О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпанию "Мавиал" на Колыме "потопили" осознанно

Конкурсного управляющего ФГУП "Авиакомпания "Магаданские авиалинии" собрались отстранить от работы. Его деятельностью недовольны контролирующие ход конкурсного производства структуры

Конкурсного управляющего ФГУП "Авиакомпания "Магаданские авиалинии" собрались отстранить от работы. Его деятельностью недовольны контролирующие ход конкурсного производства структуры, сообщает РИА PrimaMedia.

7 миллионов 884 рубля выручили в результате торгов по продаже имущества авиакомпании "Магаданские авиалинии". Пятый аукцион состоялся в июне и оказался весьма продуктивным, несмотря на проблемную экономическую ситуацию в стране в целом и на Колыме в частности. В результате мероприятия удалось реализовать 5 единиц автотранспорта и планер (самолет без двигателя ИЛ-76ТД).

Несмотря на это, количество кредиторов сегодня составляет 700 юридических и физических лиц, а общий долг предприятия перед гражданами, компаниями, государственными службами и ведомствами (в части налогов и иных обязательных платежей) достиг 700 миллионов рублей.
53 миллиона рублей - общая сумма задолженности по заработной плате перед бывшими сотрудниками авиакомпании "Мавиал". 515 человек уже отчаялись получить от банкрота некогда трудом заработанные средства.

В прошлом мощная региональная компания с налаженной сетью авиамаршрутов и собственным парком летных машин - сегодня "Мавиал" продает все свое имущество, чтобы погасить огромные долги. Рыночная стоимость нажитого компанией-банкротом составляет более 230 миллионов рублей (и это без учета воздушных судов и авиадвигателей). В общем, даже при полной распродаже имущества погасить все долги не удастся.

Взысканием задолженности в рамках исполнительных производств занимается Управление Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области, но они уже давно не делились результатами проделанной работы со средствами массовой информации, всякий раз ссылаясь, что их действия с момента объявления предприятия банкротом и назначения конкурсного управляющего - ограничены законом "О банкротстве". Странно, но полномочия их расширены иными нормативными актами, к примеру, "Об исполнительном производстве". Вероятно, они решили бросить камень в огород законотворцев?..

- Проблема в том, что имущество авиакомпании продается очень плохо, поэтому мы и не можем погасить все долги предприятия, - сообщил в интервью региональным СМИ конкурсный управляющий Виктор Радский. - Все здания и сооружения, выставляемые на аукцион в хорошем состоянии, но покупателей они, к сожалению, не привлекают. Может быть, это связано с кризисом, ведь сейчас люди пока не спешат приобретать недвижимость и вкладывать деньги.
С декабря 2008 года по апрель 2009-го состоялось четыре уже аукциона. Наиболее удачными оказались предпоследние и последние торги, ведь были подали хотя бы заявки, чего не скажешь о первых трёх, - подметил конкурсный управляющий Виктор Радский.

По результатам четвертого аукциона, прошедшего 30 апреля 2009 года, нашлись покупатели на здание техслужбы и два автомобиля. Сумма вырученных средств составила около 2 миллионов рублей. И этого, безусловно, мало для ликвидации даже задолженности по заработной плате перед сотрудниками некогда стабильно развивающегося предприятия Колымы. Почему же администрация Магаданской области во главе с губернатором, некогда, оказывавшие активную поддержку авиакомпании, сегодня нехотя интересуются течением дел и проявляют минимальную инициативу для решения всех возникших проблем?

А ведь если бы ситуация была вовремя взята под особый, так называемый личный контроль руководством региона, то подобной проблемы могло попросту не возникнуть. В 2006 году совет директоров Открытого акционерного общества (ОАО) "Аэрофлот" принял решение о создании в Магаданской области филиала крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Уже на тот момент они рассматривали в перспективе процедуру выкупа у компании-банкрота трёх самолетов марки Ту-154М для работы по самому популярному направлению Магадан-Москва-Магадан. Дополнительно решался вопрос с приобретением большей части имущества и даже созданием регионального филиала компании "Аэрофлот". Но предприятие приобрело только один самолет, а спустя несколько месяцев, приступило к модернизации всего авиапарка. По этой причине в марте 2009 года авиакомпания приостановила на месяц полёты во всех направлениях, чтобы вернуться на Колыму с новой техникой.

Слухи наполняли регион ежедневно. Некоторые полагали, что "Аэрофлот" покинул северную землю навсегда из-за не перспективности работы в регионе. Другие высказывали предположения, что это лишь затишье перед бурей и, после перерыва, они возьмут бразды правления в свои руки. Но, вернувшись через месяц с современными "Боингами", авиакомпания, когда-то строившая грандиозные планы, вовсе сдала позиции. Сегодня "Аэрофлот" выполняет один рейс в неделю по маршруту Магадан-Москва-Магадан. В момент спада на рынок пришла "Трансаэро", а лидирующее место оказалось у авиакомпании "Якутия", выполняющей ежедневные рейсы во многих направлениях не только по России. Увы, но у этих воздушных перевозчиков сегодня отсутствуют планы по приобретению имущества банкрота даже в целях благотворительности.

А ликвидного товара в арсенале предприятия ещё больше, чем достаточно. Только вот кому нужно в маленьком регионе, численностью порядка 140 тысяч человек, самое дорогостоящее имущество: самолеты и авиадвигатели? Идея продать их, когда большая часть авиаперевозчиков России активными темпами производит замену парка лётных машин, кажется нереальной. Но власти Колымы, по-прежнему, полагают, что ничего не возможного нет, в этом они солидарны с руководством Росимущества.

Может быть поэтому не угодным сегодня стал сегодня конкурсный управляющий Виктор Радский, который с чьей-то лёгкой руки получил неудовлетворительную отметку за свой труд?! Его деятельность признана активной, но не эффективной. О затягивании процедуры банкротства стали поговаривать несколько месяцев назад в Территориальном управлении Росимущества по Магаданской области, куда стекаются отчеты об оценке объектов имущества авиакомпании. Специалисты, проверив документы на соответствие стандартам оценки и законодательству оценочной деятельности, пришли к однозначному выводу - работа неудовлетворительная. С июня 2008 года по май 2009-го от конкурсного управляющего поступило 146 отчетов об оценке. Заключением одобрено всего 62 из них.

- Остальные отчеты мы возвращали на доработку, причем не один раз, - сообщила начальник отдела госсобственности, реестра и приватизации Территориального управления Росимущества по Магаданской области Галина Тигунова. - К примеру, нам непонятно, почему конкурсный управляющий выбрал компанию оценщика из города Чехов Московской области. Комитет кредиторов предприятия указывал, что это может привести к серьезным задержкам конкурсного производства, это и произошло в конечно результате.

В марте 2008 года конкурсный управляющий действительно заключил договор с фирмой "Эксперт" на оценку нескольких воздушных судов. Был выплачен даже аванс - 1,8 миллионов рублей. Как оказалось, впоследствии, из-за взаимных претензий договор расторгли. Сегодня весь объём работ по контракту выполняет одна из местных магаданских компаний. Всего предстоит оценить три авиалайнера Ту-154М и один Ил-76ТД, но, как считают бывшие работники "Магаданских авиалиний", на прохождение всех процедур уйдет несколько месяцев и, даже если самолеты всё же удастся реализовать, деньги они не увидят.

Выяснилось, что долг компании-банкрота не зафиксирован. Его сумма постоянно увеличивается в арифметической прогрессии. К примеру, за период с момента официального объявления о банкротстве предприятия, только расходы на ведение конкурсного производства составили более 24 миллионов рублей, а это, стоит отметить, почти половина суммы долга по заработной плате перед сотрудниками. За время работы Виктора Радского именно такая сумма прошла через счета компании, но денег работники так и не увидели. И это понятно, ведь 12 миллионов рублей, вопреки удовлетворению очередности требований кредиторов - конкурсный управляющий определил средства на выплату вознаграждения себе и подчиненным.

Подобной деятельностью уже заинтересовались контролирующие органы, которые после проведения детальной проверки нашли серьезные нарушения. Многие кредиторы, также не довольны работой конкурсного управляющего и уже обратились с исковыми заявлениями в суд, требуя отстранить его от обязанностей. Ситуация осложняется. Процесс затягивается. Налицо чиновничий произвол. Страдают же, по традиции, рядовые граждане.

Сегодня все вместе с горечью утраты вспоминают о возможности решить проблемы авиакомпании "Мавиал" и возобновить полёты. Случай многие эксперты оценки бизнеса называют единичным в своей практике. Как правило, банкротство - удел предприятий без малейшего намека на развитие и становление. У авиакомпании "Мавиал" шанс был, ведь не только перевозчик оказался должником перед кредиторами, но и у самого транспортного предприятия, судя по бухгалтерским документам, числится не малая дебиторская задолженность. Вероятно, процедура была выгодна в определенных кругах. По заверению конкурсного управляющего, изучившего досконально весь документооборот компании, политика руководства предприятия даже в преддверии объявления "Мавиала" банкротом способствовала не выходу из кризиса, а, наоборот, погружению в долговую яму. Заключение невыгодных договоров на аренду воздушных судов, ремонт авиадвигателей, списание имущества, которое могло служить предприятию верой и правдой ещё много-много лет - только часть причин.
Возможно, когда детали начали всплывать, активная деятельность конкурсного управляющего, требующая не малых физических и финансовых затрат, определенным образом стала доставлять не мало беспокойств одним, бездействие которых привело к развалу тогда, и другим - чье нежелание изменить ситуацию возникло в процессе. В итоге, конечно, камни стали кидать в огород отпущенного.

Напомним, Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Авиакомпания "Магаданские авиалинии" создали 23 марта 1994 года. Изначально, "Мавиал" оказывал лишь летные услуги. Спустя время к предприятию присоединили технический центр обслуживания, центр авиационной медицины, агентство воздушных сообщений и другие подразделения.

В 1997 году авиакомпания "Мавиал" начала выполнять беспосадочные рейсы на ИЛ-62М по маршруту Магадан-Москва. Три раза в неделю по летнему расписанию и один раз в зимнее время года - такого количества рейсов тогда было вполне достаточно. Так, авиакомпания "Мавиал" стала основным авиаперевозчиком на Колыме.

В результате августовского дефолта в 1998 году платежеспособность жителей Магаданской области упала и в самый активный сезон, летом, многие не смогли приобрести билеты, цена которых оказалась высокой.

В 1999 году генеральным директором авиакомпании "Мавиал" стал Александр Шуваев. Именно в период его деятельности начался подъём компании. Для крупнейшего авиаперевозчика Колымы создали самые благоприятные условия: отсутствие конкурентов и активная поддержка со стороны администрации Магаданской области. Эти факты позволили "Мавиалу" осуществлять круглогодичные перевозки с максимальной частотой полетов длительное время.
Первые проблемы возникли в 2004 году, когда авиакомпания "Мавиал" встала в так называемый план приватизации. На рынок авиационных перевозок именно тогда были допущены "Владивостокавиа", "Дальавиа" и "Красэйр". Итоги отпускной кампании в Магаданской области для предприятий-перевозчиков были неутешительными, они сработали с убытками. Финансовые потери самого "Мавиала" за тот год составили примерно 130 миллионов рублей.

Александр Шуваев в 2005 году решил покинуть пост генерального директора. Его место занял другой руководитель - Константин Бударин. Уже в 2006 году, к началу апреля, долги по заработной плате работникам авиакомпании превысили планку в 30 миллионов рублей. Компанию поддерживали власти, она выигрывала тендеры на перевозку бюджетников в период проведения отпускной кампании на Колыме, но даже это не помогло справиться с натиском проблем. В мае отменили первые рейсы по маршруту Магадан-Москва-Магадан. Авиакассы "Мавиала" закрыли на территории всей Колымы - к лету.

Люди, купившие билеты за наличные или получившие их по требованиям, не смогли улететь в самый разгар отпускной кампании. Администрация Магаданской области принимала экстренные меры, выделяла средства для обмена билетов и покупки их у других авиаперевозчиков. Полного провала отпускной компании удалось избежать, но частично она всё-таки была сорвана.

9 октября 2006 года в Магадан прибыл назначенный Росимуществом исполняющий обязанности генерального директора авиакомпании "Мавиал" Александр Зарудин, который должен был решить все проблемы в предельно сжатые сроки и определить пути движения вперёд, снова к развитию, обходя, коснувшийся компанию, кризис. Но, вероятно, судьба авиакомпании "Мавиал" уже на тот момент была предрешена. 25 июня 2007 года Арбитражный суд Магаданской области признал ФГУП Авиакомпания "Магаданские авиалинии" банкротом и назначил конкурсного управляющего для организации инвентаризации и продажи имущества предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «PrimaMedia». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка