Автор: Анна Потехина
Опубликовано: 12.08.2009, 12:55
 

Рыцарь неба


[image]

На днях исполняется четверть века, как маршал авиации Ефимов Александр Николаевич был назначен на должность главнокомандующего Военно-воздушными силами. Он был и остается преданным патриотом ВВС. Ему небезразлично то, что сейчас происходит в Вооруженных Силах и в родном виде войск, поэтому накануне профессионального праздника он поделился с "Красной звездой" своими воспоминаниями о том, как и какие проходили реформы ВВС, а также своим представлением, как должно, на его взгляд, идти современное строительство Военно-воздушных сил.

Наша справка

Ефимов Александр Николаевич. Родился 6 февраля 1923 г. В рядах Советской Армии с 1941 года. Активный участник Великой Отечественной войны. Летчик-штурмовик, командир звена, эскадрильи, штурман штурмового полка, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Совершил 222 боевых вылета на штурмовике Ил-2. В послевоенное время - на различных командных должностях. Окончил с отличием и золотой медалью две военные академии. С 1975 г. - маршал авиации. В 1984-1990 гг. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель министра обороны СССР. После увольнения из рядов Вооруженных Сил продолжил активную работу на государственных и общественных должностях. В настоящее время - председатель Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы, заместитель председателя Российского организационного комитета "Победа", возглавляемого Президентом РФ, член Общественной палаты Российской Федерации, член Центрального совета Министерства обороны РФ по делам ветеранов.


- Александр Николаевич, в силу характера и сегодняшней деятельности вы находитесь в эпицентре событий, происходящих в стране. Накануне вашего любимого праздника поделитесь воспоминаниями о тех кульминационных событиях в истории ВВС, свидетелем которых вам довелось быть.

- Действительно, некоторые вехи в истории ВВС за 52 года моей службы отложились в памяти так, что забыть их невозможно. Я служил в ВВС на различных должностях, начиная от рядового летчика до главнокомандующего ВВС - заместителя министра обороны, прошел все командирские ступеньки, не пропустив ни одну из них. Работал в Совете Министров СССР на посту председателя Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением. За время службы в ВВС я, конечно, изучил всю довоенную историю авиации: как она строилась, какие были наши успехи, какие были просчеты.

В довоенные годы вся советская промышленность, наука были ориентированы на создание мощных ВВС. Заказывались и проходили испытания новые самолеты. Поэтому Военно-воздушные силы успешно воевали еще до Великой Отечественной войны: и на Халхин-Голе, и на Хасане, и в Испании. Этот период стал эпохой становления Военно-воздушных сил. Тогда отрабатывалась их организационная структура, обучались специалисты. Конечно, массовое строительство летательных аппаратов было очень большой нагрузкой для государства, но тогда это было жизненно необходимо. "Трудовой народ, строй воздушный флот!" - был популярный лозунг. И трудовой народ, холодный, голодный, неустроенный, строил воздушные силы страны. И они были созданы довольно мощные: уже к началу войны мы имели 29.450 самолетов всех типов, из них 21.595 боевых. Сколько в тот период было совершено летных рекордов, какие проводились авиационные праздники и парады!

В 1936 году была введена должность начальника ВВС, которому на следующий год предоставили права заместителя наркома обороны по ВВС, при нем имелся штаб как орган оперативного руководства, входивший в состав Управления ВВС. Но все же это была полумера, и ВВС не обрели статус полноценного вида Вооруженных Сил.

В Германии военно-воздушные силы в довоенный период были родом Сухопутных войск. И в Советском Союзе возникла идея сделать структуру ВВС аналогично немецкой. Это была очень серьезная системная ошибка. Наша авиация была рассредоточена по общевойсковым армиям и корпусам, подчинялась командованию Сухопутных войск. И войну мы начали в такой структуре, которая сохранялась до 1942 года. Я считаю, что во многом по этой причине в начале войны только в первый день мы потеряли 1.316 самолетов. Да, общее руководство авиацией осуществляли опытные военачальники, преданные Родине, но они не были профессиональными авиаторами, не знали специфику авиации и не умели ею командовать. Это было нашей бедой.

Немцы же еще до войны создали самостоятельный вид вооруженных сил - люфтваффе со своим главным командованием, создали оперативно-стратегические объединения - воздушные флоты. Германские ВВС подчинялись верховному главнокомандующему.

Война все расставила по своим местам. Чтобы коренным образом изменить ситуацию, 5 мая 1942 года Военно-Воздушные Силы фактически стали видом Вооруженных Сил, имеющим в своей структуре воздушные армии. Это оправдало себя с первых дней реформы: была сформирована четкая организационная структура (в составе ВВС находились 17 воздушных армий; в 1944 году сформирована 18-я воздушная армия), стала эффективнее система управления, появилась возможность сосредотачивать усилия авиации на важнейших направлениях действий войск, на авиацию стала работать целая отрасль науки, создавалась система обучения кадров. В составе ВВС были: фронтовая авиация (истребители, разведчики, штурмовики, бомбардировщики), дальняя авиация, военно-транспортная авиация - весь спектр авиационной техники. Это значит, что были сформированы единая техническая политика и единый орган, который ее осуществлял.

- Каким для Военно-воздушных сил стал послевоенный период?

- После окончания войны в ВВС начала поступать качественно новая авиационная техника - началось бурное перевооружение на самолеты с реактивными двигателями. Этот период стал расцветом Военно-воздушных сил, который привел к созданию уникальных образцов боевой авиационной техники. На небывалую высоту был поднят общетехнический и общекультурный уровень командного и технического состава.

- Расскажите об этапе развития ВВС в то время, когда ими командовали вы.

- Считаю, что мне посчастливилось служить именно в это насыщенное время. Я командовал дивизией, воздушной армией. С 1969 по 1984 год был первым заместителем главкома ВВС, а с 1984 по 1990 год - главнокомандующим ВВС - заместителем министра обороны СССР.

Свою должность главкома ВВС в 1984 году я принял, когда военная авиация находилась на подъеме. Военно-воздушные силы были многочисленные, но они были легко управляемы, потому что вся система управления была отлажена до совершенства. А это самое главное - система управления. Поэтому и переход авиации с одного типа на другой проходил планомерно и безболезненно. При постоянном и непрерывном обновлении авиационного парка нам удавалось сохранять стабильную и работоспособную систему управления. Жизнь кипела и заставляла все время развивать ВВС.

На вооружение поступали новые поколения самолетов. Серьезно модернизировалась и система боевой подготовки. Проводились совместные учения с войсками, в том числе с участием ВВС стран Варшавского договора.

Не раз в интересах дела приходилось проявлять принципиальность, идти против течения. Помогала, наверное, фронтовая закалка бороться за правду. Помню, в начале перестройки - в 1986 году - мне удалось добиться решения о возрождении воздушных армий, упраздненных в 1980 году. Правда, для этого мне пришлось лично убеждать не только руководство Министерства обороны, Генерального штаба, но и руководство страны на заседании Политбюро ЦК КПСС. Мое выступление позволило убедить руководство государства в правильности такого шага, и воздушные армии были возрождены, что позволило повысить боеспособность ВВС.

Шло время, и, когда я в 1990 году передавал должность главкома, в ВВС было 26 оперативных объединений (воздушных армий и ВВС групп войск), 44 авиационные дивизии, 305 авиационных полков, 130 отдельных эскадрилий, отрядов и звеньев. Мы заказывали в год более 500 самолетов! Так что к началу 1990-х годов авиация продолжала наращивать мускулы и могла достойно противостоять вероятным по тому времени противникам. Должен подчеркнуть, что создание новой авиационной техники было не только нашим желанием. Прежде всего оно обусловлено военно-политическими условиями и экономическими возможностями государства, которое не жалело денег на обновление авиационного парка ВВС, чтобы сохранить военно-стратегический паритет.

- В начале 1990-х вы перешли на новую должность, но, по всей видимости, не расставались с ВВС.

- То время было нелегким для страны. Всякое изменение политической системы не проходит бесследно, в том числе для Вооруженных Сил, для ВВС. В начале 1990-х мы еще работали по инерции. Но со временем мы стали понимать, что в создании авиационной техники появились некоторые противоречия: жизнь, развитие военно-технической мысли, в том числе и за рубежом, выдвигали новые требования, а промышленность начала отставать. И этот процесс был очень чувствительным для российской авиации. Многие специалисты ушли из авиационной промышленности, развитие техники стало тормозиться. Инженерный состав ощущал свою бесперспективность. У конструкторских бюро не было заказов, и они "рассыпались". Что уж говорить, была растерянность от того, куда мы идем, что будет с нашей авиацией. Количество закупаемой техники для ВВС снизилось до единиц. Справедливости ради надо сказать, что качество боевой авиационной техники даже в тот период нам удалось сохранить.

Стоило большого труда и для отечественной авиационной промышленности, и для руководства ВВС, чтобы, как говорится, собраться и начать последовательно развиваться. Стали появляться новые образцы боевой авиационной техники. Мы медленно, но верно начали выходить на один уровень с ведущими государствами. Сейчас в России, к счастью, появились четкие политические установки в отношении Вооруженных Сил, определились направления по развитию авиационной промышленности и Военно-воздушных сил.

- Что, на ваш взгляд, необходимо учитывать при строительстве современных ВВС?

- Самое главное, что в мае 2009 года Президент России утвердил Стратегию национальной безопасности до 2020 года. В соответствии с этим документом определяется и вектор развития современных Вооруженных Сил. Теперь появилась возможность четко определить приоритеты строительства современных Военно-воздушных сил. В зависимости от этого определяются и принципы оснащения и применения ВВС.

Я с удовлетворением наблюдаю, как наша авиация постепенно модернизируется: появляются новые образцы вооружения и военной техники, хотя, к сожалению, не так быстро, как нам, ветеранам ВВС, хотелось бы. Так, у нас есть очень хорошие истребители, боевые вертолеты, стратегические бомбардировщики. Некоторые не уступают американским. Новые образцы российских боевых самолетов должны не только экспортироваться за рубеж нашими компаниями, но и идти на оснащение своих ВВС.

В ходе проходящих мероприятий по приданию нового облика военной организации нашего государства, как я считаю, в первую очередь ВВС должны становиться высокотехнологичным, эффективным, маневренным видом Вооруженных Сил. Нужно развивать и беспилотную авиацию наземного, морского и воздушного старта, тем более что на этом направлении мы отстали от западных армий - впрочем, об этом не раз правильно писала наша с вами "Красная звезда".

Сегодня огромное внимание уделяется развитию потенциала Воздушно-десантных войск. Рад, что военно-политическое руководство страны оставило их в прежнем структурном виде, но для их использования тоже необходима сеть районов авиационного базирования, которая позволит частям ВДВ оперативно оказаться в любом районе. Нам необходимо развивать военно-транспортную авиацию, чтобы всегда была возможность доставить и тяжелую технику, и десантников в любой регион страны. Например, чтобы доставить один полк ВДВ, нужно поднять в воздух авиационную дивизию. На мой взгляд, нужно создавать комплексную программу развития Воздушно-десантных войск и военно-транспортной авиации. Без военно-транспортной авиации ВДВ функционировать не смогут.

Важно также совершенствовать систему боевого управления авиацией: обновлять системы связи, аппаратуру, внедрять новые информационные технологии. Нам нужно реформировать систему профессиональной подготовки специалистов, технического персонала и летчиков, которые будут эффективно овладевать новой авиационной техникой.

Оптимизация численного состава Военно-воздушных сил, конечно, необходима - с учетом нынешних экономических и финансовых возможностей государства, новых военно-политических реалий, развития технической мысли. Но здесь важно, на мой взгляд, быть очень осторожным. В ВВС должны оставаться высокоподготовленные специалисты, способные решать поставленные задачи. В современной армии, тем более в авиации, не должно быть "первоклашек". К этому, думается, обязывает обстановка на границах России. События августа 2008 года на Южном Кавказе показали, что партнеры, к сожалению, могут оказаться врагами. И к этому нужно быть готовым.

Я глубоко убежден, что надо менять и систему обучения военнослужащих по призыву. Приветствую повышение качества военно-патриотического и физического воспитания молодежи, подготовку граждан по военно-учетным специальностям. Надо оказывать помощь организациям РОСТО, которые в состоянии готовить специалистов массовых технических профессий для хозяйственного и оборонно-промышленного комплекса страны, а также летно-технические кадры для ВВС. Это позволит повысить качество патриотического воспитания и физическую культуру молодежи допризывного возраста и в конечном счете повысить обороноспособность страны.

Естественно, много внимания нужно уделять решению социальных вопросов ВВС. Это бесспорно.

В ходе реформы Вооруженных Сил нельзя забывать и о большом опыте ветеранов, тех, кто формировал ВВС, кто создавал и развивал лучшие традиции авиации. Этот опыт, несомненно, был бы очень полезен. Ветераны очень переживают за судьбу Вооруженных Сил, потому что в своем большинстве они, к сожалению, недостаточно информированы о нынешних преобразованиях. Многие из них пользуются непроверенной информацией, появляющейся в гражданских СМИ, и делают неверные выводы. Поэтому роль "Красной звезды", которую я выписываю несколько десятилетий, сегодня чрезвычайно высока. Мне представляется, вам надо чаще давать высказываться главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов и флотов и делать это не только по праздникам.

От имени руководимой мною Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы и от себя лично хочу поздравить всех ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов авиации с праздником - Днем Военно-воздушных сил! Хочу пожелать им активной плодотворной жизни, здоровья, не забывать, что и сегодня их позиция, их опыт важны для созидания Военно-воздушных сил! А тем, кто сейчас в боевом строю, желаю успехов в службе по укреплению обороноспособности нашей Родины, сохранению и приумножению славных традиций Военно-воздушных сил.

 

Дайджест прессы за 12 августа 2009 года | Дайджест публикаций за 12 августа 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационно-Промышленная Компания ВЕКТОР, Авиакомпания "Победа", Ту-136 (в процессе тестирования)