Автор: Константин Владимиров
Опубликовано: 12.08.2009, 10:12
 

Минпромторг опускает крылья

ВАСО может прекратить выпуск пассажирских Ил-96


[image]

Руководитель Минпромторга России Виктор Христенко заявил, что производство дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера Ил-96 в пассажирской версии бесперспективно и в ближайшие годы будет свернуто. В Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) действительно уже сосредоточились на выпуске машин в транспортной версии. Источники в авиапроме подтверждают, что заказов на Ил-96-300 и Ил-96-400 нет, а единственная организация, которая за последнее время проявляла к ним интерес, - управление делами администрации президента.

Виктор Христенко, анонсируя на днях предстоящий в середине августа авиасалон МАКС-2009 в Жуковском (Московская область), заявил, что у лайнеров Ил-96 производства ВАСО "перспективы нет". "Самолеты будут некоторое время летать. Но в семействе широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов останется только транспортная конфигурация машины", - пояснил министр. По его словам, одновременно российским правительством принято решение об отмене пошлины на ввоз в Россию зарубежных лайнеров вместимостью более 300 человек. Также "ведется большая работа по сотрудничеству с США в производстве их дальнемагистральной и широкофюзеляжной пассажирской версии Boeing". Господин Христенко уточнил, что российская сторона поставляет для иностранных партнеров "значительный объем титановых конструкций".

Отметим, что заявления Виктора Христенко, в сущности, вписываются в тот радикальный план оптимизации производства в ВАСО, который обсуждался минувшей весной в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В нем, в частности, предлагалось свернуть выпуск Ил-96 после 2012 года и превратить авиазавод в сборочное производство только региональных лайнеров Ан-148 и военно-транспортного самолета Ил-112.

Источники в авиапроме, знакомые с ситуацией, тем не менее, утверждают, что интерес к Ил-96-300 проявляло управлением делами администрации президента России. Соответствующая заявка есть на рассмотрении лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко". "Объективности ради, конечно, надо отметить, что заказов на пассажирские дальнемагистральные суда в условиях кризиса, по сути, нет, а Ил-96-400 потребляет меньше топлива, чем "трехсотый", и с экономической точки зрения он более выгоден, - пояснил источник. - Но в принципе, если объяснять на пальцах, оба борта несильно отличаются. Условно говоря, если от Ил-96-400 отрезать "болгаркой" пять-шесть метров, то получится Ил-96-300. И авиазавод, если будут заказы, сделает и тот, и другой борт".

"Ничего такого, что бы кардинально меняло ситуацию, в заявлениях Виктора Христенко не прозвучало. По крайней мере, ничего критичного я в них не вижу, - пояснил представитель лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Андрей Липовецкий. - Реальных заказов на Ил-96 в пассажирской версии нет. Но, если появятся, сделаем". "Ил-96 и ранее собирался максимум по лайнеру в год, что нельзя назвать серийным или мелкосерийным производством, - отметил гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Поэтому решение прекратить выпуск Ил-96 ожидаемо". По его мнению, для вывода производства в серию нужны заказы и более низкая себестоимость.

В ОАК заявления министра не комментируют. Ранее президент ОАК Алексей Федоров, комментируя разговоры об оптимизации производства в ВАСО, говорил, что Ил-96 имеет государственное значение, "такими самолетами пользуются первые лица государства". По его словам, в случае с дальнемагистральными широкофюзеляжными лайнерами речь идет об исключительно штучном производстве под заказчика.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт управляющей компании "Финам Менеджмент", полагает, что конкуренции с Западом в сегменте уже давно нет. "Многие наши перевозчики пользуются для таких рейсов продукцией Boeing или Airbus. Эксплуатируется Ил-96-300 "Аэрофлотом", а также AirUnion, - объяснил господин Баранов. - Некорректно говорить, что Россия отказывается от конкуренции с Западом. Если на самолет нет заказов, то о какой конкуренции может идти речь?" По словам эксперта, вариантов решения проблемы не так уж много - если бы удалось снизить себестоимость самолета, упростить лизинговую схему и удешевить кредитные ресурсы, то, возможно, можно было бы вызвать интерес к машине. "Однако, если заказов на Ил-96 действительно не предвидится и не будет, встанет резонный вопрос о перепрофилировании ВАСО, потому что такой гигантский комплекс не может простаивать без дела, а сотрудники не получать зарплату", - резюмировал аналитик.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 августа 2009 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Воронеж». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиасалон, Ильюшин Финанс Ко., Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Ил-96-300, Рыбак Борис, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ан-148, Объединенная авиастроительная корпорация, Крылья, Федоров Алексей, Христенко Виктор, Баранов Дмитрий, Самолетостроение, МАКС-2009 (в процессе тестирования)