О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Игорь Леташ: ситуация сложная, но не безвыходная

Новый конкурсный управляющий предприятия-банкрота "Мавиала" считает, что текущую задолженность по заработной плате удастся погасить полностью

По данным Магаданстата, задолженность по зарплате в Магаданской области зафиксирована в 9 организациях различных форм собственности - всего 67,6 млн руб. Об этом губернатор Николай Дудов говорил на прошедшем недавно в Хабаровске совещании при полпреде Президента РФ в ДФО Викторе Ишаеве по вопросам соблюдения трудового законодательства. При этом большая часть этой суммы - задолженность перед бывшими работниками авиакомпании "Мавиал".

Напомним, что решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.06.2007 г. ФГУП "Магаданские авиалинии" признано банкротом, а для ведения конкурсного производства был назначен Виктор Радский. К сожалению, за это время ситуация на предприятии не улучшилась: имущество авиакомпании оценивалось очень медленно, а большинство торгов провалилось.

В связи с этим в адрес конкурсного управляющего стали поступать многочисленные нарекания как от коллектива, так и от совета кредиторов. В итоге в результате проверки дальневосточной транспортной прокуратурой были выявлены многочисленные нарушения закона, допущенные при осуществлении процедуры конкурсного производства, в том числе связанные с предоставлением преференций близким родственникам конкурсного управляющего В. Н. Радского. Так, его дочери в нарушение установленной процедуры вне очереди выплачивалась заработная плата. В связи с этим транспортная прокуратура направила материалы проверки в Следственное управление при Дальневосточном УВД на транспорте МВД России.

Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Решением Арбитражного суда Магаданской области В. Н. Радский отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. 11 августа на эту должность был утвержден Игорь Леташ. Второй по счету конкурсный управляющий "Мавиала" уже приступил к своим обязанностям. Общая сумма задолженности по заработной плате перед работниками авиакомпании за последнее время практически не уменьшилась и составляет более 50 млн руб.

Главный вопрос: удастся ли погасить эти долги и снять тем самым напряженность в коллективе? Люди уже несколько лет ждут своих денег, за это время отправлены письма во все возможные инстанции, но внятного ответа на вопрос, когда же с ними рассчитаются, так и не получен. На вопросы корреспондента "МП" Виктора Пчелинцева ответил Игорь Леташ.

- Игорь Анатольевич, расскажите, как идет процедура банкротства "Мавиала"?

- Я хочу сказать, что на сегодняшний день ведение конкурсного производства в компании значительно осложнено в связи с тем, что параллельно со мной работу осуществляет и служба судебных приставов. По моим данным, там находится около 950 исполнительных документов на сумму более 40 млн руб. Это заработная плата, различные компенсации, выходные пособия, индексации на невыплаченную заработную плату, госпошлины в бюджет. За последние полтора месяца через приставов было взыскано более 600 тыс. руб., при этом мне не дают никакой информации, кто получил эти деньги и за что. Сложилась довольно парадоксальная ситуация: в отношении предприятия, где введена процедура банкротства, возбуждаются исполнительные производства, хотя законом это не предусмотрено - все исполнительные документы должны находиться у конкурсного управляющего, в противном случае вести конкурсное производство, учет документов и денежных средств весьма проблематично.

- Вам удалось наладить контакт с коллективом?

- Я почти ежедневно общаюсь с представителем трудового коллектива Алевтином Петровичем Кузьминым. В ближайшее время планирую организовать встречу с бывшими работниками "Мавиала". Конечно же, настроение у людей тяжелое, и их можно понять. Поэтому в разговорах всегда подчеркиваю: моя первоочередная задача как конкурсного управляющего - погасить текущую задолженность по заработной плате.

- И каковы будут ваши действия, чтобы выполнить эту непростую задачу?

- Я согласен, ситуация действительно сложная, но не безвыходная: у предприятия есть авиационное имущество, в первую очередь это самолеты и авиадвигатели, продажа которого позволит начать гасить долги. Заключены договоры на проведение оценки двигателей и планеров с местной фирмой "Центр ОМЭК". К сожалению, аналогичные соглашения с другой оценочной организацией - ООО "Агентство финансовой экспертизы", которые заключил предыдущий конкурсный управляющий, практически не были выполнены: был оценен лишь один планер, который впоследствии удалось продать. Предприятие имеет 8 нереализованных самолетов и более 30 авиадвигателей. Необходимо отметить, что сегодня спрос на это имущество очень низок. Если в прошлом году был шанс реализовать его по хорошей цене, то сейчас, когда "Аэрофлот" выставил на продажу свой авиапарк Ту-154, рынок оказался просто перенасыщен такой авиатехникой. Поэтому мы вынуждены прорабатывать все возможные варианты продажи, вплоть до выхода на международный рынок.

- Что с недвижимостью авиакомпании?

- На последних торгах был реализован имущественный комплекс на 12-м км на сумму около 900 тыс. руб. Однако пока осталась непроданной почти вся недвижимость "Мавиала" в поселке Сокол. Мы, безусловно, будем выставлять эти объекты на продажу, хотя найти покупателей станет непросто.

- Имущество компании худо-бедно, но все же продается, следовательно, какие-то деньги поступают и долги по зарплате постепенно погашаются?

- Всего за июнь - июль на счет авиакомпании поступило 8,3 млн руб., это деньги, вырученные от продажи планера и объектов недвижимости. Половину этих средств - более 4 млн руб. - конкурсный управляющий

Виктор Радский направил на выплату вознаграждения себе и привлеченным специалистам, остальные - на выплату по исполнительным документам, оформленным приставами, а также возврат задатков и другие платежи.

- А как же погашение долгов по зарплате? Ведь в законе четко прописана очередность выплат, преимущество имеют бывшие работники предприятия-банкрота.

- Этот вопрос нужно задать предыдущему конкурсному управляющему.

- Кстати, в адрес вашего предшественника Виктора Радского со стороны коллектива неоднократно высказывались претензии о намеренном затягивании процедуры организации и проведения торгов по продаже имущества компании. Мавиаловцы резонно замечали, что с каждым потерянным днем авиатехника дешевеет и в конце концов превратится в металлолом.

- Сроки проведения торгов оговорены в законе, и нарушать их нельзя. Другое дело, что авиационная техника сложна в оценке, к тому же имущество "Мавиала" находится в разных городах, а это создает дополнительные транспортные расходы и потерю времени.

Экспертиза проводится не менее 30 дней, далее порядок продажи имущества должен утвердить комитет кредиторов, после этого в СМИ подается объявление о проведении торгов и еще 30 дней принимаются заявки от потенциальных покупателей. В результате процедура реализации затягивается на месяцы. С другой стороны, учитывая сложность ситуации и специфику имущества, нужно прорабатывать и другие, более быстрые схемы продажи. Я прекрасно понимаю, что с каждым днем стоимость авиатехники падает. На некоторое имущество пока еще есть потенциальные покупатели, с ними можно заключать прямые договоры купли-продажи, пока и они не отказались.

- Игорь Анатольевич, прошел месяц, как вы приступили к своим обязанностям. После изучения всех документов, отчетов предприятия можете дать прогноз, что дальше - затянутые и почти безрезультатные торги или все-таки бывшие работники получат свои деньги?

- Я считаю, что текущую задолженность по заработной палате - это первая и вторая очереди реестра кредиторов - удастся погасить со 100 %-ной вероятностью. И надеюсь, что хотя бы частично получится возвратить залоговые обязательства. К сожалению, на большее рассчитывать не приходится, все будет зависеть от того, насколько быстро и по какой цене будет продано имущество "Мавиала".

- В вашей практике работы конкурсным управляющим были подобные дела, когда речь шла о крупном предприятии с большим коллективом и многомиллионными долгами?

- Я думаю, что на всей территории области до сих пор таких дел не было вообще, ведь "Мавиал" был самым крупным предприятием в регионе. В моей практике есть работа с компанией "Магаданнефтепродукт", куда я пришел уже третьим по счету конкурсным управляющим. Это предприятие банкротили 5 лет, мне удалось в течение 6 месяцев завершить все мероприятия, предусмотренные при процедуре банкротства, и в итоге "Магаданнефтепродукт" был исключен из госреестра. Вообще независимо от масштабов предприятия и его долгов схема конкурсного производства остается неизменной: увольнение работников, инвентаризация, оценка и продажа имущества и, в конце концов, расчет по всем долгам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Север ДВ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка