - публично обвинили в краже. Причем обвинителем стала, ни много ни мало, Служба безопасности Украины, публично заявившая о возбуждении уголовного дела "по факту незаконной передачи в собственность коммерческой офшорной фирме 26 объектов централизованной заправки самолетов, принадлежащей аэропорту "Борисполь".

В заявлении спецслужбы утверждается, что "из-за незаконно присвоенного указанного имущества государство потеряло более 30 млн. гривен (без учета недополучения прибыли от использования этого имущества)". В сообщении приводится и длинный перечень объектов - это и резервуарный парк, и пункт приема авиатоплива, и трансформаторная подстанция, насосная станция, производственный корпус и проч. В общем, звучит впечатляюще.

Отчитались и о проведении обысков в Киеве, Кременчуге и Борисполе, в результате чего "изъяты документы, которые подтверждают незаконное завладение имуществом аэропорта".

К сожалению, сотрудники компетентных органов позабыли упомянуть маленькую деталь: все вышеперечисленные объекты само ЗАО "Кребо" и построило, причем именно для работы в аэропорту "Борисполь"…

Как не без иронии заявил руководитель "Кребо" Петр Столяр, у пострадавшего, то есть самого аэродрома, претензий как не было, так и нет. Более того, 28 июля с.г. государственное предприятие "Международный аэропорт "Борисполь" четко заявило, что не имеет никакого отношения к проектированию, финансированию и строительству всех объектов комплекса "Склад централизованной заправки самолетов".

Зато какой красивый обыск получился - в лучших традициях!

По сообщению компании, 22 июля 2009 года сотрудники СБУ провели обыски в офисах "Кребо" в Киеве, Кременчуге и Борисполе, "изъяли тонны документации в офисах "Кребо".

Заодно, как отметили ее юристы, "действия сотрудников управления СБУ по г. Киеву и Киевской области едва не привели к остановке работы главного аэропорта Украины. Под прикрытием незаконного решения Бориспольского райсуда, полученного на основании заведомо ложного представления следователя, сотрудники СБУ одновременно захватили топливозаправочную службу ЗАО СП "Кребо" в аэропорту "Борисполь" и два здания офисных помещений в г. Кременчуге, в результате чего была парализована работа компании. В результате была создана угроза остановки работы заправочной службы в аэропорту в пик авиаперелетов. Только усилия работников службы "Кребо", вынужденных работать под дулами автоматов спецподразделения "Альфа", спасли Украину от международного скандала, который неизбежно возник бы в случае остановки заправки самолетов в аэропорту "Борисполь".

Под угрозой невылета находился даже самолет вице-президента США Джозефа Байдена, завершавшего официальный визит в Украину 22 июля 2009 года"…

Относительно последнего пункта компания явно выжимает слезу: при необходимости этот самолет и ведрами через лейку заправили бы сами эсбэушники (хотя скандал с американским Госдепом получился бы не детский).

Но вот остальное, увы, правда…

Ежесуточно "Кребо" предоставляет услуги по заправке 400-450 тонн авиатоплива, и сбой в ее работе может привести к срыву более половины рейсов "Борисполя". Что, мягко говоря, не есть хорошо…

Кстати, в реальности в конце июля аэропорт несколько дней балансировал на грани срыва поставок топлива. Были срочно проинформированы президент и премьер.

Вдобавок, скандал сразу вышел на международный уровень. Дело в том, что полное название компании - ЗАО "Совместное украинско-голландское предприятие "Кребо", и ее основным акционером является нидерландская фирма Movida NV. Она собирается информировать органы власти Нидерландов о ситуации, а при необходимости - и защищать вложенные инвестиции в строительство в международных судах. Благо, что это прямо предусмотрено соглашением о содействии и взаимной защите инвестиций между Украиной и Нидерландами, ратифицированным Верховной Радой 26 февраля 1997 года.

Вообще ситуация с обвинениями достаточно странная. За последние 15 лет СП "Кребо" за счет собственных средств, без единой копейки государственного финансирования развивало заправочный комплекс, строило новые объекты, которые затем в установленном порядке вводились в эксплуатацию и на законных основаниях оформлялись в собственность СП "Кребо". Ни у кого никаких вопросов это не вызывало. И вдруг - бац!

Вот такие "приключения" и создают Украине устойчивую репутацию "зоны рискованного ведения бизнеса".

Компания утверждает, что нынешнее дело просто развалится и будет закрыто. Напротив, незакрытое уголовное дело хорошо как инструмент давления на руководителей "Кребо" с целью заставить отдать бизнес заказчикам этого дела. Председатель правления "Кребо" Петр Столяр публично заявил: "Мне кажется, что СБУ хочет остановить деятельность компании и перераспределить этот бизнес между другими бизнесовыми структурами". Кстати, с начала года компанию буквально захлестнул вал проверок…

Нефтерынок привычно перебирает варианты - кому это выгодно? Речь идет о примерно 20% рынка авиатоплива Украины. Конкуренты известны: это "Лук Авиа Ойл" (предприятие "Лукойла"), "Укртатнафта", контролируемая группой "Приват", и "ТНК-Авиа" ("дочка" "ТНК-ВР").

Особого внимание экспертов удостоилась "Укртатнафта", стремительно ворвавшаяся на рынок авиатоплива в Борисполе в прошлом году за счет снабжения крупнейшей украинской авиакомпании - "Аэросвита".

Сами конкуренты ситуацию не комментируют, что естественно. Теоретически можно было подождать и посмотреть, кто на скандале укрепится. Но это слишком уж оригинальный способ проверки.

"Кребовцы" так поступать явно не собираются. Председатель правления резко заявил, что ЗАО СП "Кребо" не сомневается в том, что в Украине существуют суды, которые, в отличие от СБУ, не выполняют заказов на захват бизнеса.

Подготовлен и иск к СБУ о защите деловой репутации от вреда, причиненного распространением информации на официальном веб-сайте СБУ.

29 июля 2009 года ЗАО СП "Кребо" подало в следственные и прокурорские органы ходатайство о немедленном закрытии уголовного дела, добавив материалы, безоговорочно свидетельствующие о самостоятельном строительстве этой компанией собственной топливозаправочной службы в аэропорту "Борисполь".

Со своей стороны, ЗАО СП "Кребо" ведет собственное расследование с целью выявить заказчика рейдерской атаки. И обещает после "получения неопровержимых доказательств" эту информацию обнародовать.

Дело не в воинственности - кому охота ссориться с СБУ? Просто компания хотела бы объективно разобраться и установить правомерность получения предприятием в собственность имущества и ведения хозяйственной деятельности в аэропорту и положить конец дестабилизации ситуации вокруг этого стратегического объекта.

Заправка самолетов - дело достаточно прозаическое, и в чем компания точно не заинтересована, так это в скандальной славе. На топливозаправках не зря пишут "огнеопасно".

Кстати, остается непонятным, как СБУ собирается обеспечивать безопасность тех же "литерных" рейсов президента и премьера, не говоря о визитах глав и официальных лиц других государств, публично шельмуя при этом единственную допущенную к этой "святая святых" топливозаправочную компанию.

Украине нужен надежно функционирующий аэрокомплекс, де-факто являющийся "воздушными воротами" страны, а не скандалы вокруг него. Или кто-то с этим не согласен?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Зеркало Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка