О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Вихрелеты" - транспорт ХХI века. Новая мировая революция может начаться в России

"Люди стали более подвижны, объем воздушных перевозок удваивается каждые 7 лет. Грядет "транспортная революция", неизбежно появление нового транспорта, который будет работать по принципу "от двери до двери"

"В идеале для перемещения транспортного средства не требуется затрат энергии". Этот основной постулат, кажущийся парадоксальным, но вытекающий из закона сохранения энергии, Игорь Колпакчиев сформулировал давно.

Шли 70-е годы, приближалась московская Олимпиада. В одном из всесоюзных НИИ рассматривали проект скоростной транспортной системы, предложенный ученым секретарем, руководителем лаборатории Игорем Колпакчиевым. Задача была ясна: когда в Лужниках заканчивается очередной день соревнований, надо максимально быстро "растащить" десятки тысяч людей по разным уголкам города. Увы, финансирование урезали вдвое, и проект остался на бумаге. Минуло 30 лет, Олимпиада Москве сейчас не грозит, но то, что мегаполис не справляется с постоянно растущими транспортными потоками, ясно и ребенку. Впрочем, Колпакчиев, ныне гендиректор НТЦ "Взлет", мыслит куда шире: как Интернет обеспечил всеобщее информационное пространство, так и его проект Интертранс призван обеспечить мир единой транспортной системой.

"Идеальный винт"

"Люди стали более подвижны, объем воздушных перевозок удваивается каждые 7 лет. Грядет "транспортная революция", неизбежно появление нового транспорта, который будет работать по принципу "от двери до двери", - говорит Игорь Николаевич.

"От двери до двери" - это значит, что не нужно тратить несколько часов, чтобы добраться до аэропорта и полировать лавку в зале ожидания. Пассажирский самолет будущего должен подниматься и садиться вертикально, как вертолет, но иметь скорости и обычные, и гиперзвуковые, и даже космические. А площадкой для него может стать хоть крыша дома.

Много лет Колпакчиев разрабатывал так называемую вихревую подъемно-тяговую систему. Ее теоретическая основа базируется на вихревых теориях создателя современной аэродинамики Жуковского. Он ввел понятие присоединенных вихрей - когда лопасти винта заменяются системой вихрей. "Жуковский впервые сформулировал принцип "идеального винта", - говорит Игорь Николаевич, - а мы придумали, как его реализовать на практике. Причем винта как такового нет - это совершенно новая система тяги, принципиально отличная от современных авиационных систем. Тяга создается без вращения лопастей, и она равномерно, как у "идеального винта" Жуковского, распределена по рабочей поверхности".

Если снабдить такой "вихрелет" атмосферно-космическим двигателем, его можно выводить в космос с грузом или пассажирами на борту, уверяет Колпакчиев. В этом случае при перелете, скажем, из Нью-Йорка в Москву не нужно десять часов трястись на высоте 10 тыс. метров - можно за полчаса "проколоть" атмосферу, выйти в открытый космос, а оттуда "спикировать" на землю и сесть в нужной точке. Продолжительность полета в этом случае займет всего один-два часа!

Такому "ковру-самолету" потребуется топливо. И понятно, что это не бензин или керосин. Во-первых, запасы нефти тают, во-вторых, к чему такое варварство в век передовых технологий? "Необходим накопитель энергии, установленный прямо на транспортном средстве, причем накопитель надежный и эффективный, - продолжает Колпакчиев. - Ученые долго работали над аккумуляторными батареями и маховиками для автомобиля. (Об одной такой разработке "АиФ" недавно писал - см. "Супермаховик профессора Гулиа" в № 21. - Прим. авт.) Но в маховиках при вращении происходит вытягивание связующего компонента - грубо говоря, клея. Мы нашли материал, который не расслаивается под действием центробежных сил. При особых условиях его прочность на порядок выше стали. Он выполнен на основе нанотехнологий, и из него должно состоять рабочее тело маховика, который мы назвали гипермаховиком. В нем целый ряд оригинальных технических решений, делающих его идеальным накопителем энергии. Он пригоден как для наземного транспорта, так и для летательных аппаратов. Расчеты показывают, что с одной заправки электроэнергией (а с гипермаховиком стыкуется электромотор-генератор) можно проехать до 2 тыс. км! Это как от Москвы до Сочи по прямой. Реально же можно проехать и 10, и 12 тыс. км за счет того, что энергия будет возвращаться при спусках и торможении опять в маховик. Так реализуется постулат: в идеале энергия транспорту почти не нужна. А электромобиль с гипермаховиком способен ездить на одной заправке все лето"!

Когда закончится нефть

Проекты Игоря Николаевича Колпакчиева существуют лишь на бумаге. англичане предлагали ученому остаться у них, сменив гражданство. Он этого делать не пожелал. Проявляли интерес и другие страны. Только на родине ему все эти годы настойчиво рекомендовали не заниматься "экотранспортом", потому что в стране достаточно нефти.

…Он показывает эскизы. Вот мобильная система "Бумеранг": в фургон помещен контейнер с 5-6 модулями вертикального взлета (см. рисунки). Снабженные гипермаховиками, эти модули покидают контейнер и под управлением оператора, остающегося в кабине на земле, совершают различные действия - например, ведут разведку, патрулируют городские улицы или опрыскивают сельхозугодья. Вот легкий одноколесный самолет "Сафари" - тот самый "ковер-самолет" на вихревой тяге, садящийся на крохотную площадку. Есть еще бизнес-самолет "Парабола", автолет "Кенгуру", складной (!) одноместный самолет, экомобиль, гиромобиль - в общем, голова кругом идет. А вот и то, с чего все начиналось, - скоростная модульная транспортная система. Принцип "от двери до двери" - от дома до аэровокзала или взлетной площадки.

Игорь Колпакчиев надеется, что мировая "транспортная революция" начнется в России. И тогда страна обеспечит себе экономическое процветание....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка