Источник: сайт «Транспортный бизнес»
Опубликовано: 04.09.2009, 18:14

Банкротство SkyEurope: кризис рынка авиаперевозок продолжается?


После длительной борьбы с уменьшением количества пассажиров и критическим недостатком средств, SkyEurope Airlines AS, входящая в холдинг SkyEurope Holding AG, 1 сентября 2009 г. прекратила полеты. Уже на следующий день было заявлено о начале процедуры ее банкротства. Наибольшая в Словакии авиакомпания была первым на рынке центральной Европы низкобюджетным авиаперевозчиком, начавшим свою деятельность восемь лет назад, в преддверии расширения ЕС.

Аналитики отмечают, что SkyEurope, основанная в 2001 г. и начавшая полеты в феврале 2002 г., никогда не приносила прибыли, так что банкротство компании назревало давно. Во втором финансовом квартале этого года, авиаперевозчик сообщил о чистых убытках в размере €18,4 млн., за прошлый год они составили €17,2 млн.

Авиакомпания осуществляла полеты в 33 города в 16 европейских странах, максимальный размер авиапарка, за все время ее существования, составлял 14 самолетов. В 2005 г., в результате выхода на биржу, компания смогла привлечь €120 млн. В конце июля 2009 г. SkyEurope заявила, что австрийская финансовая группа Focus Equity готова инвестировать до €16,5 млн., при условии успешной реструктуризации авиаперевозчика, а словацкий суд в июне обеспечил компании неприкосновенность от кредиторов.

Однако средства так и не поступили, поскольку SkyEurope не удалось продержаться достаточно долго для успешной реструктуризации своего бизнеса и выплаты просроченных долгов. В августе, из-за неуплаты по счетам, компании было отказано в предоставлении услуг в аэропорту Вены, а 31 августа - в аэропортах Праги и Братиславы.

Эксперты отмечают, что в текущих кризисных условиях, а также после резкого развития авиакомпаний и их маршрутов в центральной Европе за последние годы, маловероятно, что конкуренты смогут взять на себя все маршруты SkyEurope. Консультант по авиаперевозкам и операционный директор обанкротившейся словацкой компании Андрас Зборай сказал, что SkyEurope была нишевой авиакомпанией с сетью маршрутов, которые большинство европейских перевозчиков посчитали непривлекательными.

На данный момент только авиакомпания Wizz Air, которая в последнее время повышала свою активность в центральной Европе и недавно запустила новый хаб в Праге, а также SmartWings заявили об увеличении частоты полетов в пражский аэропорт, в результате банкротства SkyEurope. При этом, по словам специалистов, Wizz Air, SmartWings и Ryanair могут взять на себя дополнительный пассажиропоток, без необходимости вносить изменения в свою сеть.

Многих возмутило, что словацкая компания прекратила свои полеты внезапно, расстроив планы большого количества пассажиров. Основные аэропорты компании, Братислава, Вена и Прага, предупредили, что возврат денег невозможен для тех, кто заказал билеты у авиакомпании напрямую. Британская ассоциация турагентств ABTA поспешила заявить о необходимости создания компенсационной системы для авиапассажиров.

"Это банкротство авиакомпании в сложном экономическом климате, наряду с рядом других в прошлом году, подчеркивает потребность в незамедлительных действиях, со стороны правительства и ЕС, по закрытию этой дыры в финансовой защите потребителя", - считает глава ассоциации, которая по закону обязана участвовать в компенсационной схеме.

Примечательно, что сообщение о банкротстве SkyEurope появилось в тот же день, когда Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) объявила об убытках авиаперевозчиков в первом полугодии в размере более $6 млрд. По информации IATA, во втором квартале, являющемся обычно самым доходным в году, 54 крупнейшие мировые авиакомпании, включая British Airways, Cathay Pacific и American Airlines, потеряли в общей сумме $2 млрд.

Это намного превышает потери прошлого года, когда кризис только начинал сокращать поток бизнес клиентов - основной финансовой "жилы" крупных авиаперевозчиков. "Традиционно авиакомпании зарабатывают 50% своей прибыли во втором квартале. Это предполагает, что потери в этом году будут достаточно большими", - сообщил главный экономист IATA Брайан Пирс. На этот год Ассоциация прогнозирует убытки в размере $9 млрд. - из-за снижения цены билетов и повышения цен на нефть с $45 за баррель в марте до $70 сейчас.

"Хотя есть некоторые признаки стабилизации объемов пассажиро- и грузопотока, или даже некоторого их повышения, средние цены на услуги продолжают падать", - отметил Б.Пирс. Средние доходы авиакомпаний во втором квартале упали на 20%. Также IATA сообщила о снижении темпов сокращения предложения, сигнализирующем о продолжении интенсивной конкуренции на некоторых маршрутах, которая сдерживает цены на услуги. "Устранение излишнего спроса будет основой для стабилизации как доходов, так и объемов", - считают в IATA.

Для анализа основных тенденций интересны и другие данные, предоставленные IATA. Так, в июле пассажиропоток упал на 2,9%, что не так много, по сравнению с падением на 7,2% в июне и 9,3% в мае. В отчете Ассоциации отмечается, что во втором квартале 2008 г., упомянутые выше 54 авиакомпании, потеряли $926 млн., в первом квартале 2009 г. - приблизительно $4 млрд. Операционные убытки по отрасли во втором квартале этого года составили $468 млн., по сравнению с $2,3 млрд. прибыли во втором квартале 2008 г.

В апреле-июне 2009 г. убытки 20 североамериканских авиакомпаний составили $134 млн., что на 68% меньше, чем $419 млн. убытков за аналогичный период прошлого года. 20 европейских авиаперевозчиков потеряли $1,1 млрд. по сравнению с $439 млн. прибыли во втором квартале 2008 г. Убытки азиатских и тихоокеанских компаний составили $1,29 млрд., что на 34,7% больше по сравнению со вторым кварталом 2008 г.

В качестве позитивного признака, можно отметить повышение в июле объема пассажиро- и грузопотока на 3% по сравнению с июнем. Также июль стал первым месяцем, за более чем год, в котором средняя загрузка по международным пассажирским авиаперевозкам не сократилась, по сравнению с аналогичным периодом 2008г., составив 80,3%.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 сентября 2009 года | Дайджест публикаций за 4 сентября 2009 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Транспортный бизнес». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Международная ассоциация воздушного транспорта, С-2, American Airlines, International Air Transport Association (IATA) (в процессе тестирования)