О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты полетели по расписанию

Впервые за несколько лет чартерная программа российских авиакомпаний в летнем сезоне - 2009 прошла без существенных нарушений

Впервые за несколько лет чартерная программа российских авиакомпаний в летнем сезоне - 2009 прошла без существенных нарушений. После скандалов в связи с долгами перед поставщиками топлива и, как следствие, задержками рейсов авиакомпаний альянса AiRUnion правительство усилило меры контроля за авиаперевозками ( напомним, в августе 2008 года сотни пассажиров альянса застряли в аэропортах на несколько суток).

С тех пор ситуация изменилась к лучшему, отмечают турфирмы и перевозчики. Росавиация обязала авиакомпании предоставлять информацию по задержкам рейсов (регулярных и нерегулярных) на более чем три часа с указанием причин задержки и принимаемых мер. Важной причиной улучшений явился и финансовый кризис - серьезное падение перевозок попросту снизило нагрузку на авиапарк.

Первыми проверять авиарынок взялись Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и транспортная прокуратура. ФАС заявила тогда, что цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы. Совместно с прокуратурой были начаты проверки как авиакомпаний, так и поставщиков топлива и заправщиков.

Уже зимой прошлого года Росавиация с целью сократить количество задерживаемых рейсов подготовила ряд поправок в федеральные воздушные правила. Как сообщили тогда в агентстве, все авиакомпании должны быть классифицированы по степени финансовой надежности. Для этого будет проводиться финансовая проверка перевозчиков, по результатам которой Росавиация сможет приостанавливать полеты и даже лишать авиакомпании сертификатов эксплуатанта.

Кроме того, Росавиация обязала авиакомпании предоставлять информацию по задержкам рейсов (регулярных и нерегулярных) на более чем три часа с указанием причин задержки и принимаемых мер. Представитель авиакомпании должен связаться с оперативным координационным центром и сообщить наименование аэропорта, тип воздушного судна, номер и характер рейса, а также маршрут следования и число пассажиров. Кроме того, Росавиации требуется информация о мерах, принимаемых авиакомпанией по обслуживанию пассажиров.

Как рассказал "Газете" советник руководителя Росавиации Сергей Извольский, таким образом агентство пытается выяснить, соблюдают ли авиакомпании федеральные авиационные правила, требующие предоставления пассажирам задержанных рейсов питания и места в гостинице. Так, если рейс откладывается на более чем два часа, перевозчик обязан предложить прохладительные напитки. Он также обязан предоставить пассажирам возможность сделать два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте.

Комната матери и ребенка должна быть в распоряжении пассажиров с детьми в возрасте до семи лет. Когда рейс задерживается на четыре часа и более, должны предоставлять горячее питание, а также размещение в гостинице, если рейс перенесен на восемь часов в дневное время или на шесть - в ночное. "Если компании регулярно задерживают вылеты, то Росавиация вправе накладывать ограничения на частоту рейсов авиакомпании и даже на направления", - отметил Извольский.

Причины и следствия

Лидерами по задержкам рейсов, согласно данным Росавиации по итогам первого полугодия, стал бюджетный авиаперевозчик Sky Express. Из 4,5 тыс. выполненных рейсов задержаны были 574, из них 74 были задержаны более чем на два часа. Далее следует авиакомпания " Заполярье " с 503 выполненными рейсами, из которых 62 были задержаны. Замыкает тройку "КД авиа" - 543 отложенных рейса из 5,2 тыс. совершенных.

Рейс может быть задержан по многим причинам, основные из которых - неблагоприятные метеоусловия, работа аэропорта или техническое состояние самолета. "Работа авиакомпании заключается в том, чтобы в случае неисправности лайнера вовремя предоставить резервное воздушное судно", - рассказали "Газете" в авиакомпании "Трансаэро". Однако не всегда получается сделать это оперативно.

Некоторые компании организуют свою работу таким образом, что резерва просто нет. Тогда пассажирам приходится ждать, когда самолет освободится и заберет ожидающих вылета пассажиров.

"Кроме того, необходимо более квалифицированно готовить летный экипаж, чтобы работа не останавливалась в плохую погоду, а также повышать качество работы аэропортов, которые не всегда могут справиться с большим пассажиропотоком", - отметил представитель "Трансаэро". Особенно сложно бывает организовать работу в сезон летних отпусков.

Туроператоры против самолетов

Между тем от задержки рейсов страдает репутация не только авиакомпаний, но и турфирм. Как правило, авиабилет на чартерный рейс входит в состав турпакета, поэтому турист в случае задержки рейса предъявляет претензии туроператору, а не авиакомпании, отмечает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

"Усилия Росавиации по борьбе с задержками рейсов приносят свои плоды, прежде всего потому, что потребители знают, что требовать, и авиакомпании знают, что потребители это знают", - говорит она.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отмечает, что опозданий с вылетами стало намного меньше. Она связывает это со спадом турпотока в кризис на 15%. "Все предыдущие годы наблюдался дефицит авиапарка, в этом году было достаточно самолетов, и даже на новогодние праздники не было ни одной задержки", - отмечает Ломидзе.

Она соглашается с Тюриной в вопросе ответственности сторон за задержки рейсов. " В прошлые сезоны, когда многочасовые задержки рейсов были обычным явлением, имиджу туриндустрии был нанесен колоссальный вред, туристы обвиняли во всех бедах турфирмы", - говорит она. Ломидзе уверена, что этот сезон должен стать переломным.

"КД авиа" отлеталась

Авиакомпания "КД авиа" вчера официально заявила о приостановке продаж билетов на свои рейсы. Как говорится в заявлении, размещенном в среду на сайте перевозчика, продажа билетов на все авиарейсы приостановлена со вчерашнего дня в связи с высокой задолженностью перед кредиторами. "Мы разослали телеграммы семи авиакомпаниям, с которыми были заключены соглашения, о том, что они должны быть готовы начать развозить пассажиров в случае остановки операционной деятельности "КД авиа", - сообщил "Интерфаксу" представитель Росавиации. Крупнейшему кредитору, банку "Санкт-Петербург", авиакомпания должна более 2 млрд рублей. Долг перед держателями облигаций составляет около 1 млрд рублей. Правительство РФ приняло решение о выделении "КД авиа" господдержки в сумме 4 млрд рублей. Средства должны поступить "КД авиа" после того, как авиакомпания проведет допэмиссию акций в пользу правительства Калининградской области.

Как отлетали в этом сезоне?

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт"


Несмотря на то что в этом летнем сезоне без задержек, к сожалению, не обошлось, надо отметить, что в целом отрасль отыграла гораздо лучше, чем в предыдущем летнем сезоне. Таких прецедентов, когда люди больше чем на сутки задерживались в аэропортах отправления, уже не было. С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что усилия Росавиации по наведению порядка в этом вопросе все-таки дали свои плоды. С другой - нужно признать, что этому есть и объективные факторы, и в первую очередь - заметное сокращение спроса на подобные перевозки.

Авиакомпании не снизили количество воздушных судов, а возможностей для маневра у них появилось больше. В том случае, если та или иная машина останавливалась из-за технических проблем, было гораздо меньше вопросов, связанных с резервированием. Все это и позволило авиакомпаниям оперативнее реагировать на возможные сбойные ситуации. Несмотря на то что во многих российских аэропортах либо продолжается, либо совсем недавно завершилась серьезная реконструкция и вводятся в строй новые терминалы, в целом это не стало некой серьезной проблемой с точки зрения регулярности вылетов.

Кроме того, в столичном регионе (да и за его пределами) в основном аэропорты вводили в строй и строили новые мощности, исходя из прогноза роста объема перевозок.

Но мы в настоящее время фиксируем совершенно противоположную тенденцию - то есть спад авиаперевозок. Так что в ряде случаев в строй были введены скорее лишние мощности, которые даже в период пиковых нагрузок, традиционно бывающих в августе, позволяли без серьезных проблем обслуживать пассажиропоток.

Артемий Троицкий, музыкальный критик

После автоаварии врачи мне вообще летать не рекомендуют, так что я последние полгода почти не летал. Но когда летал, не возникало абсолютно никаких проблем. Если они и были, то не в полете, а после приземления. Это бешеные очереди на паспортный контроль и бешеные пробки по дороге из аэропорта. По-моему, это гораздо хуже, чем летать на самолете.

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей

Если сопоставлять прошлый и нынешний годы, то этот год для потребителя был достаточно неплохим, и на рынке авиаперевозок никаких потрясений не было. В прошлом году летний сезон сопровождался банкротством "КрасЭйр", "Самарских авиалиний", "Омскавиа" , то есть тех компаний, которые входили в AiRUnion. Так что летный сезон - 2008 будет довольно-таки трудно забыть.

А в плане выплат компенсаций ничего не поменялось, и Россия остается одной из немногих стран, где права пассажиров абсолютно не защищены. Скажем, 10-часовое ожидание в аэропорту по вине авиакомпании оценивается в соответствии с российскими законами в 250 рублей, то есть 25 рублей в час. Также продолжается практика низких страховых выплат пострадавшим в авиакатастрофе, и сумма не превышает 2 млн рублей за гибель пассажира по вине авиакомпании, что в десятки раз ниже компенсаций в США или странах Евросоюза. Также в России очень низко оценивается утеря багажа пассажира: в четыре раза дешевле, чем в Европе. Так что если кто-то хочет хорошей страховой защиты и нормальной компенсации за утерянный багаж, то пусть летает самолетами иностранных авиакомпаний.

Левон Оганезов, музыкант, заслуженный артист России

Я часто летал в этом сезоне, и у меня не было никаких проблем. А вот у моей семьи проблемы, к сожалению, были. Правда, мои родные летали не "Аэрофлотом", а английской авиакомпанией British Airways. Мало того что в Лондоне была задержка, так еще и чемодан потеряли. Перед семьей, конечно, извинились и заплатили деньги за чемодан, но компенсация не возместила потерю.

Я много летаю и могу сказать, что на протяжении, наверное, последних пяти лет British Airways работает очень плохо. А вот "Аэрофлот" и "Трансаэро" мне очень нравятся, и никаких претензий к этим авиакомпаниям у меня нет.

Владимир Винокур, народный артист России

У меня идеальные отношения с авиацией, и никаких задержек нет. То есть с корабля на бал и наоборот. Я летаю самолетами "Аэрофлота", и кормят там очень хорошо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка