О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Цены на билеты взлетели и садиться не спешат

Почему в Тунис или Египет слетать стоит дешевле, чем на российское Черноморское побережье? Этот вопрос, как выяснилось, волнует не только самих путешественников, но и Федеральную антимонопольную службу

Почему в Тунис или Египет слетать стоит дешевле, чем на российское Черноморское побережье? Этот вопрос, как выяснилось, волнует не только самих путешественников, но и Федеральную антимонопольную службу. Как рассказал "Известиям" начальник управления контроля транспорта и связи Константин Сеничкин, ФАС уже направила запросы в авиакомпании, Минтранс и Росавиацию с просьбой объяснить, откуда берутся такие высокие цены на внутренние рейсы. Пока антимонопольщики ждут ответа, "Известия" сделали попытку провести собственное расследование.

Почему в рекламе цена одна, а при покупке другая? Почему соседние места в самолете стоят по-разному? Почему лететь туда бывает в несколько раз дешевле, чем обратно? В общем, вопросов возникает масса. Глава ФАС Игорь Артемьев как-то сравнил систему ценообразования на авиабилеты со скрытой комиссией в банках: "Тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%".

В четверг - дешевле

На самом деле на цену билета влияет несколько тысяч факторов, а для расчета конечной стоимости авиакомпаниям приходится пользоваться сложнейшими компьютерными системами. Один из таких факторов - день недели. Например, дешевле всего слетать в Петербург из Москвы в четверг. Логика такая: отправляются в северную столицу в будний день в основном люди деловые, а четверг, с точки зрения бизнесмена, неудобен - остается слишком мало времени для рабочих встреч.

Желание угодить каждому клиенту похвально, но в итоге получается парадоксальная ситуация. Ведь теперь, чтобы найти самый выгодный для себя тариф, нужно потратить немало времени. А иногда отыскать такой вариант просто невозможно. Американские ученые из Массачусетского технологического института подсчитали, что если двое взрослых хотят осуществить перелет туда-обратно с двумя пересадками, то вариантов различных комбинаций окажется 10 в 36-й степени. Может, например, оказаться, что лететь из Нью-Йорка в Бостон (оба города находятся на западном побережье США) будет дешевле через Лондон.

В некоторых авиакомпаниях количество тарифов может доходить до 50. Хотя на деле никакой разницы в обслуживании нет. На регулярных рейсах зачастую в соседних креслах сидят люди, у которых двукратная разница стоимости билетов.

- Нормальная ситуация. Компаний на рынке много, у пассажира есть возможность выбора, - констатирует Олег Пантелеев из агентства "АвиаПорт".

Ситуация, может, и нормальная, но, что называется, для тех, кто в теме. Простым же авиапассажирам такая логика кажется странной. Мой папа собрался в командировку в Екатеринбург. Каково же было его удивление, когда билет Москва - Екатеринбург стоил 4775 рублей, а обратный билет уже 6825 рублей! В пресс-службе авиакомпании "Уральские авиалинии", куда позвонили "Известия", объяснили это различными тарифами и предложили посмотреть, чем отличаются тарифы на сайте. Разобраться в этом оказалось сложно. Сайт выдал мне технические подробности оформления билетов: на каких бланках их можно продавать, каким способом оплачивать через интернет - пластиковой картой или web-деньгами, а также условия возврата билетов. Оказывается, все эти факторы также влияют на стоимость перелета.

Обычный пассажир о таких тонкостях даже не догадывается. Моему папе еще повезло: покупай он билеты на тот же рейс днем позже, они обошлись бы ему уже в 9300 рублей. А будь его билет бумажным, а не электронным, то он заплатил бы на 455 рублей больше (в этом случае включили бы дополнительный сбор за бланк).

Естественно, сказывается на цене билета и класс бронирования. Эти классы обозначаются буквами, указанными на билете. Как правило, коды A, F, P, R относятся к первому классу, C, J, D, Z - к бизнес-классу (Z - тариф со скидкой), а Y, B, H, M, N, G, I, K, L, O, Q, R, S, T, U, V, W, X - это эконом. Удивлены? Большинство этих букв обозначают очень специальные случаи. Класс Y - самый дорогой из тарифов эконом-класса, на него нет никаких ограничений. Он вполне может оказаться дороже или всего немного дешевле тарифа бизнес-класса со скидкой. Другие классы, как, например, T, W, Q, дешевле, но за это на них налагаются определенные ограничения. Например, некоторые авиабилеты нельзя сдать или можно сдать лишь с большими финансовыми потерями. Все эти ограничения можно посмотреть перед покупкой авиабилета. Если покупать его через интернет, то придется поставить галочку, означающую, что вы согласны с условиями, на которых билет продается. Поэтому будьте внимательны при покупке.

Подайте на топливо

Цена самого билета - это еще не конечная его стоимость. Нужно прибавить дополнительные сборы. Эту практику в 2004 году ввела британская British Airways, установив доплату в ?2,50 за перелет. С тех пор количество разных сборов сложно пересчитать по пальцам. Например, после терактов 11 сентября по всему миру усилился контроль в аэропортах, который оплачивается из специальных сборов на безопасность. Но на это и денег не жалко. А вот с чего пассажиру, покупающему билет в Великобритании, оплачивать так называемый дополнительный пассажирский сбор (APD)? Или с какой стати платить 22 евро за развитие аэропорта в Афинах?

Но самая большая загадка - введенные авиакомпаниями топливные сборы. Впервые они появились в 2004 году, после очередного скачка цен на горючее. Авиаперевозчики перенесли ответственность на продавцов топлива - "за эту часть стоимости билета отвечаем не мы, а нефтяники" - и обещали отменить ее, как только цены на нефть упадут ниже $30 за баррель. С тех пор стоимость билетов росла вместе с нефтяными ценами.

Впрочем, когда нефть подешевела, топливные сборы не отменили. Авиакомпания "S7" кивает на тех же нефтяников. "Большего снижения цен на авиабилеты не произошло, поскольку снижение цен на авиатопливо было не столь значительное, как их рост в 2007-м - начале 2008 г. Тогда авиакеросин подорожал на 70%, а на данный момент цены снизились всего лишь на 30-40%", - рассказывает пресс-секретарь компании Кирилл Алявдин.

Казалось бы, авиакомпаниям давно следовало включить топливный сбор в основной тариф, тем более что доплата уже часто превышает сам тариф. Но тогда это лишило бы перевозчиков возможности этот сбор без конца повышать. Борис Рыбак из консалтинговой компании Infomost объясняет это так: "Топливные сборы - слегка искусственный инструмент. Это больше маркетинговый ход, чем реальная необходимость".

Дорого, еще дороже

В России к общим принципам ценообразования надо добавить и чисто российские особенности. Вот вам пример: билет в Сочи стоит дороже билета в Египет или Турцию. Почему? У нас практически нет чартеров, объясняют эксперты, в основном регулярные рейсы. Если заказчик чартерных рейсов берет на себя все риски, связанные с незаполнением салона, то на регулярных рейсах все риски входят в стоимость билета. Авиакомпании банально распределяют стоимость непроданных билетов на тех клиентов, которые все же решились на перелет.

К тому же цены на топливо в аэропортах России порой бывают выше, чем в Европе. Но если в Европе задирать цены страшно - там все-таки конкуренция, то в России есть города, куда летает только одна авиакомпания. Естественно, она устанавливает такие цены, которые ей кажутся оптимальными.

Тем не менее справедливости ради надо отметить, что положение многих российских авиакомпаний не блестящее. Константин Сеничкин из ФАС рассказывает, что еще в прошлом году рентабельность большинства перевозчиков не превышала 5%, а некоторые и вовсе работали себе в убыток. Возможно, тут необходима какая-то масштабная программа поддержки отрасли, а то свои проблемы авиаперевозчики всегда будут перекладывать на нас, потребителей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка